СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них" 8 класс»

Русский язык,  8 класс.

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

Карточка № 1.

Задание. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся.

А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).

  1. Каковы правила пунктуации при обособлении определений?

Карточка № 2.

Задание. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающие запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графические границы деепричастных оборотов.

Клякса, покачиваясь3 и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее (А. Чехов).

III. Актуализация опорных знаний.

И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.

-Что такое обособление?

-Какие члены предложения могут быть обособлены?

-Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

Анализ предложений, записанных на доске:

  1. Снег шел с самого утра весь день,/не переставая/(нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).

-Когда обособляются приложения?

  1. Онегин (сущ.), добрый мой приятель, родился на брегах Нивы (приложение относится к имени собственному и стоит после него).

-Чем могут быть выражены обособленные определения?

Ответы учащихся по карточкам.

Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Обособленные члены предложения». Мы вспомнили, когда обособляются определения, обстоятельства, приложения. Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.

  1. Объявление темы урока. Совместное целеполагание.

Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на которые мы дадим ответ, исходя из темы, записанной на доске:

  1. В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?

  2. Как расставляются знаки препинания при них?

Итак, ответы на эти вопросы должен знать каждый из вас к концу урока. Это в ваших руках! Я уверена, вы справитесь.

IV. Объяснение нового материала.

- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?

-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).

Уточнить – сделать точнее.

                                С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать,  детализировать, поставить точку над «i».

                                Словарь синонимов русского языка.

Уточнение – служение объема понятия, его ограничение.

                                Д. Розенталь.

Вспоминаем, что обособление – значит  выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.

У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».

-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?

Работа с текстом.

Задание. Прочитайте текст.

Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?

Семен глядел на середину реки. Там, перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.

(А. Иванова).

Какими членами предложения являются наречия там-здесь?

Достаточно ли конкретно их значение?

Сравните:

там

там, на перекате,

здесь

здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?

Поставьте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и дайте на него ответ:

там (а именно?)…

здесь (а именно?)…

Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.

Какие знаки препинания стоят при них?

Можно ли эти члены предложения назвать обособленными?

Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.

  1. Домашнее задание.

  2. Закрепление материала.

  1. Работа с учебником (выборочное чтение параграфа «Обособление уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них»)

  2. Устные ответы учащихся.

-Какие члены предложения называются уточняющими?

-В чём их особенность? С какой интонацией произносят обособленные члены предложения?

Приступаем к выполнению задания.

Прочитайте предложения. Как вы думаете, какое задание я вам могу дать к ним?

Правильно, я попрошу вас вставить пропущенные буквы, выделить запятыми и подчеркнуть обособленные члены предложения.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назнач…но поднятие флага на пруду (А.Н. Толстой).

2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не) непроглядной лесной глуши спряталась деревушка Тычки (Д. Мамин-Сибиряк).

3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш…й в деревушк… Моховое у самого леса (К. Паустовский).

Ребята, чтобы проверить ваши умения расставлять недостающие запятые и графически обозначать обособленные члены предложения, предлагаю вам выполнить небольшую работу.

А теперь внимание на экран: прочитайте, назовите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые.

Проверяем цепочкой расстановку запятых, комментируем свой ответ.

1. На зеленой горе жнецы  жнут хлеб. А внизу над рекой раздается частый ровный топот конских копыт…  Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой.

2. Между тем там за чертой этого заколдованного круга жизнь кипела, волновалась, бурлила.

3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь.

(В. Короленко).

Составьте каждый своё предложение с уточняющими обособленными членами предложения, выделите их графически, прокомментируйте постановку знаков препинания.






Тема урока. Обособление уточняющих членов предложения

  • Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения

  • Предлоги при однородных членах

  • Тема урока. Обособленные второстепенные члены, их роль в предложении

Цели: познакомить с условиями обособления уточняющих членов предложения; формировать опознавательные учебно-языковые, пунктуационные и нормативные речевые умения и навыки. Оборудование: учебник, учебные тексты, репродукция картины И. Грабаря «Мартовский снег». тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. организационный этап

II. Актуализация опорных знаний Беседа

— Перечислите случаи обособления обстоятельств. Приведите примеры.

— Расскажите об условиях необособления обстоятельств. Приведите примеры.

2. Практическая работа. Диктант с обоснованием

И. ГРАБАРЬ. «МАРТОВСКИЙ СНЕГ»

(В)течени... всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой. Меня очень заняла тема весе(н, нн)его мартовского снега осевшего изборожде(н, нн)ого лошадиными и людскими следами из..еде(н, нн)ого солнцем. В солнечный день, в ажурной тени от дерева, на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые меня давно уже манили... Пристроившись в тени дерева и имея перед собою перспективу дороги, которую развезло, и холмистые дали с новым срубом, я с увлечением начал писать Закрыв почти весь холст я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте шедшую через дорогу с к..р..мыслом и ведрами.

Я вскрикнул от восхищения и попросив ее остановит(ть)ся на десять минут вписал ее в пейзаж. Весь этюд был (с, з)делан в один сеанс. Я писал с таким увлечением, что швырял краски на холст, как в и(с, сс)туплени.. не слишком раздумывая и взвешивая стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары.

(И. Грабарь)

Задание

Определите тему и главную мысль текста. Графически обозначьте выбор букв в выделенных словах. Объясните знаки препинания при обособленных членах, обозначьте обособленные члены предложения.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель (читает лингвистическую миниатюру). По дороге на синтаксическую работу встретились Обстоятельства на берегу и у костра.

— Какое у Вас широкое значение! — изумилось Обстоятельство

У костра.— Несколько километров! Наверное, приятно быть таким

Большим и важным?

— Только с одной стороны,— отвечало Обстоятельство на берегу.— С другой — очень жаль читателя, если он при таких обстоятельствах будет кого-то искать.

— Ради нашего читателя я готов Вас уточнить! Но что подумает об этом Синтаксис?

— Очень хорошая мысль! — одобрительно сказал Синтаксис,— мы назовем второе Обстоятельство Уточняющим и будем использовать его при обозначении места, времени и образа действия. (На берегу, у костра, отдыхали рыбаки. Вчера, рано утром, мы отправились в поход. Тихо, едва слышно, шелестела листва.)

— Мы объявляем всем о важности Уточняющих обстоятельств,— продолжал Синтаксис,— и в знак того будем выделять их запятыми.

— Как сказка помогла вам понять функцию уточняющих обстоятельств в предложении?

IV. изучение нового материала

1. Объяснения учителя

— Обособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать

И пояснять другие члены предложения и отвечать на один и тот же вопрос.

К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный

Вопрос где именно? как именно? кто именно? когда именно? ж т. п.

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называют те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Уточняться могут все члены предложения — и главные, и второстепенные. Уточняющие члены предложения могут быть присоединены к уточняемым словам союзами: то есть, или (в значении то есть), иначе, именно и др., а также словами: особенно, даже, в частности, в том числе, например и др.: пять мальчиков, в том числе и Юра, впервые поехали вместе с колхозными ребятами в ночное (Т. Леонтьева). Лексика — это все слова языка, то есть словарный состав языка.

Сравните два значения союза или: Песцы, или (= то есть) полярные лисицы, успешно разводятся теперь в нескольких совхозах. К одному из них можно пройти по дороге или по берегу речки.

Часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без помощи союзов и других слов.

Как уточняющие часто употребляются дополнениями с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверху и др., например: Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина (К. Ушинский).

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

1. творческая работа

Составьте предложения со словами: кроме тебя, за исключением трех подруг, кроме отважного Игоря, помимо уроков, сверх указанных задач. Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания.

В данных предложениях распространите обстоятельства места и времени. Те из них, которым хотите придать уточняющее значение, выделите запятыми. Подчеркните основы предложения.

1. На опушке леса я нашла большой гриб. 2. Весной мы посадили семена в ящик. 3. Пятеро друзей пошли за десять километров ловить рыбу. 4. Прохожий вышел к деревне, расположенной около шоссе. 5. Внизу виднелись заросли кустарника и молодых деревьев.

2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя).

ТемаОбособление уточняющих членов предложения.

Цели: 1.Обучающие: дать понятие об обособляющих членах предложения; начать отработку пунктуационных навыков; уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения.

2.Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; умение анализировать; слаженно работать в группах ,парах.

3.Воспитывающие: воспитание общительности, дружеского отношения друг к другу, тактичности.



Ход урока: I. Позитивный настрой «Какой я?»

II. Словарная работа.

*Выбери правильно написанное слово-исключение.

1группа. Крыжовник, ростовщик, раненый, брошюра, стеклянный.

2группа. Капюшон, ветреный, шоколад, отрасль, оловянный.

*Замените другим словом слова «невежа» и «невежда».

III. Повторение.

* «Верные и неверные суждения»:

1.Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

2.Обособленные члены предложения не содержат элементы добавочного сообщения.

3. Обособленные члены предложения в устной речи выделяются с помощью интонации, а в письменной речи- запятыми.

4. Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова, имеющие форму деепричастий.

5. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, всегда выделяются запятыми.

6. Обособляются определения и приложения, которые относятся к притяжательным местоимениям.

*Практическое задание.

*Расставить знаки препинания, объяснить, разобрать указанное слово по составу, из каких частей речи состоит предложение, синтаксический разбор предложения.

1.Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

2.Впереди шел Парамонов, опытный десантник, молчаливый и исполнительный.

IV. Изучение нового материала.

Определите цели урока. 

*Знать….

*Понимать….

*Уметь….

Задание.

* К выделенным членам предложения подберите подходящие по смыслу обстоятельства места или времени. Прочитайте полученные предложения, соблюдая правильную интонацию: уточняющий член произносится с небольшим повышением голоса и выделяется паузами.

1.В 1961 году,(когда именно?), Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет.

2.На лужайке,(где именно?),алела земляника.

3.В январе,(когда именно?), я был в Астане.

*Какую роль сыграли в предложении вставленные обстоятельства места и времени?

Объяснение теоретического материала с использованием интерактивной доски.

*Уточняющие члены предложения служат для конкретизации или пояснения значений других членов предложения (уточняемых), например: 1) Коврин приехал к Песоцкому вечером, в десятом часу.-в этом предложении уточняющее обстоятельство времени в десятом часу служит для конкретизации обстоятельства времени, имеющего широкое значение,- вечером; 2) Дикая коза, или косуля, водится по всему Уссурийскому краю.- в этом предложении уточняющее приложение косуля поясняет подлежащее дикая коза, давая ему другое наименование. 

Обособление уточняющих членов предложения.


  1. Уточняющие члены обособляются, выделяясь интонацией в произношении и запятыми на письме. Чаще всего как уточняющие обособленные члены употребляются обстоятельства места и времени, например: 1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.(Т.) 2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.(А.Н.Т.) Уточняющий член предложения стоит после уточняемого и связывается с ним только интонационно.


  2. Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым и при помощи специальных союзов: то есть, или ( в значении то есть) и др., например: Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских.(Л.Т.)


  3. При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова особенно, даже, главным образом, в частности, том числе, например и др., например: Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.(Л.Т.)


*Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения, например: 1) Мы беседовали хорошо, по- дружески(Купр.)- уточняющее обстоятельство образа действия;2) Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей.(Акс.) 3) Многие газы, например водород, легче воздуха. 4) Болото было покрыто ольшаником, или порослью ольхи –уточняющие приложения. 

Примечание.

*Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др., например: 1) В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов, и прозрачного воздуха.(Пауст.) 2) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.(М.Г.) 

*Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами, например: За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все – подлежащее, а уточняющий за исключением отдельных учеников – дополнение. 

1.Задание.* Прочитать вслух, указать уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

1) Внизу, под глинистым обрывом, поблескивало Азовское море. 2) По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. 3) Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. 4) Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом таинственным механизмом.

*Вставить уточняющие обстоятельства места и времени.

1) С правой стороны …… текла быстрая и глубокая речка. 2) С наступлением весны ….. началось сильное таяние снега. 3) Осенью …… лес имеет особенно унылый вид. 

Задание.*Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания в качестве уточняющих приложений и обстоятельств.


  1. даже в сильные морозы. 2) например кислород.

Понятие об уточняющих членах

I. Чаще всего имеют добавочное уточняющее значение обстоятельства времени и места, например:

  1. Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (В этом предложении обособленным членом является уточняющее обстоятельство до самого вечера; оно уточняет стоящее впереди обстоятельство времени долго.)

  2. Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (В этом предложении обособляется уточняющее обстоятельство места в закурившемся тумане; оно уточняет стоящее впереди обстоятельство места внизу.)

Уточняющие обстоятельства могут присоединяться к уточняемому слову союзом то есть, например:

  1. Они прежде, то есть до приезда в деревню, жили в большом ладу.

  2. Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого.

II. Уточняющими могут быть не только обстоятельства, но и приложения. Уточняющие приложения имеют при себе слова то есть, или (в значениито есть), по имени, по прозвищу и т. п., например:

  1. Весь берег был усеян галькой, то есть мелкими, гладкими камешками.

  2. Дикая коза, или косуля, водится по всему Уссурийскому краю.

  3. Студент этот, по имени Михалгвич, искренне полюбил Лаврецкого.

При уточняющих обстоятельствах и приложениях могут быть слованапример, даже, особенно, как, которые вносят добавочные значения пояснения, выделения, усиления и др., например:

  1. Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений.

  2. Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.

  3. Все жители селения, даже старики, были на берегу реки.

  4. Многие газы, например водород, легче воздуха.

Примечание

Приложение с союзом как выделяется запятыми лишь в том случае, если имеет оттенок причинности, например:

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики. (Ср.: Валерию, так как он уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.)

Если же союз как имеет значение в качестве, то приложение запятыми не выделяется, например:

Я знал Семенова как хорошего слесаря и никогда не думал, что он признанный художник.

III. Кроме обстоятельств и приложений, в группу уточняющих слов входят дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, например:

  1. В Мещерском краг нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

  2. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.

  3. Сверх красивой и приятной наружности, он [Пеночкин] обладал хорошими манерами.

  4. Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!