ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ
(викторина по биологии для учащихся 10-х классов)
ЦЕЛЬ: показать влияние различных экологических факторов на здоровье человека
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить с экологическими проблемами в нашей повседневной жизни,с
правилами безопасного поведения.
2. Научить учащихся находить верные решения в экологических проблемах нашей повседневной жизни.
ПРАВИЛА ИГРЫ: на предложенный вопрос отвечает та команда,представитель которой первым поднимет руку;в случае неправильного ответа ведущие дают правильный; правильные ответы оцениваются в баллах(от 1 до 3 )
ПОДГОТОВКА К ВИКТОРИНЕ: отобрать ведущих с выразительной грамотной речью, просмотреть с ними вопросы;подготовить выступающих. Викторина начинается со вступительного слова ведущей об общероссийских Днях защиты от экологической опасности,знакомит учащихся с правилами игры.
Вопросы и ответы для викторины
1-й ВЕДУЩИЙ: Еще не так давно «шоколадные» девушки красовались на обложках
журналов.Почему же сегодня отказываются от рекламы загара? С какой глобальной экологической проблемой это связано?
Ответ: Сегодня становится опасно загорать.Это связано с разрушением озонового слоя планеты,который называют озоновым щитом.Он избирательно задерживает коротковолновую часть ультрофиолетового излучения солнца, или жесткое УФ-излучение,что спасает человека от заболевания раком кожи, от развития катаракты и возможных мутаций на генном уровне.Уменьшение толщины озонового слоя даже на 1% повышает вероятность возникновения этих заболеваний.Озоновый слой пропускает длинноволновую часть УФ-излучения солнца,полезную для человека:ее действие приводит к образованию в организме витамина D,препятствующего заболеванию рахитом.
2-й ВЕДУЩИЙ: Какие советы вы дадите своим друзьям-любителям позагорать?
Ответ: Начинать загорать надо постепенно:первый раз не более 15-20 мин, затем время пребывания на солнце увеличиваем на 10 мин. «Сгорать «очень опасно.. Кожа не забывает солнечный ожог,если ситуация повторяется,наступает момент,когда клетки перерождаются и образуются опухоли,в том числе злокачественные.Нельзя загорать с 13-16 час.,когда велико тепловое излучение солнца.Все живое в полуденный зной прячутся в тень, а растения вырабатывают особые пигменты,которые защищают их от УФ-лучей. Люди со светлой кожей,с большим количеством родинок и веснушек должны быть осторожны: они загорают с трудом и быстро обгорают на солнце. Детей нужно особенно оберегать от солнечных лучей. У ребенка, получившего в детстве солнечный ожог, в зрелом возрасте в 2-3 раза выше
риск заболеть раком кожи.
Демонстрация видеофрагмента « Спешите спасти планету» ( о причинах разрушения озонового слоя-10 минут)
3-й ВЕДУЩИЙ: В одном черноморском городке многие таксисты стали жаловаться на резкое ухудшение зрения. При исследовании установили причину-это турецкие солнцезащитные очки. Плохие очки плюс южное солнце- и за один сезон молодые ребята ухудшили зрение. Диагноз:катаракта и деградация клетчатки. Как же правильно выбирать солнцезащитные очки?
Ответ: Ошибочно мнение,что любые темные очки защищают глаза. Самое опасное-
использование очков с повышенным пропусканием в ультрафиолетовом и
синем диапазонах. Зрачок реагирует на яркость красного света.В плохих
очках зрачок расширяется и губительно действует на хрусталик и сетчатку
глаза.Не всякие темные стеклянные очки защищают от ультрафиолета.
Обычное стекло пропускает синий свет и очень вредный ультафиолет-В
Поэтому очки,через которые все видится фиолетовым,голубым,синим,серым-
вредны для зрения.Надпись на импортных очках «100%»-признак хороших
защитных свойств очков.Но,к сожалению,попадаются и подделки.
Появились у нас очки,которые за счет цветокоррекции не только защищают глаза,но и улучшают зрение.А очки со сменными линзами разных цветов,
просто не имеют аналогов в мире.
1-й ВЕДУЩИЙ: Бесплодие и импотенция стали обычными спутниками жителей развитых государств.Причины разные:неблагоприятные экологические факторы,ранние
аборты,стрессы.Но есть и другие причины-это подгузники.Какое отношение имеют подгузники к бесплодию?
Ответ: Современные подгузники сохраняют кожу сухой ипрепятствуют появлению
опрелостей,но постоянное ношение подгузников-это по сути тепловой
компресс,который может вызвать перегрев яичек у мальчиков.Последствия
перегрева могут обернуться бесплодием у взрослого молодого человека.
Такое бесплодие связано с малым количеством сперматозоидов,их недостаточ-
ной подвижностью.Чтобы избежать таких неприятностей,мальчиков нужно
держать 3-4 час. В день без подгузников либо слегка подвязав подгузник
пеленкой.
2-й ВЕДУЩИЙ: Ежегодно мы страдаем от гриппа и иногда сбиваем высокую температуру разными препаратами в том числе и аспирином.Почему нельзя этого делать?
Ответ: «Сбивать» температуру нельзя (за исключением темп.более 38 градусов),тем
более аспирином,он уменьшает свертываемость крови;при гриппе увеличивает-
ся проницаемость сосудов.Особенно опасно это в альвеолах.Мелкие капилляры
часто лопаются, и альвеолы заполняются кровью,затрудняется газообмен,
появляются глубокие изменения в организме,связанные с дыхательной
недостаточностью.Нельзя заниматься самолечением,только врач вам даст
консультацию и назначит лечение исходя из диагноза.
3-й ВЕДУЩИЙ: Люди часто путают грипп с ОРЗ. Как определить,чем ты заболел?
Ответ: Грипп начинается резко и бурно.От заражения до проявления клинических
симптомов проходит 1-2 дня.В это время вирусы активно размножаютс( но
при этом нет насморка и першения в горле нет.Но человек чувствует сильный
озноб, начинает сильно болеть голова (теменная область),начинает «резать» глаза,болят мышцы,суставы,резко поднимается температура. Это- грипп.
При ОРЗ:насморк,озноб,вы чихаете.При ОРЗ нет высокой температуры,слегка
повышена , а разбитость и слабость никогда так не выражена,как при гриппе.
1-й ВЕДУЩИЙ : Жевательная резинка стала реальностью нашей сегодняшней жизни. Какую пользу и какой вред она может принести?
Ответ: «Дирол», «Орбит» и другие жевательные резинки восстанавливают кислотно-
щелочной баланс,препятствуют образованию зубного налета.В этом польза.
Вред: жвачка стимулирует образование слюны и желудочного сока,который
при отсутствии еды начинают» переваривать» стенки желудка.Как следствие
появляется гастрит или язва.Нельзя жевать и курить одновременно:жвачка
впитывает в себя канцерогенные вещества из сигарет,затем вместе со слюной они попадают в желудок. Экологически опасными вызывают рак -злокачествен
ные новообразования),являются запрещенные к реализации в России жевательные резинки со следующими кодами: Е121,Е123, Е240.В резинках
«Алладин»,»Патбум»,»Топ ган» присутствует вредный бутадион-стирольный .каучук. При жевании он может выделять стирол,способствующий воспалению
и формированию хронических очагов инфекции:стоматиты,гастриты...
Растворяясь хорошо в тканях организма,токсически действует на мозг
2-й ВЕДУЩИЙ: Что такое пассивное курение и чем оно опасно?
Ответ: Пассивное курение-это пребывание некурящего человека в накуренном помещении.Провести час в таком помещении-все равно что выкурить четыре сигареты.
3-й ВЕДУЩИЙ: На какой продукт спрос россиян в три раза превышает спрос на него остальном мире. Избыточное потребление этого продукта является причиной того,что у 50 млн. жителей России наблюдаются дефекты интеллектуального развития в форме психической неполноценности?
Ответ: Да-это алкоголь! Увлечение этим «змием» губит не только душу и тело человека,но и будущее потомство. Известный немецкий психиатр Крепелин
писал о действии алкоголя,что нет лучшего средства для выращивания идиотов. Если в 1950-е годы коэффициент интеллектуальности молодежи,по данным ЮНЕСКО,ставил нашу страну на 3-е место в мире,то в 1988г. Мы уже находились на 49-месте.
1-й ВЕДУЩИЙ: Все мировые религии,определяя поведение человека,всегда более строго к женщине.То,что у мужчин порицается-курение, употребление алкоголя- женщинам категорически запрещается.Имеет ли такая дискриминация по отношению к женщине биологический смысл?
Ответ: Конечно,такая дискриминация имеет биологический смысл!Все яйцеклетки
будущей женщины закладываются уже в эмбриональном периоде (у 4-5-месяч-
ного эмбриона). С наступлением половой зрелости ежемесячно по одной
(у некоторых женщин-несколько) яйцеклетки выходят в полость тела и подхватываются маточной трубой,где ожидают встречи со сперматозоидом.
Неоплодотворенные яйцеклетки погибают, а оплодотворенные дают начало новой жизни.Новые яйцеклетки не образуются,поэтому даже кратковременное воздействие вредных факторов окружающей среды может неблагоприятно сказаться на них, а значит и на здоровье будущих детей. У мужчин же сперматозоиды образуются в течение всего периода половой активности, т.е. почти всю жизнь. Поэтому , если мужчина в течение 1,5 месяцев будет вести здоровый образ жизни, он может стать отцом здорового ребенка.
2-й ВЕДУЩИЙ: Деятельность мозга можно стимулировать с помощью пищи. Главное -знать в каком продукте что содержится. Расскажите нам об этом,чтобы мы смогли успешно и с хорошим настроением закончить учебный год.
Ответ: МОРКОВЬ стимулирует обмен веществ в мозге и облегчает заучивание.Перед
зубрежкой хорошо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
ЛИМОН освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет высокого содержания витамина С. Перед занятиями неплохо выпить стакан лимонного сока.
КИВИ в нем витамина С еще больше,да и он хорошо помогает на начальных
стадиях заболевания горла:два плода ликвидируют все неприятности.
ОРЕХИ укрепляют нервную систему,поэтому они хороши для работы мозга.
КАПУСТА снимает нервозность,т.к. Снижает активность щитовидной железы.
Съеште перед экзаменом салат из еапусты, и вы спокойно их сдадите.
БАНАНЫ содержат вещество-серотонин,которое сигнализирует нашему мозгу «ВЫ-СЧАСТЛИВЫ». Витаминов в банане мало,но ценны они из-за большого содержания калия, необходимого больным с сердечной недостаточностью. Из-за большого содержания сахара и углеводов бананы- очень сытная пища. Поэтому не рекомендуют употреблять их на ночь:он может вызвать брожение в желудке.
ЛУК РЕПЧАТЫЙ помогает при умственном переутомлении и физической ус-
талости, способствует разжижению крови,улучшает снабжение мозга килородом. Доза:не менее половины луковицы ежедневно.
Жюри подводит итоги, команде -победительнице вручают фрукты и орехи.
Литература
А.Г. Драгомилов ,Р.Д.Маш Биология:8 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.:Вентана -Граф,2011.
С.И.Небесный Необыкновенное в обыкновенных овощах.-М.: Московский рабочий,1970.
А.В.Смирнов Мир растений.-М.: Молодая гвардия,1988.
«Первое сентября» БИОЛОГИЯ №7-2001.