СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обособление уточняющих членов предложения".8 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме :"Обособление уточняющих членов предложения".Содержит различные виды практических заданий заданий для отработки обособления уточняющих членов предложения.

Просмотр содержимого документа
«"Обособление уточняющих членов предложения".8 класс.»

Урок русского языка по теме: «Обособление уточняющих членов предложения» в 8 классе.

Цели урока:

1.Общеобразовательные

-отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

-научить отделять уточняющие члены предложения запятыми

-научить конструировать предложения с уточняющими членами

2.Развивающие

-активизировать познавательную деятельность учащихся

-стимулировать и развивать мыслительные процессы

-развивать память, внимание , быстроту реакции

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Ход урока:

1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».

  • Что такое обособление ? (Обособить — отделить особо

  • ,выделить, выгородить, исключить из общего .

  • Обособление — интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения.

  • Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены

  • Как выражается обособление на письме? В устной речи ? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).

  • В каком случае обособляются определения ,приложения ?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению ,имеют дополнительное обстоятельственное значение ,относятся к имени собственному)

  • Каковы правила обособления обстоятельств? (В русском языке есть случаи обязательного обособления обстоятельств –

  • это обособление обстоятельств , выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)

- Что такое определяемое слово, как его обозначаем?(определяемое слово, то к которому относится обособленный член предложения)

- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.

В рабочем листе учеников даны семь предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания .

1.Ваза ,стоявшая на столе ,поразила меня.

2.Под облаками , заливая воздух серебряными звуками , пели жаворонки.

3.Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.

4.Данко бросился вперед , высоко держа горящее сердце.

5.Безмерно влюбленный в небо , он остался верен ему.

6.Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.

7.Онегин , добрый мой приятель , родился на брегах Невы.

Один из учеников делает синтаксический разбор второго предложения (устно). Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа : Жаворонки –подлежащее , пели – сказуемое. Предложение простое двусоставное. В предложении есть второстепенные члены. Пели где? Под облаками – поэтому оно распространенное. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»

На доске написаны предложения:

а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)

б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)

в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

  • Попробуйте конкретизировать данные члены предложения , сделать их более точными, ясными.

Учащиеся приводят свои примеры уточнения.

  • Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?

  • Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

  • Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения ?

а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где , когда ,когда именно) Я у аптеки , а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте , в тот же час.

б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную

ценность. Золотая , с желтыми листьями, осень землю украшает.

в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

Вопросы: Какие члены предложения называются уточняющими ?

Как выделяются в устной речи ?В письменной ?

Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на доске Такая же таблица в рабочих листах учащихся .Один ученик у доски а остальные в своих рабочих листах должны соотнести левую и правую часть таблицы . Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.

Обособляются слова и словосочетания ,уточняющие смысл предшествующих слов


Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза.


6.Закрепление материала.

Выборочное (осложненное ) списывание.

Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.

2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.

После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям :

2 предложения - «3»

3 предложения - «4»

4 предложения - «5»

Лексическая работа : В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.

-Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

-Учитель зачитывает правильное толкование слов.

Хутор : 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.

2)На Украине , Кубани — небольшой крестьянский поселок.

Камелек : Небольшой камин или очаг для обогревания.

Белесый : Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак,, например, красноватый , грустноватый ).

4.Конструирование предложений.

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.

Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .

Около дома , на скамейке , сидели дети.

в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.

Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.

У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами , прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.

5.Составить схемы предложений с уточняющими членами .(Аудирование)

Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.

Затем схемы предложений записываются на доске .

  1. Поздно вечером , часов в одиннадцать , я вышел в сад

  2. Вправо от дома , на берегу реки , раскинулся огромный парк.

  3. Мы беседовали хорошо , по-дружески.

  4. В воздухе изредка появлялись белые комары , то есть снежинки.

  5. Он работал весело , с огоньком.

Проверка:

  1. когда , когда именно ,

  2. где , где именно ,

  3. как , как именно .

  4. Что , то есть .

  5. как , как именно.

6.Творческое задание.

Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .

Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.

Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,

8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!