СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное воспитание в учебно-воспитательном процессе школы»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на общешкольное родительское собрание:

«Духовно-нравственное воспитание в учебно-воспитательном процессе школы»

 

 Составитель: директор школы Власенко Е. А.

2015-2016 учебный год

 

Как отметил Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н. Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050», новый политический курс состоявшегося государства», будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Духовно-нравственное образование подрастающего поколения – это организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, как патриотов и будущих защитников нашей Родины.

В широком плане духовно- нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Именно тогда, когда наша страна поставила цель войти в число 30 развитых стран мира важно, чтобы воспитательная система пронизывала молодежь духовно-нравственным содержанием, формирующим гражданина и патриота нашей страны. Основы развитой личности зарождаются в семье с детства.

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». 

История казахской педагогической мысли своими корнями уходит вглубь веков.

Констатация глубинных истоков проблемы духовно-нравственного воспитания свидетельствует об историческом, этнокультурном и национальном богатстве казахского народа.

Анализ источниковедческой литературы позволил прийти к выводу о том, что в творческом наследии великих гуманистов Степи указаны реальные пути по формированию ценностных ориентиров молодежи. Взгляды мыслителей отличаются высотой философских суждений. Идеи о воспитании подрастающего поколения сконцентрированы в целостном учении: воспитание нравственных ориентиров начинается в семье.

Фундаментальной идеей существовавших религиозных учений является формирование духовно-нравственных ценностей человека.

К примеру, ислам призывает всех быть добродетельными, не пить алкогольных напитков, не лгать, не красть чужого, не прелюбодействовать, заботиться о своих детях и престарелых родителях. Очень строгий, но имеющий огромный воспитательный потенциал пост «Рамазан» запрещает лгать, сквернословить, обязывает быть гуманным.

Педагогическая мысль в период раннего средневековья развивалась в учениях аль-Фараби, Ибн Сина, Юсуфа Баласагуни, Кейкауса и других мыслителей. Идеи о воспитании раскрывались через такие понятия как справедливость, щедрость и благородство души, светлый разум. Человек, воспитанный на этих добродетелях, наделен нравственностью. Образец уникальных самобытных идей по воспитанию подрастающего поколения представляет история педагогической мысли периода Казахского ханства. Идея национальной целостности, благополучия и гуманизма отражались в деятельности социальных институтов воспитания - иститут биев, институт акынов и жырау,анна мектебі ,которые опирались на принципы Жеті Ата, родственных связей, народно - педагогический опыт воспитания подрастающего поколения, идеи развивались в наследии мыслителей.

В настоящее время мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в казахстанском обществе. Общая картина удручающая. Среди казахстанских школьников: каждый четвертый - хотя бы раз пробовал табак; каждый шестнадцатый - регулярно курит; каждый третий - пробовал алкогольные напитки, каждый восьмой - регулярно потребляет алкоголь, по данным года, у нас в Казахстане   приходится 10-12 литров чистого спирта на каждого жителя страны; каждый двадцатый - уже попробовал наркотик или психотропное вещество; 3,3 процента регулярно потребляют психотропные вещества и наркотики. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.  

Приоритетным направлением в воспитательном процессе организаций образования Казахстана является:

?    Воспитание политической и правовой культуры

?    Патриотическое воспитание

?    Духовно нравственное воспитание

?    Формирование здорового образа жизни

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это  целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных  решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в буфете, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания.   Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время  происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.       

Общечеловеческие ценности

?    Любовь к матери

?    Патриотизм  

?    Любовь к Родине 

?    Свобода воли

?    Добро и зло 

?    Самовоспитание 

?    Добродетель

?    Совесть

?    Надежда 

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: 

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. 

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. 

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В современных условиях вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство, разработки и внедрения национальной модели образования необходимо сохранение уникальности отечественной педагогической мысли и использование ее воспитательного потенциала в формировании ценностных ориентаций детей и молодежи.

В целях обеспечения духовного развития народа, в практике формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения целесообразно использовать основы принципа Жеті Ата и родственных связей, опираться на прогрессивные идеи народно-педагогического опыта.

Народные пословицы гласят: «Человек – достойное человека имя», «Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги», «Землю украшают нивы, человека – знания», «Стремись изучить язык семи народов и семь разных наук».   

Система нравственного воспитания включает в себя: 

• Во-первых, понимание и  учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. 

• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. 

• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. 

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения,  духовной культуры.

Ыбырай писал: «Знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте». В «Словах назидания». Абай, обращаясь к подрастающему поколению, призывал: «Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Справедливость - мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости. Стремление к благотворительности порождается умением довольствоваться малым. Не теряйте чувства справедливости, не уставайте творить добро. Без справедливости нет ни веры, ни человечности. Искусство - вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему - самое благородное дело. Знания должны служить справедливости. Человек обязан быть благодетельным и не только восхищаться благотворительностью других, но и самому неустанно творить добро» 

Идеи беспримерного служения Родине, науке, стремления к достижению истины нашли отражение в научных трудах Шокана Уалиханова, выдающегося казахского ученого-просветителя. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. 

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:

•    Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

•    Профессионально-педагогические

•    Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

•    Эмоциональная отзывчивость

•    Волевые качества

•    Особенности темперамента

•    Состояние здоровья 

•    Творческое мышление 

•    Диалоговое общение 

•    «Преобразовательные» способности

•    Педагогическая рефлексия

•    Положительные этические качества (добродетели)

•    Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

----------------------------------------------------------------------------

...........................................................................

----------------------------------------------------------------------------

Институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа. В семье происходит формирование нравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом. Сегодня семейное воспитание вносит весомый вклад в дело возрождения интеллектуального, духовного и нравственно-культурного потенциала нации. В то же время необходима модернизация воспитательной стратегии семьи с учетом имеющихся в этой сфере недостатков и упущений.

Их можно объединить в следующие группы:

Первое. С точки зрения норм духовно-нравственного поведения в семьях нередко ведется нездоровый образ жизни, имеют место насилие, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения. Происходит пропаганда жестокости, приобщение детей и подростков к курению, алкоголю и наркотикам.

Еще одна группа недостатков заключается в том, что в семьях нередко духовно-нравственные и национальные ценности отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи− почитание родителей, ответственность родителей за судьбу своих детей и, в свою очередь, долг детей перед родителями и т.д. Это приводит к многочисленным фактам социального сиротства, достаточно большому количеству неблагополучных семей. В семейном воспитании недостаточно учитывается специфика этнического фактора и религиозной ситуации. Этим пытаются воспользоваться различные силы, желающие навязать обществу идеологические и религиозные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и казахстанским законодательством.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. 

И завершить своё выступление мне хотелось бы справедливыми словами великого философа Востока аль-Фараби, который еще тысячу лет назад писал, что «знания без воспитания рушат судьбу человечества». 

 

Литература.

1. Назарбаев Н.А. Ежегодное Послание казахстанскому народу «Казахстан 2050»

2. «Тарих» - История Казахстана - школьникам - www.tarih.spring.kz

3. Назарбаев, Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н. Гумилева. – Астана, 2006.

4. История казахской литературы. - Алма-Ата, 1968-1971. – Т.1.

5. Антология педагогической мысли Казахстана. - Рауан, Алматы, 1999.

6. Газета «Известия-Казахстан» Юлия Мамырбаева, Алматы

7. Tengrinews.kz по сведениям предоставленным директором Национального центра формирования здорового образа жизни Жамиля Баттакова

8. История казахской литературы. - Алма-Ата, 1968-1971. – Т.1. 

9. Алтынсарин, И. Избранные произведения. - Алма-Ата, 1957. 

10. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1982. 

11. Валиханов, Ч.Ч. // Собр. соч.: в 5 т. - Алма-Ата, 1984-1985. - Т. 

12. Выступление президента Национальной академии образования им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О. на республиканской научно-практической конференции «Стратегия развития Духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан» 29 ноября 2013 год.

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание в учебно-воспитательном процессе школы»»


«Акимовка негізгі мектебі». ММ

ГУ « Акимовская основная школа»



Доклад на общешкольное родительское собрание:



«Духовно-нравственное воспитание в учебно-воспитательном процессе школы»






Составитель:

директор школы:

Власенко Е. А.



2015-2016 оқу жылы

2015-2016 учебный год



Как отметил Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н. Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050», новый политический курс состоявшегося государства», будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Духовно-нравственное образование подрастающего поколения – это организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, как патриотов и будущих защитников нашей Родины.

В широком плане духовно- нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Именно тогда, когда наша страна поставила цель войти в число 30 развитых стран мира важно, чтобы воспитательная система пронизывала молодежь духовно-нравственным содержанием, формирующим гражданина и патриота нашей страны. Основы развитой личности зарождаются в семье с детства.

В.А. Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».


История казахской педагогической мысли своими корнями уходит вглубь веков.

Констатация глубинных истоков проблемы духовно-нравственного воспитания свидетельствует об историческом, этнокультурном и национальном богатстве казахского народа.

Анализ источниковедческой литературы позволил прийти к выводу о том, что в творческом наследии великих гуманистов Степи указаны реальные пути по формированию ценностных ориентиров молодежи. Взгляды мыслителей отличаются высотой философских суждений. Идеи о воспитании подрастающего поколения сконцентрированы в целостном учении: воспитание нравственных ориентиров начинается в семье.

Фундаментальной идеей существовавших религиозных учений является формирование духовно-нравственных ценностей человека.

К примеру, ислам призывает всех быть добродетельными, не пить алкогольных напитков, не лгать, не красть чужого, не прелюбодействовать, заботиться о своих детях и престарелых родителях. Очень строгий, но имеющий огромный воспитательный потенциал пост «Рамазан» запрещает лгать, сквернословить, обязывает быть гуманным.

Педагогическая мысль в период раннего средневековья развивалась в учениях аль-Фараби, Ибн Сина, Юсуфа Баласагуни, Кейкауса и других мыслителей. Идеи о воспитании раскрывались через такие понятия как справедливость, щедрость и благородство души, светлый разум. Человек, воспитанный на этих добродетелях, наделен нравственностью. Образец уникальных самобытных идей по воспитанию подрастающего поколения представляет история педагогической мысли периода Казахского ханства. Идея национальной целостности, благополучия и гуманизма отражались в деятельности социальных институтов воспитания - иститут биев, институт акынов и жырау,анна мектебі ,которые опирались на принципы Жеті Ата, родственных связей, народно - педагогический опыт воспитания подрастающего поколения, идеи развивались в наследии мыслителей.

В настоящее время мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в казахстанском обществе. Общая картина удручающая. Среди казахстанских школьников: каждый четвертый - хотя бы раз пробовал табак; каждый шестнадцатый - регулярно курит; каждый третий - пробовал алкогольные напитки, каждый восьмой - регулярно потребляет алкоголь, по данным года, у нас в Казахстане

приходится 10-12 литров чистого спирта на каждого жителя страны; каждый двадцатый - уже попробовал наркотик или психотропное вещество; 3,3 процента регулярно потребляют психотропные вещества и наркотики. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Приоритетным направлением в воспитательном процессе организаций образования Казахстана является:

  • Воспитание политической и правовой культуры

  • Патриотическое воспитание

  • Духовно нравственное воспитание

  • Формирование здорового образа жизни

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в буфете, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

Общечеловеческие ценности

  • Любовь к матери

  • Патриотизм.

  • Любовь к Родине

  • Свобода воли

  • Добро и зло

  • Самовоспитание

  • Добродетель

  • Совесть

  • Надежда

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В современных условиях вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство, разработки и внедрения национальной модели образования необходимо сохранение уникальности отечественной педагогической мысли и использование ее воспитательного потенциала в формировании ценностных ориентаций детей и молодежи.

В целях обеспечения духовного развития народа, в практике формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения целесообразно использовать основы принципа Жеті Ата и родственных связей, опираться на прогрессивные идеи народно-педагогического опыта.

Народные пословицы гласят: «Человек – достойное человека имя», «Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги», «Землю украшают нивы, человека – знания», «Стремись изучить язык семи народов и семь разных наук».

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Ыбырай писал: «Знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте». В «Словах назидания». Абай, обращаясь к подрастающему поколению, призывал: «Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Справедливость - мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости. Стремление к благотворительности порождается умением довольствоваться малым. Не теряйте чувства справедливости, не уставайте творить добро. Без справедливости нет ни веры, ни человечности. Искусство - вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему - самое благородное дело. Знания должны служить справедливости. Человек обязан быть благодетельным и не только восхищаться благотворительностью других, но и самому неустанно творить добро»


Идеи беспримерного служения Родине, науке, стремления к достижению истины нашли отражение в научных трудах Шокана Уалиханова, выдающегося казахского ученого-просветителя. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:

  • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

  • Профессионально-педагогические

  • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

  • Эмоциональная отзывчивость

  • Волевые качества

  • Особенности темперамента

  • Состояние здоровья

  • Творческое мышление

  • Диалоговое общение

  • «Преобразовательные» способности

  • Педагогическая рефлексия

  • Положительные этические качества (добродетели)

  • Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Педагога отличают следующие качества:

  • яркая индивидуальность;

  • любовь к детям;

  • внутренняя сила, целеустремленность;

  • широта и глубина интересов;

  • уверенность в правильности избранного им пути;

  • творческое отношение к детям, к своему делу.

Технология развития чувства «педагогической любви»

  • Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

  • Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

  • Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

  • Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

  • Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

  • Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

  • Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Обновление содержания духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи требует усиления воспитательного компонента учебного процесса. В воспитании молодого поколения доминирующая роль принадлежит классному руководителю. Его функции сегодня должны быть расширены: классный руководитель – это наставник, который участвует в формировании личности, а главное, в ее успешной социализации, отвечает на все современные вызовы и предвидит возможные риски и угрозы.

Классные руководители проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности

Институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа. В семье происходит формирование нравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом. Сегодня семейное воспитание вносит весомый вклад в дело возрождения интеллектуального, духовного и нравственно-культурного потенциала нации. В то же время необходима модернизация воспитательной стратегии семьи с учетом имеющихся в этой сфере недостатков и упущений.

Их можно объединить в следующие группы:

Первое. С точки зрения норм духовно-нравственного поведения в семьях нередко ведется нездоровый образ жизни, имеют место насилие, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения. Происходит пропаганда жестокости, приобщение детей и подростков к курению, алкоголю и наркотикам.

Еще одна группа недостатков заключается в том, что в семьях нередко духовно-нравственные и национальные ценности отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи− почитание родителей, ответственность родителей за судьбу своих детей и, в свою очередь, долг детей перед родителями и т.д. Это приводит к многочисленным фактам социального сиротства, достаточно большому количеству неблагополучных семей. В семейном воспитании недостаточно учитывается специфика этнического фактора и религиозной ситуации. Этим пытаются воспользоваться различные силы, желающие навязать обществу идеологические и религиозные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и казахстанским законодательством.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

И завершить своё выступление мне хотелось бы справедливыми словами великого философа Востока аль-Фараби, который еще тысячу лет назад писал, что «знания без воспитания рушат судьбу человечества». 



Литература.


1. Назарбаев Н.А. Ежегодное Послание казахстанскому народу «Казахстан 2050»

2. «Тарих» - История Казахстана - школьникам - www.tarih.spring.kz

3. Назарбаев, Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н. Гумилева.

– Астана, 2006.

4. История казахской литературы. - Алма-Ата, 1968-1971. – Т.1.

5. Антология педагогической мысли Казахстана. - Рауан, Алматы, 1999.

6. Газета «Известия-Казахстан» Юлия Мамырбаева, Алматы

7. Tengrinews.kz по сведениям предоставленным директором Национального центра формирования здорового образа жизни Жамиля Баттакова

8. История казахской литературы. - Алма-Ата, 1968-1971. – Т.1.

9. Алтынсарин, И. Избранные произведения. - Алма-Ата, 1957.

10. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1982.

11. Валиханов, Ч.Ч. // Собр. соч.: в 5 т. - Алма-Ата, 1984-1985. - Т.

12. Выступление президента Национальной академии образования им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О. на республиканской научно-практической конференции «Стратегия развития Духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан» 29 ноября 2013 год.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!