СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое  воспитание  на  уроках  адыгейского  языка  и  литературы.

Подготовила: Ужбанокова  Светлана  Анзауровна

Место работы: МБОУ «СШ№1» им. Героя России В.Ч. Мезоха, а.Тахтамукай, Тахтамукайского  района

Должность: Учитель  адыгейского  языка и литературы

Стаж: 29 лет

Категория : Высшая

 

 

 

Патриотическое  воспитание   школьников- это систематическая  и целенаправленная  деятельность  по  формированию  у  учащихся  высокого  патриотического  сознания, чувства верности  своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга  и конституционных  обязанностей  по  защите интересов Родины. Патриотическое  воспитание  становится одним из  главных тем, которые требуют  к  себе  новых  подходов  и  решений. Самое  главное  приобретение  человечества  в период  детства и ученичества – это  вера  в  себя, вера в  то, что  он  знает  и  умеет,  чувство  собственного  достоинства.

 Важную  роль  в  воспитании  в патриотическом  воспитании и  становлении  человека  играет  школа. Преподавание  адыгейского  языка  и  литературы  дает  учителю  широкие   возможности  по  воспитанию  гражданственности  и  патриотизма. Патриотизм -  это  важнейшая  ценность, которая  несет  в  себе  не только  социальный, но  и  духовно-нравственный,  идеологический, культурный  и  исторический  компоненты.   Воспитание  у  детей  уважения к  интересам  общества  неотделима  от  воспитания  любви  к  своей  родине.

Любить  Родину-  это  значит  любить  и  уважать то,  что  нас  окружает,  то есть  природу,  людей,  традиции, историю  своего  народа. Родина  и  народ, понятие  о  долге  перед  Родиной,  решение  этих  вопросов  занимает  главное  место  в  народной  педагогике. Мы, учителя  родных  языков,  должны  донести  это  все   до  сознания  наших  детей, используя  разные  виды  и  методы  обучения  на  уроках  адыгейского  языка  и  литературы.

Важнейшей  составной  частью  воспитательного  процесса  является  формирование  патриотизма  и  культуры  межнациональных  отношений.  Только  на  основе  возвышенных  чувств  патриотизма  и  национальных  святынь  укрепляется  любовь  к  Родине,  появляется  чувство  ответственности  за  ее  могущество,  развивается  достоинство  личности.

В условиях  современной  реальности  пришло  новое  понимание  патриотизма  как  верности  высшим  нравственным  ценностям  народа,  истоком  которых  является  духовные  традиции  предшествующих  поколений,  многовековая  история  многонациональной  России.

Возродить  высокое  значение  слова  «патриотизм»  призваны  образовательные  учреждения  так  как   детство,  юность- самая  благодатная  пора для воспитания  чувства  любви  к  Родине.  Огромная  роль  в  воспитании  чувств патриотизма  принадлежит  учителю. Я  считаю, что  именно  учитель,  прививая  чувство  любви  к  родному  языку, воспитывает  личность  с высоким  чувством  патриотизма.

Огромный  материал  для  патриотического и  гражданского  воспитания учащихся  представляют  стихи, поэмы, рассказы ,  посвященные  Великой  отечественной  войне.  Сейчас есть разные  взгляды   на  патриотизм, небывалый  героизм   народа  на  фронте  и  тылу. В  то  время  был  воспитан  истинный патриотизм, преданность  Родине. Это помогло преодолеть  суровые  испытания  и  победить.

Так , в  6  классе, мы  изучаем  повесть Киримизе  Жане «Хусен  Андрухаев». Я  рассказываю о  подвиге Хусена  Андрухаева. Как  он  погиб, где  похоронен, показываю  его  фотографии,  читаю  его стихи.  Я   рассказываю  им  о том,  что  ему  первым  из  поэтов  в  нашей  стране  было  присвоено  высокое   звание -  Героя Советского  Союза. Стойкость, дух товарищества ,  преданность  отечеству- эти  качества  присуще  бойцу  Андрухаеву. На  примере  Андрухаева  мы  видим  и  другие  черты  героев  Великой  Отечественной –несокрушимую нравственную силу,  исключительное  мужество. На  уроках  я  провожу  параллель  данной  повести и  произведений Гадагатель  Аскера   «Самоотверженный» («Псэемыблэжь»)-  о  герое  Советского  Союза  Чуц  Абубачира;  Гиссы  Схаплок «Даут»-  о  герое  Советского  Союза  Нехай  Дауте.

В  произведениях  адыгских  писателей  много  отрывков  из  романов, повестей,  рассказов  в  школьной  программе.  В этих  произведениях   особенно  ярко  проявляется  патриотизм. Это  такие  произведения  как «Сын  двух  матерей» Д.Г. Костанов; «Семь  дождливых  дней»  П.К. Кошубаева;  отрывок  из  романа «Немеркнущий свет» Ю.И. Тлюстена,  «Победители  войны» Н.Ю. Куек. Тема природы Ц.А. Теучеж «Пшиш»;  Х.Б. Андрухаева «Кавказ» и т.д.

Читая  эти  произведения, учащиеся раскрывают  мысли  и  чувства  простых  солдат, отстоявших  родину  от  врага. Мысли  и  чувства  авторов, их  размышления  о  великой  войне  и роли  простого  народа.  О  характерах, о глубине человеческой  души, о  том, что  такое  настоящие  люди,  какой  ценой добывается  слава  родины. Я  рассказываю  не  только о  произведениях,  но  и  авторах, участниках  этой  войны. Это  такие  писатели  и поэты  как  Схаплок  Гисса ,Жане  Киримизе,  Тлюстен  Юсуф,  Паранук  Мурат,  Евтых  Аскер,  Костанов  Дмитрий,  Яхутль  Савер.

Изучая  творчество  Хазрета  Ашинова,  я  знакомлю  учеников  с  повестью «Последняя  неделя  августа»  («Августым  иаужрэ  тхьэмаф»). Разбирая  образ Хаджимета,  дети  обсуждают  предательство.  Предательство  по  отношению  к  близким   и родным,  к  своей  земле,  к  Родине. Эту  тему дети  бурно  обсуждают, когда  мы  проходим  и  роман  Исхака  Машбаша  «Метельные  годы »,( « Илъэс  фыртынхэр» , образ  Касея). Вместе  с  тем, ученики  отмечают героизм и самоотверженность героя  Заура, патриотический  пафос  повести.

Через  все  эти  и  многие  другие  произведения,  в  учениках  можно  воспитать  чувство привязанности  к  тем  местам,  где  они  родились  и  выросли, уважительное  отношение к  своему  народу, любви  к  своему  языку.  А так же  гордость  за  разные  достижения  своей  страны, уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  своего  народа,  его  обычаи  и  традиции, ответственность   за  судьбу  Родины  и  своего  народа.

Адыгейский  язык как  учебный  предмет  тоже  несет  важную  познавательную  ценность: привитие  чувства  любви  к  родному  языку, осмысление  общечеловеческих ценностей, воспитание  личности с  высоким  чувством  патриотизма.  Для  достижения  этих  целей  в  содержании  адыгейского  языка  можно  использовать  такой  материал, как  дидактический :  упражнения, диктанты, изложения, сочинения.  Любовь  к  родному  языку-  одно  из проявлений  патриотизма. К.Д. Ушинский  говорил: « Усваивая родной  язык, ребенок  усваивает  не одни  только  слова, их сложения  и  видоизменения, но  бесконечное  множество  понятий,  воззрений  на  предметы, множество  мыслей, чувств, художественных  образов, логику и  философию  языка…  Таков  этот  великий  народный  педагог родное  слово».

В  процессе  проведения  обучающих диктантов, изложений можно  предложить  учащимся определить основную  мысль текста, акцентировать  внимание  на тех мыслях, чувствах, которые формируют  патриотизм  и гражданственность.

Огромное  воспитательное  значение  имеет  работа  со  словарями. Учащиеся  выполняют  на  уроках  самые различные  задания. Например: Прочитайте  в  «Школьном  толковом  словаре» и «Словаре иностранных  слов» словарные  статьи, посвященные  слову  «патриотизм, патриот ». Чем различаются  материал  словарных  статей?  Найдите в «Русско-адыгейском  словаре»  перевод  слова «патриотизм, патриот».  Ученики  находят  значение  этих  слов.  Патриот-  зи  родинэ,  зи  народ  ш1у  зылъэгъоу, шъыпкъэныгъэшхо  ащ  афызи1эр; Патриотизм- ш1улъэгъуныгъэ, шъыпкъэныгъэ  уиродинэ  уинароды   фыуи1эныр.

Идея любви  к  своей  родине нашла так же глубокое  отражение  в  устном  народном  творчестве. Это и песни, загадки, пословицы  о  родине. Во  многих  произведениях адыгского устного  народного  творчества  можно  увидеть , что  человек зависит от  общества  в  образе  своих  мыслей. Поэтому  вся его  деятельность должна быть связана  с  народом, служить  ему.Это  идея  является  одним  из  главных  моментов  в  нартском  эпосе. Например, если  взять  Саусэрыко, который  является  защитником  людей, похищает огонь у  великана  ради  своего  народа, спасает нартов  от  засухи и т.д. 

Как  я уже  говорила, большое воспитательное значение    имеют  пословицы, которые  можно  использовать  при  изучении различных  тем   в  процессе всего обучения адыгейскому  языку  и  литературе.  «Родина  краше солнца, дороже  золота» ( «Уихэгъэгу  тыгъэм  нахьи нахь  дах, дышъэм  нахьи  нахь  лъап1»).

С особой  теплотой относятся школьники  к  теме природы,  ее  красоте  и  неповторимости. Здесь  мы  обращаемся к  писателям , поэтам, и  их  произведениям. Это стихи К. Жане, Р.Нехай,  И.Машбаш  и другие. В этих  произведениях  мы  видим  красоту нашей  природы и   важно  на этих  примерах научить  детей  уважать, ценить окружающую  природу.

Внеклассная  воспитательная   работа – неотъемлемая  часть деятельности по  формированию  знаний учащихся, воспитанию их  личности. Это  и  организация  экскурсий в  музеи,  театры, проведения  литературно- музыкальных  вечеров.  Такие мероприятия воспитывают  любовь  к  родному  краю. Проводятся  такие  мероприятия как «Укладывания ребенка  в  колыбель», «Рождение  ребенка»  и  т.д.

 Большую  роль  в  патриотическом  воспитании  школьников играет использование  краеведческого  материала. Чтобы понять,  принять  и  полюбить  другой  народ, надо   изучить  обычаи, традиции, характер своего  народа. Знакомясь  с  культурой   адыгов,  учащиеся  постоянно  сравнивают  ее  с  родной  русской  культурой. Для  достижения  целей   на  уроках использую самые  разнообразные  формы  и  приемы  работы. Учащиеся  могут участвовать в  решении проблемных  ситуаций, викторинах,  составлении  кроссвордов,  работать  с  печатными  материалами, так же  учащиеся  с  удовольствием выполняют проектные  работы.

Одним  из эффективных, технических средств  обучения  считается мультимедийный   проектор. На  уроках  адыгейского  языка я пользуюсь им и  учащимся  это  нравится. Использование  видеосюжетов  на  уроках  дает  возможность: продемонстрировать   ситуацию  общения, значительно  повысить  мотивацию  к  изучению  языка, стимулировать  процесс порождения  речи и т.д.

В заключении я  хочу  выразить большое  желание и  надежду  на то, что  мои  ученики  станут  патриотами  своей  маленькой  Родины, что  они  вырастут людьми, готовыми в  любую  минуту  прийти  на  помощь.

 

 

 

 

                           Список использованной  литературы.

1.З .Блягоз «Жемчужина народной  мудрости»;

2.Русско-адыгейский  словарь  под  редакцией Х.Водождокова;

3.Учебники адыгейского  языка и  литературы 5-11 класс;

4.Патриотическое воспитание: система  работы, планирование, конспекты уроков, разработка заданий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Влогоград: Учитель 2006-169с.

5.  «Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущностьи  проблемы воспитания» Майкоп

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.»

Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

Подготовила: Ужбанокова Светлана Анзауровна

Место работы: МБОУ «СШ№1» им. Героя России В.Ч. Мезоха, а.Тахтамукай, Тахтамукайского района

Должность: Учитель адыгейского языка и литературы

Стаж: 29 лет

Категория : Высшая







Патриотическое воспитание школьников- это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание становится одним из главных тем, которые требуют к себе новых подходов и решений. Самое главное приобретение человечества в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.

Важную роль в воспитании в патриотическом воспитании и становлении человека играет школа. Преподавание адыгейского языка и литературы дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Патриотизм - это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и исторический компоненты. Воспитание у детей уважения к интересам общества неотделима от воспитания любви к своей родине.

Любить Родину- это значит любить и уважать то, что нас окружает, то есть природу, людей, традиции, историю своего народа. Родина и народ, понятие о долге перед Родиной, решение этих вопросов занимает главное место в народной педагогике. Мы, учителя родных языков, должны донести это все до сознания наших детей, используя разные виды и методы обучения на уроках адыгейского языка и литературы.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности.

В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых является духовные традиции предшествующих поколений, многовековая история многонациональной России.

Возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения так как детство, юность- самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувств патриотизма принадлежит учителю. Я считаю, что именно учитель, прививая чувство любви к родному языку, воспитывает личность с высоким чувством патриотизма.

Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют стихи, поэмы, рассказы , посвященные Великой отечественной войне. Сейчас есть разные взгляды на патриотизм, небывалый героизм народа на фронте и тылу. В то время был воспитан истинный патриотизм, преданность Родине. Это помогло преодолеть суровые испытания и победить.

Так , в 6 классе, мы изучаем повесть Киримизе Жане «Хусен Андрухаев». Я рассказываю о подвиге Хусена Андрухаева. Как он погиб, где похоронен, показываю его фотографии, читаю его стихи. Я рассказываю им о том, что ему первым из поэтов в нашей стране было присвоено высокое звание - Героя Советского Союза. Стойкость, дух товарищества , преданность отечеству- эти качества присуще бойцу Андрухаеву. На примере Андрухаева мы видим и другие черты героев Великой Отечественной –несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. На уроках я провожу параллель данной повести и произведений Гадагатель Аскера «Самоотверженный» («Псэемыблэжь»)- о герое Советского Союза Чуц Абубачира; Гиссы Схаплок «Даут»- о герое Советского Союза Нехай Дауте.

В произведениях адыгских писателей много отрывков из романов, повестей, рассказов в школьной программе. В этих произведениях особенно ярко проявляется патриотизм. Это такие произведения как «Сын двух матерей» Д.Г. Костанов; «Семь дождливых дней» П.К. Кошубаева; отрывок из романа «Немеркнущий свет» Ю.И. Тлюстена, «Победители войны» Н.Ю. Куек. Тема природы Ц.А. Теучеж «Пшиш»; Х.Б. Андрухаева «Кавказ» и т.д.

Читая эти произведения, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. Мысли и чувства авторов, их размышления о великой войне и роли простого народа. О характерах, о глубине человеческой души, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. Я рассказываю не только о произведениях, но и авторах, участниках этой войны. Это такие писатели и поэты как Схаплок Гисса ,Жане Киримизе, Тлюстен Юсуф, Паранук Мурат, Евтых Аскер, Костанов Дмитрий, Яхутль Савер.

Изучая творчество Хазрета Ашинова, я знакомлю учеников с повестью «Последняя неделя августа» («Августым иаужрэ тхьэмаф»). Разбирая образ Хаджимета, дети обсуждают предательство. Предательство по отношению к близким и родным, к своей земле, к Родине. Эту тему дети бурно обсуждают, когда мы проходим и роман Исхака Машбаша «Метельные годы »,( « Илъэс фыртынхэр» , образ Касея). Вместе с тем, ученики отмечают героизм и самоотверженность героя Заура, патриотический пафос повести.

Через все эти и многие другие произведения, в учениках можно воспитать чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли, уважительное отношение к своему народу, любви к своему языку. А так же гордость за разные достижения своей страны, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаи и традиции, ответственность за судьбу Родины и своего народа.

Адыгейский язык как учебный предмет тоже несет важную познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании адыгейского языка можно использовать такой материал, как дидактический : упражнения, диктанты, изложения, сочинения. Любовь к родному языку- одно из проявлений патриотизма. К.Д. Ушинский говорил: « Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог родное слово».

В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.

Огромное воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся выполняют на уроках самые различные задания. Например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриотизм, патриот ». Чем различаются материал словарных статей? Найдите в «Русско-адыгейском словаре» перевод слова «патриотизм, патриот». Ученики находят значение этих слов. Патриот- зи родинэ, зи народ ш1у зылъэгъоу, шъыпкъэныгъэшхо ащ афызи1эр; Патриотизм- ш1улъэгъуныгъэ, шъыпкъэныгъэ уиродинэ уинароды фыуи1эныр.

Идея любви к своей родине нашла так же глубокое отражение в устном народном творчестве. Это и песни, загадки, пословицы о родине. Во многих произведениях адыгского устного народного творчества можно увидеть , что человек зависит от общества в образе своих мыслей. Поэтому вся его деятельность должна быть связана с народом, служить ему.Это идея является одним из главных моментов в нартском эпосе. Например, если взять Саусэрыко, который является защитником людей, похищает огонь у великана ради своего народа, спасает нартов от засухи и т.д.

Как я уже говорила, большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения адыгейскому языку и литературе. «Родина краше солнца, дороже золота» ( «Уихэгъэгу тыгъэм нахьи нахь дах, дышъэм нахьи нахь лъап1»).

С особой теплотой относятся школьники к теме природы, ее красоте и неповторимости. Здесь мы обращаемся к писателям , поэтам, и их произведениям. Это стихи К. Жане, Р.Нехай, И.Машбаш и другие. В этих произведениях мы видим красоту нашей природы и важно на этих примерах научить детей уважать, ценить окружающую природу.

Внеклассная воспитательная работа – неотъемлемая часть деятельности по формированию знаний учащихся, воспитанию их личности. Это и организация экскурсий в музеи, театры, проведения литературно- музыкальных вечеров. Такие мероприятия воспитывают любовь к родному краю. Проводятся такие мероприятия как «Укладывания ребенка в колыбель», «Рождение ребенка» и т.д.

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Чтобы понять, принять и полюбить другой народ, надо изучить обычаи, традиции, характер своего народа. Знакомясь с культурой адыгов, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной русской культурой. Для достижения целей на уроках использую самые разнообразные формы и приемы работы. Учащиеся могут участвовать в решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, работать с печатными материалами, так же учащиеся с удовольствием выполняют проектные работы.

Одним из эффективных, технических средств обучения считается мультимедийный проектор. На уроках адыгейского языка я пользуюсь им и учащимся это нравится. Использование видеосюжетов на уроках дает возможность: продемонстрировать ситуацию общения, значительно повысить мотивацию к изучению языка, стимулировать процесс порождения речи и т.д.

В заключении я хочу выразить большое желание и надежду на то, что мои ученики станут патриотами своей маленькой Родины, что они вырастут людьми, готовыми в любую минуту прийти на помощь.









Список использованной литературы.

1.З .Блягоз «Жемчужина народной мудрости»;

2.Русско-адыгейский словарь под редакцией Х.Водождокова;

3.Учебники адыгейского языка и литературы 5-11 класс;

4.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка заданий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Влогоград: Учитель 2006-169с.

5. «Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущностьи проблемы воспитания» Майкоп


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!