СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии стребованиями ФГОС. Предполагает работу в группах. Имеются приложения, содержащие дополнительный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Образование"»

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе

Выполнила учитель истории и обществознания МКОУ Александровская СОШ

Россошанского муниципального района Воронежской области Сухомлина Ольга Александровна



Тема:

«Образование»

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Цель урока:

познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы РФ, с ее структурой и местом в российском обществе

Формируемые УУД:

Личностные:

осознать ценность и значимость получения образования;
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость получения образования.

Метапредметные:

формировать логическое и историческое мышление учащихся;

формировать умение сравнивать различные явления;

научить переносить имеющийся опыт в новые ситуации;

показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные:

учащиеся научатся определять, в чём заключается приоритет образования,

усвоят основные элементы системы образования в России,

выяснят, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества.

Коммуникативные:

Формирование конструктивных способов взаимодействия в группах.

Планируемые результаты

Учащиеся получат:

- представление об образовательной системе РФ;

- знания о способах получения образования;

- информацию о роли образования в жизни современного общества.

УМК

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2017







Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивирование на учебную деятельность

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас и очень надеюсь, что это настроение сохранится не только у меня, но и у вас на протяжении всего урока.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в удивительный мир знаний. Каждый из вас знает, что отправляясь в дорогу, необходимо взять с собой багаж. Какой багаж нам потребуется сегодня?

Приветствуют учителя.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Актуализация знаний

Сейчас мы проверим, все ли готовы к путешествию.

1. Для начала я предлагаю вам размяться и сыграть в крестики-нолики.

У каждого из вас есть игровое поле, состоящее из 9 ячеек. Я буду говорить утверждения, а вы, если согласны со мной – ставите «х», а если не согласны «0».

- Мораль относится к духовной сфере общества.

- Нормы морали устанавливаются государством.

- Патриотизм – преданность и любовь к своей стране.

- Гражданственность – принадлежность человека к какой - либо стране.

- Долг – обязанности человека.

- Толерантность – ответственное отношение к своим гражданским обязанностям.

- Совесть – оценка обществом поступков человека.

- Человек - свободное существо.

- Моральный долг носит добровольный характер.

2. Перед вами список терминов. Какие из них относятся к понятию моральный выбор. Объясните их значение.

Социализация, свобода, общественный долг, ответственный человек, культурный человек.

3. А сейчас я предлагаю вам поработать с пословицами.

Каждая группа получает по паре пословиц. Пользуясь правом выбора и руководствуясь моральными принципами, выберите по 1 из них и объясните свой выбор.

Не делай добра – не получишь зла.

Доброе дело бумерангом вернётся.


Из спасибо шубы не сошьешь.

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.


Молодцы. Я надеюсь, что и в жизни вы всегда будете делать только правильный моральный выбор.



Выполняют задания учителя, проверяют правильность выполнения, оценивают работы.

(Приложение 1)

Регулятивные: оценка своих знаний.

Самоопределение к деятельности

Ребята, вы показали достаточный багаж знаний и готовность к изучению новой темы. А определить её нам поможет басня Сергея Михалкова «Учёный кот-полиглот».

В испуге от Кота спасалась бегством Мышка,

И вот еще чуть-чуть - и ей пришла бы крышка!

Да подвернулась норка на пути:

Не часто может так Мышонку подвезти!

Кот возле норки сел, притих и, переждав,

Затявкал no-собачьи: "Тяв! Тяв-тяв!"

Известно, что мышам не так страшна собака!

Тут Мышка вылезла... И ей пришел конец! "

Один чужой язык полезно знать, однако!" –

Заметил про себя ученый Кот-хитрец.

- Что помогло Коту справиться с мышью?

- Как называется процесс получения знаний?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об образовании)

- Какие задачи мы можем перед собой поставить? (постановка задач)

Дети участвуют в беседе. Определяют тему, цель и задачи урока.



Регулятивные: формирование целевых установок. Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Открытие новых знаний

























- Ребята, как вы думаете, что такое образование?

1 группа

Какое определение образованию дают авторы учебника. (п.10, стр.78)

2 группа

Найдите определение образования в статье 2 «Закона об образовании».


- Какого человека можно считать образованным?

Некоторые молодые люди считают, что образование сегодня не важно, ведь любую информацию можно найти в Интернете. - Согласны ли вы с ними?

- Зачем нужно образование современному человеку?

Для этого я предлагаю вам разыграть небольшие жизненные ситуации и определить роль образования в обществе.

1 группа. Домашняя работа.

2 группа. В маршрутке.

- Какую роль образование играет в жизни людей?

- Является ли образование личным делом каждого человека?

Наше государство заботиться об уровне образованности своих граждан, о чём подтверждает наш основной закон «Конституция».

Знакомство со ст. 43 «Конституции»


Ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» говорит о признании принципа «приоритетного образования» в нашей стране.

- Что такое приоритет? (преобладающее значение)

- Что государство делает для реализации принципа приоритетного образования?

- В каком обществе мы живем?

- Что характерно для информационного общества?

(знания, компьютеризация, конкуренция)

Для информационного общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. Становление и развитие постиндустриального общества привело к соперничеству или конкуренции не только между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями, но и к конкуренции между работниками, стремящимися получить должность.

Разбор ситуации.

В школу требуется учитель физкультуры. На собеседование к директору пришли 2 кандидата. Один – вчерашний выпускник и прекрасный спортсмен. Второй – дипломированный учитель физической культуры.

- Какой выбор и почему сделает директор школы?

- Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование.

Образование активно воздействует не только на жизнь человека, но и на развитие страны: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развивается её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.


В нашей стране основные принципы развития образования отражены в «Законе об образовании». Я предлагаю группам поработать с некоторыми его статьями и выяснить:

1 группа: структуру Российского образования

2 группа: формы получения образования и формы обучения

и заполнить предложенные схемы.


 В современном мире часто звучат слова: «Кто владеет знаниями, тот владеет миром». Знания требуют постоянного развития, обновления. Поэтому на первый план выдвигается задача непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. В России наряду с названными выше звеньями образовательной системы, существует ряд путей непрерывного образования. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (от строителей до врачей, учителей, работников телевидения). Важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернета. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста.


Работают в группах.

(Приложение 2)





Работают с «Конституцией».




Работают в группах: готовят диалог. (Приложение 3)



Отвечают на вопросы учителя.




















Разбирают ситуацию.














Работа в группах, заполнение схем. (Приложения 2, 5, 6, 7)


Отчёт групп.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге.

Познавательные:

умение работать с документом.























Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.











Регулятивные:

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения полученного задания;

- умение осмысливать полученную информацию

Личностные:

- проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников.

Коммуникативные:

- умение распределить задания внутри группы;

грамотно строить речевые высказывания.

Применение новых знаний

- Что такое образование?

- В чем заключается приоритет образования?

- Перечислите основные элементы образования в РФ.

- Почему непрерывное образование необходимо в современном обществе?

- Определите ступени образования:

  1. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна?

  2. Студент пятого курса педагогического университета Сергей преподаёт математику в 5-ых классах средней школы. На каком уровне образования находится Сергей?

  3. Десятиклассница гимназии Татьяна победила на престижном конкурсе бальных танцев. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Татьяна?


Составьте связный текст, используя слова:

образование, принцип «приоритетного образования», конкурентоспособность, ступени образования РФ, формы получения образования, формы обучения, непрерывность образования.


Участвуют в учебном диалоге.

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы

Оценивание

Проанализируйте свою работу на уроке, обсудите её в группах и оцените.


Самооценка работы учащихся. Заполнение таблицы.


Личностные:

оценка своих действий в ходе урока. Регулятивные:

адекватное восприятие оценки учителя.


Домашнее задание

П. 10 Провести интервьюирование взрослых членов вашей семьи и определить какие ступени образования они прошли.



Рефлексия

Подберите фразеологические обороты, которые соответствуют степени усвоения вами нового материала:

«каша в голове», «ни в зуб ногой», «светлая голова».


Оценивают степень усвоения нового материала.

Личностные:

анализ проделанной работы и полученных знаний.















1



2

3





4



5

6





7





8

9

Приложение 1

1



2

3





4



5

6





7





8

9

































Приложение 2

Не делай добра – не получишь зла.



Доброе дело бумерангом вернётся.



Из спасибо шубы не сошьешь.



Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

Приложение 3

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.



Статья 10

Структура системы образования

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как общее дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 17

Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.















Приложение 4



Ситуация для 1 группы.

- Пап, помоги мне решить уравнение по математике.

- О, нет. В математике я не силён. Спишешь у кого – нибудь на перемене.

- Может, поможешь мне разобраться со спряжениями глаголов.

- Ты что не можешь ГДЗ посмотреть. Я зачем за интернет плачу?

- Давай хоть по ИЗО нарисуем.

- Нашла Малевича. Да я в школе с рисования всегда сбегал. И вообще не мешай мне телевизор смотреть. Сейчас новый фильм будет «Емельян Пугачёв». Наверное, про отца Аллы Борисовны.

- Ты что пап, любой школьник знает, что Пугачёв – донской казак, предводитель восстания 1773—1775 годов в России.

- Так иди, не умничай.



Ситуация для 2 группы.

- Hello, my name is Masha!

- Hello! Какая образованная девушка. Вы говорите по – английски?

- Yes!

- А русскую классику вы читаете?

- Я только русскую и читаю.

- Расскажите что-нибудь из Пушкина.

- О, вы знаете, у меня брат в Пушкино живёт. Там столько магазинов!

- Извините, мне пора.









Приложение 5

С труктура образования РФ













Приложение 6

Ф ормы получения образования в РФ















Приложение 7

Ф ормы обучения

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!