Машаева Б.Б.
Учитель истории
КГУ «Средняя школа №4»
Житикаринский район
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» КАК ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
«Мәңгілік Ел», национальная идея, Патриотический акт, воспитание, патриотизм, гражданин, единство.
Аннотация
В статье представлена новые подходы в формировании гражданственности и патриотизма в контексте общенациональной идеи «Mәңгілік Ел».
И гражданское, и патриотическое воспитание имеют ярко выраженную социальную направленность, благодаря чему в последние годы происходит их сближение, интеграция, а эти процессы дают возможность рассматривать гражданско – патриотическое воспитание как целостное социально- педагогическое явление, реальный
Педагогический феномен современности. Гражданско-патриотическое воспитание в школе определяется как система целенаправленной деятельности по формированию у детей патриотического сознания, активной гражданской позиции, гражданских качеств поликультурной личности и ее готовности к созидательному преобразованию действительности.
Сегодня Казахстан — состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также как и инициативы признаются мировым сообществом. И самое главное, наша страна имеет огромный потенциал и перспективы развития.
Выступая с посланием, президент Нурсултан Назарбаев сказал следующее: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков».
«Мәңгілік Ел» – бұл біздің бірлігіміздің қуатының қайнар көзі.
«Мәңгілік Ел» – барша қазақстандықтарды біріктіретін біздің Тәуелсіздігіміздің сенімді рухани тірегі.
«Мәңгілік Ел» – бұл қазақстандық мемлекеттіліктің терең тарихын айшықтайтын жалпыхалықтық идея!
«Мәңгілік Ел» – бұл өз атамекеніне деген сүйіспеншіліктің белгісі, қазақстандық патриотизмнің жоғары деңгейі, рух күші, Отанға адалдық, еліне шынайы берілгендік, азаматтық борыш!
Понятие Мәңгілік Ел до этого имело место в выступлении главы государства на торжественном заседании 14 декабря 2013 г., посвященном Дню независимости: "Первое достояние. Наша священная и достойная страна – Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами".
Общенациональная идея «Mәңгілік Ел» должна стать крепкой идейной основой не только Стратегии «Казахстан-2050», но и нерушимой, непоколебимой идейной основой становления государства Казахстан ХХI века.
Основной акцент сделан на главных ценностях, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны, перечисленных в послании.
7 главных ценностей «Мәңгілік Ел»:
Независимость и Астана
Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
Светское общество и высокая духовность.
Экономический рост на основе индустриализации и инновации.
Общество Всеобщего труда.
Общность истории, культуры и языка
Национальная безопастность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем
На сегодняшний день национальная идея является одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. На протяжении многих лет она не сходит со страниц газет и журналов, является предметом дискуссий теле- и радиопередач, изучается учеными на заседаниях круглых столов и на научных конференциях.
Национальная идея должна основываться и на духовном согласии. Так, географическое и историческое расположение Казахстана обуславливает тяготение населения страны к различным мировым религиям, духовное единение народа Казахстана обеспечивает стабильность и мирное сосуществование 140 этносов и 17 конфессий. Идея духовного согласия способна обеспечить объединение разных политических сил и слоев населения, сгладить разрыв между поколениями и стабилизировать межэтнические отношения.
Национальная идея призвана консолидировать общество ненасильственно, различные эпохи выдвигали разные проблемы, в решении которых были необходимы объединенные усилия. В истории нашей страны были мыслители, оказавшие колоссальное влияние на общественное сознание современников. Это великие казахские просветители – Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев с их проповедью человеколюбия и нравственности, их духовные преемники А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ш. Кудайбердиев, С. Сейфулин и др., обновлявшие социальные ориентиры в пользу эффективного труда, основанного на просвещении и образовании.
Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым определены 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ.
Пять президентских реформ:
- Формирование современного государственного аппарата;
- Обеспечение верховенства Закона;
- Индустриализация и экономический рост;
- Нация единого будущего;
- Транспарентное подотчетное государство.
«100 конкретных шагов» - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
«100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой ЗАПАС ПРОЧНОСТИ, который позволит уверенно ПРОЙТИ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ,
В плане нации «100 конкретных шагов» отмечены пути реализации национальной идеи «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
85. Разработка проекта патриотического акта «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
89. Разработка и реализация национального проекта «НҰРЛЫ БОЛАШАҚ». ВНЕДРЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МӘҢГІЛІК ЕЛ в действующие учебные программы школьного образования.
Сейчас ведется обсуждение введения предмета по «Мәңгілік Ел» в школьную программу.
Ранее Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил преподавать в школах идею «Мәңгілік Ел». «Системой общегражданских ценностей должна выступать идея «Мәңгілік Ел», важнейший документ государства. Это как вторая Конституция, это надо осознать, — сказал Нурсултан Назарбаев на XVI Съезде партии «Нур Отан». — В школах необходимо ввести в программу обучения, преподавания ценности всеказахстанской идеи «Мәңгілік Ел».
Мәңгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которая сейчас перед нами поставлены задачи на десятилетия вперед, а это значит у нашей страны большое будущее.
Президентом в первую очередь ставятся и рассматриваются самые насущные вопросы образования, науки, здравоохранения и социальной защиты казахстанцев, ставятся вопросы воспитания молодежи, принятия Патриотического акта «Мәңгілік ел».
В патриотическом акте «Мәнгілік ел» представлена национальная идея в основе, которой лежат все ключевые ценности, о которых мечтали наши отцы, наши предки. Воспитание казахстанского патриотизма является неотъемлемой частью сохранения духовности и культуры народа.
В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.
Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Мероприятия, проводимые для реализации национальной идеи «Мәңгілік ел» в организациях образования является импульсом для воспитательной работы с учетом общенациональной всеказахстанской идеи Мәңгілік ел.
Учителями наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используются технологии развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Использовать эти технологии при подготовке к ЕНТ.
Проводятся внеклассные мероприятия посвященные событиям нашей страны:
-20-летию Конституции Республики Казахстан;
-20-летию Ассамблеи народа Казахстана;
-70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Таким образом, все мероприятии организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» должен быть направлен на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
Началом нашего созидания Мәңгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.
В целом, наше движение к Мәңгілік Ел объединит нас для развития новых экономических, производственных, научных, культурных, технологических связей.
Началом нашего созидания Мәңгілік Ел является единство интересов и цели, единство будущего.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – Караганда , 2006. – 372 с.
2. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Стратегия развития //Мысль, 1997,№12.
3. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» //Казахстанская правда, 2012,14 декабря.
4. План нации «100 конкретных шагов».