СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание как национальная идея современной школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хабибуллина Инна Юрьевна

      МБОУ ДОД  ДМШ №29 Московского района

 г. Казань 

 

Патриотическое воспитание

 как национальная идея современной школы

 

«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,о наших памятниках, литературе, языке, живописи….

 Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»   Д.С.Лихачёв

 

         В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется преступность, рост жестокости, насилия; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, о падении интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010г.г.»

         Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека.

         Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать  успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»  – говорил он.

         В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.

         Работая преподавателем по классу баяна в детской музыкальной школе , я считаю, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Курс обучения по классу « Баян» включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает к русскому народному музыкальному творчеству. Обучение  игре на баяне индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.

         Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается, но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, дисциплинирует, ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов: зимой и летом, в будни и в праздники. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.

         Формирование патриотизма на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры.При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:

  • Воспитание вкуса;
  • Формирование нравственных и эстетических чувств ( любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
  • Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;

Особый акцент делается на:

  • Изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;
  • Изучение произведений связанных с историей Отечества;
  • Постижение основных пластов мирового музыкального искусства: призведений композиторов классиков.

Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших напевок, потешек, прибауток, частушек («Ладушки», «Андрей – воробей»), заканчивая народными обработками и современными пьесами в народном характере («Тройка» Н.Булахова, «Русский танец»  Н.Чайкина, «У зари-то,у зореньки» народная песня в обр.В.Городовской).

Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей  бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений.  Существует целая классификация русских народных песен: рекрутские, обрядовые,  лирические,  военные,  хороводные,  трудовые колыбельные, прибаутки, заклички и если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен  поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде.  Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера как : («Сама садик я садила», «Савка и Гришка», «Уж мы сеяли ленок») – трудолюбие; («Коровушка») - любовь к животным; («Как пойду я на быструю речку», «Среди долины ровные» )- красота родного края; («Блины») – гостеприимство; («Птичка», «Как пошли наши подружки») - сопереживание; («Частушки») – веселье.  Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию: М.И.Глинки(«Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), П.И.Чайковского («Времена года»), Н.А.Римского – Корсакова («Снегурочка»,»Садко»), М.П.Мусоргского («Борис Годунов»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), А.Лядова («Баба- яга», «Кикимора»).

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся моего класса разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь», «Яблочко» Р.Глиэра, Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»).

Изучая эти произведения,  мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.

Совместная коллективная деятельность детей при игре в ансамбле, оркестре создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке к концертам, мероприятиям происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных .

Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм моей работы с учеником и его родителями: это приглашение родителей в  школу для беседы, посещение семей своих учеников, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.

Большое внимание при воспитании своих учеников я уделяю внеклассной работе по нескольким направлениям:

  1. Историко-краеведческое: экскурсии и походы по родному краю, посещение музеев, выставок народного творчества.
  2. Музыкальное направление: участие в народных праздниках,участие в конкурсе «Волшебная гармонь»,в межрегиональном фестивале-конкурсе  , участие в районных мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России,подготовка и участие в концертах,посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, выступление учащихся в школах, детских садах, приюте, популяризируя баян.

Исследования доказали, что младший школьный возраст - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности.

Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим  морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку приносящую ему самому радость.

Наблюдая за учащимися своего класса,  я заметила, что дети обучающиеся в музыкальной школе отличаются от остальных школьников: они сочувственны, терпеливы, мягкосердечны и одновременно мужественны и поэтому я уверенна, что наши дети будут готовы подать «стакан воды» своим престарелым родителям!                                                

                                                   Используемая литература:

1. Теплов Б.М. « Психология музыкальных способностей»

 2.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»

3. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости».

4. Брызгалин В.С. «Радостное музицирование».

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!