СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Химия и экология вокруг нас»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по теме: «Химия и экология вокруг нас»

Тип мероприятия: игра с элементами рассказа

Цель мероприятия: проверка и закрепление знаний учащихся по химии и экологии

Задачи мероприятия:

Мотивация учащихся к изучению предмета химия

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Выработать умение работы с информацией.

Дата проведения: 13 апреля 2019 год

Место проведения: в кабинете химии МКОУ «Луткунская СОШ»

Класс: 9 А

Количество учащихся:15

Сопровождающий: Гамзаева Э.Г учитель химии.

Продолжительность: 45 минут.

Используемые материалы: презентация, листы с заданиями, таблица Д.И. Менделеева.

Участники: 9-А

Реактивы: хлорид железа (III), роданид калия, хромата калия, серная кислота, нитрат свинца, иодид калия, сульфат никеля (II), гидроксид натрия, сульфат меди (II), гидроксид натрия, сульфат меди (II), раствор аммиака, хлорид кобальта (II), роданида калия, переоксид водорода.

Химическая посуда: цилиндр, кристаллизатор, стеклянные палочки 4шт, пробирки 15шт, штативы для пробирок 2шт.

 

 

1.Введение (продолжительность -3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на игре «Химия и экология вокруг нас», посвященной взаимосвязи химии и экологии. Как вы уже знаете, экологические проблемы являются одними из самых серьезных проблем всего мирового общества. Ведь от состояния экологии напрямую зависит состояние нашего здоровья, а значит, зависит и наша жизнь.

Давайте вспомним и назовем, какие же экологические проблемы, связанные с химией, существуют. Я начну – загрязнение воздуха ядохимикатами при опрыскивании растений от насекомых-вредителей. Теперь вы (учащиеся называют примеры проблем).

Какие вы молодцы! Все назвали! Как много проблем, однако, обрушилось на нашу природу. Из-за чрезмерно большого количества экологических проблем и катастроф люди встали на защиту природы.

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие откроет вам кое-что новое об экологии, проблемах окружающего мира и способах их предотвращения, а также узнаете много нового о химии.

Ну что же, начнем игру? Вам предстоит пройти 5 этапов. Правила к каждому этапу будут озвучивать ведущие.

Итак, начинаем!

2.Основная часть

I этап «Викторина» (продолжительность-7минут)

Максимально 10 баллов.

Добрый день, ребята! Наша игра начинает с тура под названием «Викторина». Правила здесь просты – мы будем зачитывать вам вопросы и варианты ответов, вам нужно будет выбрать один правильный ответ. Отвечает тот обучающийся, который первый поднял руку. Если он отвечает неправильно, право ответа переходит к другому ученику, среагировавшей второй. За каждый правильный ответ будет начисляться один балл. Ответы принимаются только с поднятой рукой, с места не выкрикивать. Начнем!

1. Из перечисленного списка проблем выберите экологические, связанные с химией:

а) неравномерное распределение ресурсов среди населения Земли (проблема бедных и богатых);

б) притеснение человека из-за национальности;

в) выбрасывание отходов предприятия в водоемы;

г) вырубка леса с целью постройки торгового центра.

Правильный ответ - в.

2. Какую опасность представляет автотранспорт окружающей среде:

а) выброс продуктов сгорания бензина (выхлопных газов) в атмосферу;

б) пробки;

в) аварии;

г) разрушение покрытия дорог.

Правильный ответ – а.

3. Вы оказались в радиоактивной зоне. Ваши действия:

а) быстро уйти из этой зоны, используя при этом подручные средства защиты кожи, органов дыхания и зрения от радиации;

б) закрыться дома и спокойно отдыхать;

в) сходить в бомбоубежище и переждать время;

г) сделать вид, что ничего не случилось.

Правильный ответ – а.

4. Какая болезнь появляется после пребывания в радиоактивной местности:

а) грипп;

б) ОРВИ;

в) «лучевая» болезнь;

г) депрессия.

Правильный ответ – в.

5. Какой из перечисленных газов является ядовитым:

а) озон;

б) угарный газ;

в) кислород;

г) углекислый газ.

Правильный ответ – б.

6. Выкидывать батарейки нельзя, потому что, попав в окружающую среду, они:

а) воспламеняются и вызывают масштабные пожары;

б) использованные батарейки не несут вред окружающей середе;

в) взрываются, выбрасывая в атмосферу пары ядовитых газов;

г) использованные батарейки могут загрязнить почву и воду тяжелыми металлами – ртутью, кадмием, никелем, цинком, марганцем.

Правильный ответ – г.

7. 20 апреля 2010 года у берегов США произошла экологическая катастрофа, в результате которой на поверхность воды Мексиканского залива было вылито несколько тысяч тонн химического вещества, вязкого, черного, не растворяющегося в воду, используемое в промышленности как топливо. Это вещество:

а) бензин;

б) нефть;

в) керосин;

г) масло.

Правильный ответ – б.

8. Какой из перечисленных процессов не влияет негативно на состояние окружающей среды:

а) фотосинтез;

б) выпадение кислотных дождей;

в) взрыв на промышленных объектах;

г) накапливание в почве тяжелых металлов – ртути, кадмия, цинка и т.д.

Правильный ответ – а.

9. Почему нельзя купаться в водоемах близ химических предприятий:

а) в таких водоемах всегда холодная вода;

б) в них водятся опасные животные (крокодилы, акулы и т.д.);

в) в эти водоемы осуществляется выброс опасных химических соединений с предприятий;

г) почему нельзя? Можно!

Правильный ответ – в.

10. Как можно бороться с проблемой загрязнения окружающей среды химическими соединениями:

а) с этим невозможно бороться;

б) закрыть все химические предприятия;

в) с этим не нужно бороться, нашему поколению не грозит опасность;

г) использовать технологию безотходного производства.

Правильный ответ – г.

Наш первый тур подошел к концу. Вы все большие молодцы! Послушайте небольшой рассказ об экологических проблемах, связанных с химией.

Сноска (Гарипова Г.Р)

Предприятия химической промышленности несут большой вред экологии. В процессе работы многих из них в окружающую среду попадают опасные вещества, например, соединения тяжелых металлов, токсичные газы. Опасность касается не только количества выбрасываемых веществ при работе производств, но и их токсичности и ядовитости при авариях. Поэтому большое внимание и руководителей предприятий и госорганов уделяется соблюдению технических норм, а также правил транспортировки опасных грузов.

II этап «Химическая радуга» (продолжительность-12 минут)

(ученики под руководством учителя химии и студентов 2 курса принимают участие при выполнении данных опытов)

Обучаясь в школе или в других учебных заведениях, необходимо соблюдать правила безопасности. Особое внимание нужно уделять безопасности на уроках химии, так как изучение этого предмета требует использования химических реактивов.

Правила техники безопасности:

1. К проведению эксперимента приступать только с разрешения учителя.

2. Опыты проводить в халате.

3. Внимательно читать этикетку на емкости с веществом.

4. Брать только то количество, которое требуется.

5. Не выливать (не высыпать) остаток или избыток в раковину.

6. На столе ёмкости с реактивами должны быть закрыты.

7. Нюхать химические вещества, не наклоняясь над пробиркой, а направляя к себе воздух рукой.

8.Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

Вокруг нас окружают соединения и вещества различных цветов, в том числе самым интересным явлением в природе является возникающая на небе радуга. Почему вещества имеют разные цвета, а некоторые соединения изменяют свою окраску подобно хамелеонам? Возможно ли получить материал-хамелеон, способный изменять окраску?

Возможно, с использованием реактивов, содержащих соединения хрома, ванадия, марганца и меди в результате химических реакций осуществить последовательность превращений, в ходе которых будет изменяться окраска раствора в пробирке в порядке цветов радуги.

Цветная радуга в пробирках.

Для получения цветов радуги в разных пробирках в 7 пробирок сливаем попарно следующие растворы:

В 1-ю пробирку хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет): FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

Во 2-ю пробирку: раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет): 2К2CrO4 + Н2SO4 = К2Cr2O7 + К2SO4 + Н2О

В 3-ю пробирку: нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет) Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3

В 4-ую пробирку: сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет); NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4

В 5-ую пробирку: сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4

В 6-ую пробирку: сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4

В 6-ую пробирку: хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет) CoCl2 + 2KCNS = Co(CNS)2 + 2KCl

III этап «Ребусы» (продолжительность-5 минут)

Максимально 6 баллов.

Итак, ребята, вы будете разгадывать ребусы про химию и экологию. Как и в первом этапе, отвечаем с поднятой рукой, ответы с места не принимаются.

 (Чистота)

 (Натрий)

 (Отходы)

 (Кислота)

 (Экосистема)

 (Воздух)

 (Очистка)

IV этап «Зубная паста для слона» (выполняет опыт Хайруллина И.И.,продолжительность-3 минут)

Пошаговая инструкция

Возьмем поднос и стакан. Нальем в стакан 50 мл 30%-ной перекиси водорода, добавим несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор. Прильем 50 мл концентрированного раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан».

Перекись водорода разлагается на воду и кислород. Иодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию.

2H?O? – 2H?O + O?

Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды, образуя густую пену.

V этап «Кроссворд» (продолжительность-7 минут)

Максимально 13 баллов.

Итак, ребята, мы дошли до третьего тура под названием «Кроссворд». Как вы уже поняли, в этом туре вы будете разгадывать кроссворд. Вопросы будут написаны на слайде, кому если будет не понятно, я зачитаю. Время на выполнение – 7 минут. Время пошло!

По горизонтали:

1.Создатель периодической системы химических элементов (Фамилия)

5.Наука о веществах и их превращениях в другие вещества

6.Химическая реакция, в результате которой из одного вещества получается несколько других веществ

7.Вещества, изменяющие цвет под действием кислот и щелочей

9.Вид загрязнений окружающий среды

13.Элемент, входящий в состав воды

По вертикали:

2.Как называется цифра 5 стоящая в записи 5H2O на первом месте

3.Вещество,состоящая из атомов водорода и кислорода

4.Оно ухудшает качество человеческой жизни и создает дисбаланс в экологии

8.Вещества,в составе которых входит кислотный остаток

10.Класс неорганических веществ

11.Газ, входящий в состав воздуха в самом большом количестве

12.Загрязнение окружающей среды, которое электростанции и заводы используют для охлаждения оборудования

3.Заключение (продолжительность-3 минуты)

Итак, наш этап и вся игра в общем завершены. Вы все большие молодцы! Победила дружба!

(Максумова З.М.) Ребята! Мы надеемся, что вы узнали для себя что-то новое в ходе нашего мероприятия и будете еще более трепетно и бережно относится к окружающей природе. Но, пожалуйста, не думайте, что химия – это очень вредная и опасная наука. Да, конечно, есть в ней некоторые негативные аспекты, но химия – важнейшая наука, которая создала почти все, что нас окружает. А влияние ее на экологию объясняется халатным отношением человека к природе. Но сегодня уже созданы и используются различные технологии, предотвращающие и сокращающие пагубное воздействие химических соединений на природу. Да и вы сами этому способствуете, собирая батарейки и пластик. Берегите природу! От нее зависит наша жизнь. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!