СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология — особая наука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология- как наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              подготовила                                                                                                                                                        учитель начальных классов                                                                                  

Шамсиева Лилия Рифкатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

   

 

 

 

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.

     В. А. Сухомлинский  по этому поводу сказал « Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».

    Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний. Поэтому начальная школа занимает особое место   непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются начало экологической культуры детей. Экология - это комплексная наука, изучающая все виды взаимодействия  человека - общества природы.

   В своей педагогической деятельности я творчески использую идеи, новые подходы, технологии по экологическому образованию, предложенные лучшими учителями школ России, работающими над этой проблемой - А.Плешакова, А. Андрианова, В. Куправа, опыт педагога-новатора В. Сухомлинского, рассматривающего экологическое воспитание как фундамент всей экологической системы.

    Главной задачей экологического образования младших школьников является формирование у детей экологической культуры ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающие в себя систему экологических знаний, умений, мышления.

   Экологическое образование- это непрерывный процесс обучения, воспитание и развития личности, направленной на формирование системы знаний и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социально-природной среды.

    Учебная деятельность всегда направлена на достижения определённых результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоления определённых трудностей.

В  силу этого она имеет большие возможности для формирования, интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых  качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к её обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляются с помощью задачи, которым целесообразно придать экологическую направленность. Не случайно задачи, направленные на достижение цели экологического образования, принято называть задачами по экологии.

Содержание учебных задачи можно сгруппировать вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:

  1. защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека;
  2. охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;
  3. забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Эти проблемы находят выражение в содержательных основных линиях задачи по экологии:

  1. место человека в окружающей среде: человек – социально-природное существо;
  2. многообразие объектов и явлений природного и социального окружения человека;
  3. связи живых организмов с условиями существования;

-   связи здоровья человека с состояниями окружающей среды его образа жизни,

 

  1. труд и поведение человека в окружающей среде.

 

   Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Решение своих задач я осуществляю через экологизацию всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учётом принципа между предметности и интеграции. Программа  по разным учебным предметам я дорабатываю с учётом местных экологических и краеведческих условий. Через экологизацию всех учебных предметов передаю детям об окружающем мире, прививаю им умения и навыки самостоятельного общения  с природой, вдумчиво внимательно читать книгу природы. Воспитываю чувства ответственного, бережного, гуманного отношения по всему живому, что есть на Земле. Каждый урок сопровождается иллюстрированным материалом: фотографиями, картинами диафильмами, цифровыми данными, видеоматериалами. В уроки включается разнообразный материал, основанный на собственных наблюдениях из жизни, очерки о природных  явлениях, записки рассказы натуралистов. Наряду с традиционными методами, использую и нестандартные формы, методы и приёмы обучения:

1)  уроки - сказки, уроки путешествия, уроки - игры;

2) моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке;

3) написание небольших сочинений, рассказов, сообщений из газет, журналов, телепередач;

4) составление книжек - раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях.

  Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности  в зависимости от класса и подготовленности детей. Это может быть народная пословица  или поговорка. Знания природы жизненный опыт рождали пословичные выражения и обеспечивали им долгую жизнь, ибо полная зависимость от природы заставляла  земледельца тщательно изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими, а это вылилось целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений. Например: «Посеешь в погоду - больше приплоду», «Сей под погоду - будешь, есть хлеб год от году», «Вода на лугу - сено в стогу».

   Другой тип экологических задач - это загадки о растениях, животных или явлениях природы. Например, при изучении темы «Растения и животные леса» можно спросить детей «Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны для житья?» (Ежу). Загадка будет задачей в том случае, если учитель не ограничится только отгадыванием, а предложит детям ответить на более сложный вопрос, вытекающий из её содержания: «Зачем иголки ежу? Какую роль они играют в его жизни?» Используемые на уроках природоведения рассказы и сказки В. Бианки и Н. Сладкова несут ту или иную экологическую информацию и поэтому могут служить материалом для составления экологических задач или даже сами являются экологическими задачами. При изучении темы «Дикие животные зимой» используется рассказ Н. Сладкова «Косуля и Косач»

-Послушай, Косач! Оба мы на снегу спим, но я почему-то замерзаю до невозможности, а тебе хоть бы хны! Отчего это, а?

-А оттого, Косуля, что ты не знаешь, как люди снег называют.

Вопрос: Как люди снег называют? Почему Косач не замерзает, а Косуля замерзает на снегу? Ответ: Люди называют снег белым покрывалом, пуховым одеялом. Косач спит в снегу, как под пуховым одеялом. Косуля не спит на снегу без одеяла, поэтому она и мерзнет.

   Определённую роль в учебных задачах могут занимать игровые моменты, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенности учащихся начальной школы,

    Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельности он познаёт окружающую действительность, и формы взаимоотношений с ней без чего он был бы в состоянии выявить особенности своих отношений к вещам, людям, природе. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания дидактических игр, викторин, кроссвордов направленных на формирование  потребностей   в  новых знаниях.

 

Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

 

     Цель игры: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

Ход игры:

Приготовляются фишки. В первом ряду - звери, во втором - птицы, в третьем - рыбы, в насекомые.

 Игроки поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильномответе фишку в ряд. Выигрывает игрок, получивший больше фишек.

  Экологическое образование невозможно без  проведения  экскурсий в природу. Школа, где  я  работаю,  расположена в сельской  местности, недалеко и лес, и река. Эту естественную лабораторию я использую для экскурсий в разное  время года. Цель экскурсий – донести до ума и сердца детей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

   В конце своей статьи я хочу дать несколько методических рекомендаций учителю начальных классов по экологическому образованию и воспитанию младших школьников:

  1. На уроках природоведения и чтения необходимо дать определённую сумму знаний об окружающей природе, чтобы сформировать у младших школьников правильное материалистическое понимание окружающей природы и явлений.
  2. При непосредственных наблюдениях в природе во время экскурсий и прогулок показать взаимосвязь и взаимозависимость неживой и живой природы, а также человека, как составной части живой природы.
  3. В процессе тщательно спланированных и продуманных экскурсий в природу в разное время года в растительные сообщества показать красоту, притягательную силу окружающей природы. Природа – вдохновитель. Природа – муза. Природа – художник.
  4. На основе чувственных и эмоциональных восприятий окружающей природы, полученных во время экскурсий, стараться формировать навыки экологической культуры, поведения в природе: «Что люблю, то храню и берегу», «В гости к лесу», «Водоём - как теремок», «Уроки экологического этикета», это могут быть обобщающие мероприятия по итогам четверти.
  5. Путём различных форм внеклассной работы, где ведущей будет игровая деятельность, совершенствовать экологическое воспитание младших школьников, это приведёт  к  глубокому пониманию связи и взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического  воспитания окружающей природой; понимая того, что природа, экологическое воспитание - основа гармонически и разносторонне развитой физически и духовно здоровой личности.
  6. Создать необходимые условия для формирования экологического сознания у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Экология — особая наука»


Экология- как наука.

   

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.

     В. А. Сухомлинский  по этому поводу сказал « Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».

    Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний. Поэтому начальная школа занимает особое место   непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются начало экологической культуры детей. Экология - это комплексная наука, изучающая все виды взаимодействия  человека - общества природы.

   В своей педагогической деятельности я творчески использую идеи, новые подходы, технологии по экологическому образованию, предложенные лучшими учителями школ России, работающими над этой проблемой - А.Плешакова, А. Андрианова, В. Куправа, опыт педагога-новатора В. Сухомлинского, рассматривающего экологическое воспитание как фундамент всей экологической системы.

    Главной задачей экологического образования младших школьников является формирование у детей экологической культуры ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающие в себя систему экологических знаний, умений, мышления.

   Экологическое образование- это непрерывный процесс обучения, воспитание и развития личности, направленной на формирование системы знаний и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социально-природной среды.

    Учебная деятельность всегда направлена на достижения определённых результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоления определённых трудностей.

В  силу этого она имеет большие возможности для формирования, интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых  качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к её обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляются с помощью задачи, которым целесообразно придать экологическую направленность. Не случайно задачи, направленные на достижение цели экологического образования, принято называть задачами по экологии.

Содержание учебных задачи можно сгруппировать вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:

  • защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека;

  • охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;

  • забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Эти проблемы находят выражение в содержательных основных линиях задачи по экологии:

  • место человека в окружающей среде: человек – социально-природное существо;

  • многообразие объектов и явлений природного и социального окружения человека;

  • связи живых организмов с условиями существования;

-   связи здоровья человека с состояниями окружающей среды его образа жизни,

  • труд и поведение человека в окружающей среде.

   Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Решение своих задач я осуществляю через экологизацию всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учётом принципа между предметности и интеграции. Программа  по разным учебным предметам я дорабатываю с учётом местных экологических и краеведческих условий. Через экологизацию всех учебных предметов передаю детям об окружающем мире, прививаю им умения и навыки самостоятельного общения  с природой, вдумчиво внимательно читать книгу природы. Воспитываю чувства ответственного, бережного, гуманного отношения по всему живому, что есть на Земле. Каждый урок сопровождается иллюстрированным материалом: фотографиями, картинами диафильмами, цифровыми данными, видеоматериалами. В уроки включается разнообразный материал, основанный на собственных наблюдениях из жизни, очерки о природных  явлениях, записки рассказы натуралистов. Наряду с традиционными методами, использую и нестандартные формы, методы и приёмы обучения:

1)  уроки - сказки, уроки путешествия, уроки - игры;

2) моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке;

3) написание небольших сочинений, рассказов, сообщений из газет, журналов, телепередач;

4) составление книжек - раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях.

  Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности  в зависимости от класса и подготовленности детей. Это может быть народная пословица  или поговорка. Знания природы жизненный опыт рождали пословичные выражения и обеспечивали им долгую жизнь, ибо полная зависимость от природы заставляла  земледельца тщательно изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими, а это вылилось целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений. Например: «Посеешь в погоду - больше приплоду», «Сей под погоду - будешь, есть хлеб год от году», «Вода на лугу - сено в стогу».

   Другой тип экологических задач - это загадки о растениях, животных или явлениях природы. Например, при изучении темы «Растения и животные леса» можно спросить детей «Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны для житья?» (Ежу). Загадка будет задачей в том случае, если учитель не ограничится только отгадыванием, а предложит детям ответить на более сложный вопрос, вытекающий из её содержания: «Зачем иголки ежу? Какую роль они играют в его жизни?» Используемые на уроках природоведения рассказы и сказки В. Бианки и Н. Сладкова несут ту или иную экологическую информацию и поэтому могут служить материалом для составления экологических задач или даже сами являются экологическими задачами. При изучении темы «Дикие животные зимой» используется рассказ Н. Сладкова «Косуля и Косач»

-Послушай, Косач! Оба мы на снегу спим, но я почему-то замерзаю до невозможности, а тебе хоть бы хны! Отчего это, а?

-А оттого, Косуля, что ты не знаешь, как люди снег называют.

Вопрос: Как люди снег называют? Почему Косач не замерзает, а Косуля замерзает на снегу? Ответ: Люди называют снег белым покрывалом, пуховым одеялом. Косач спит в снегу, как под пуховым одеялом. Косуля не спит на снегу без одеяла, поэтому она и мерзнет.

   Определённую роль в учебных задачах могут занимать игровые моменты, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенности учащихся начальной школы,

    Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельности он познаёт окружающую действительность, и формы взаимоотношений с ней без чего он был бы в состоянии выявить особенности своих отношений к вещам, людям, природе. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания дидактических игр, викторин, кроссвордов направленных на формирование  потребностей   в  новых знаниях.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

     Цель игры: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

Ход игры:

Приготовляются фишки. В первом ряду - звери, во втором - птицы, в третьем - рыбы, в насекомые.

 Игроки поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильномответе фишку в ряд. Выигрывает игрок, получивший больше фишек.

  Экологическое образование невозможно без  проведения  экскурсий в природу. Школа, где  я  работаю,  расположена в сельской  местности, недалеко и лес, и река. Эту естественную лабораторию я использую для экскурсий в разное  время года. Цель экскурсий – донести до ума и сердца детей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

   В конце своей статьи я хочу дать несколько методических рекомендаций учителю начальных классов по экологическому образованию и воспитанию младших школьников:

  • На уроках природоведения и чтения необходимо дать определённую сумму знаний об окружающей природе, чтобы сформировать у младших школьников правильное материалистическое понимание окружающей природы и явлений.

  • При непосредственных наблюдениях в природе во время экскурсий и прогулок показать взаимосвязь и взаимозависимость неживой и живой природы, а также человека, как составной части живой природы.

  • В процессе тщательно спланированных и продуманных экскурсий в природу в разное время года в растительные сообщества показать красоту, притягательную силу окружающей природы. Природа – вдохновитель. Природа – муза. Природа – художник.

  • На основе чувственных и эмоциональных восприятий окружающей природы, полученных во время экскурсий, стараться формировать навыки экологической культуры, поведения в природе: «Что люблю, то храню и берегу», «В гости к лесу», «Водоём - как теремок», «Уроки экологического этикета», это могут быть обобщающие мероприятия по итогам четверти.

  • Путём различных форм внеклассной работы, где ведущей будет игровая деятельность, совершенствовать экологическое воспитание младших школьников, это приведёт  к  глубокому пониманию связи и взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического  воспитания окружающей природой; понимая того, что природа, экологическое воспитание - основа гармонически и разносторонне развитой физически и духовно здоровой личности.

  • Создать необходимые условия для формирования экологического сознания у младших школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!