МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ Д.В.БОНДАРЕНКО
Принята Утверждаю
педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 4
протокол №____ от_____2021г. имени Д.В.Бондаренко
Ю.В.Скоробогатько
приказ № 97-ОД от 19.08. 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 « б» КЛАСС
Количество часов по программе: 2 часа в неделю (всего 70 часов)
Уровень основного общего образования 8 класс
Учитель Шемчук Ирина Викторовна
Педагогический стаж 11 лет
Категория первая
г.Зверево
2021-2022
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цели и задачи курса химии в 8 классе
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важ-
нейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный вшколе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образователь-
ной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит
изучение химии, которое призвано обеспечить решение следующих целей:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повсе-
дневной жизни.
Основные задачи изучения химии в школе:
формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, зна-
чимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
формировать представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;
овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного обще-
ства, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способ-
ности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный
научно-технический прогресс;
формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обоб-
щение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших поня-
тий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информацион-
ными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).__
1.2. Реализация программы «Химия» на базе «Точки роста».
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Химия».
Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые подходы, структуру и содержание при организации обучения химии в 8―9 классах, выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:
для расширения содержания школьного химического образования;
для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов.В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной школе.Это связано с рядом причин:
традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;
длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с длительностью учебных занятий;
возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техники безопасности и др.
Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности и решает вышеперечисленные проблемы.Широкий спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие экспериментатора, а частота их измерений неподвластна человеческому восприятию.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;
в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.
1.3. Нормативные документы для реализации программы.
Рабочая программа по химии для МБОУ СОШ № 4 составлена на основе следующих
нормативных документов
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп., вступ.в силу с 01.09.2020).— URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
(дата обращения: 28.09.2020)
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).— URL:
https://login.consultant.ru link ?req=doc&base=LAW&n=319308&demo=1 (дата обращения: 10.03.2021)
3.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред.от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».— URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d938 7d7364e34f26f87ec138f
(дата обращения: 10.03.2021)
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.№ 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г.№ 1115н и от 5 августа 2016 г.№ 422н).— URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.03.2021)
5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г.№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»).— URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=48583
(дата обращения: 10.03.2021)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897) (ред.21.12.2020).— URL: https://fgos.ru
(дата обращения: 10.03.2021)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№ 413) (ред.11.12.2020).— URL: https://fgos.ru
(дата обращения: 10.03.2021)
8. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-4).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695
(дата обращения: 10.03.2021)
9. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-5).— URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_374572
(дата обращения: 10.03.2021)
10. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-6).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/
(дата обращения: 10.03.2021)
А так же :
Закона «Об образовании в Российской Федерации» ;
Фундаментального ядра содержания общего образования ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо-
вания;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования второго поколения;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения
Примерной программы по химии ;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования.
В основу данной рабочей программы положена авторская программа О.С. Габриеляна,
А.В. Купцовой – «Программа основного общего образования по химии, 8-9 классы»
(Москва, Дрофа, 2016
1. 3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой
частью образования школьников. Школьный курс химии включает объем химических зна-
ний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира.
Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых пред-
ставлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продоволь-
ственных, медицинских проблем человечества. Кроме того, определенный объем химиче-
ских знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех обла-
стях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно.
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего
мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Поэтому каждый человек, живущий в мире веществ, должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе
веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности,
которую они могут представлять.
Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мыш-
ления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук - экспериментальном и теоретическом.
Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные ли-
нии:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химиче-
ских свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства ьвеществ, способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промыш-
ленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описыва-
ются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиаль-
ные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с есте-
ственного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно перепле-
тены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Курс химии 8 класса изучается в два этапа.
Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и строение атома
и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его су-
ществования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах , основаниях и солях),
строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).
Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими ре-
акциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях
веществ и их классификации. Свойства кислот, оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической диссоциации. Кроме этого, свойства кис-
лот и солей характеризуются также в свете окислительно-восстановительных процессов.
В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом
которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их клас
сификации — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ,
и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свой-
ства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных ме-
таллов и галогенов (простых веществ и соединений), как наиболее ярких представителей
этих классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматри-
ваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяй-
ственном отношении веществ, образованных элементами 2—3-го периодов.
1.4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в ба-
зисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду есте-
ственнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не
только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Рабочая программа курса химии для основной школы разработана с учетом первоначаль-
ных представлений о мире веществ, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира, и межпредметных связей с курсами физики (7 класс), биологии (5-7 классы), географии (6 класс) и математики.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение химии в 8 и 9 классе отводится по 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года в 35 учебные недели (34 недели в 9 классе). Таким образом, время, выделяемое рабочей программой на изучение химии в 8-9 классах, составляет 138 часов, из них 5 часов резервные (в 8 классе – 1 час, и в 9 классе – 4 часа).
Содержание изучаемого по программе материала состоит из двух частей:
первая – инвариантная часть, которая полностью включает в себя содержание при-
мерной программе по химии (102 часа),
вторая часть – вариативная, она использована для увеличения числа часов на изуче-
ние инвариантной части (34 часа): рабочая программа более чем в два раза увеличивает
время, отведенное примерной программой на изучение раздела «Многообразие в е-
ществ» (курс химии 9 класса). Это объясняется необходимостью основательно отрабо-
тать важнейшие теоретические положения курса химии основной школы на богатом
фактологическом материале химии элементов и образованных ими веществ.
1.5 Описание материально-технической базы центра «Точка роста», используемого для реализации образовательных программ в рамках преподавания химии
Материально-техническая база центра «Точка роста» включает в себя современные и классические приборы.Последние прошли многолетнюю апробацию в школе и получили признание у учителей химии.К ним относятся: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и многие другие.Учитывая практический опыт применения данного оборудования на уроках химии, мы дадим лишь краткое описание приборов.Основной акцент сделаем на описании цифровых лабораторий и их возможностях.
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков1, регистрирующих значения различных физических величин.
Датчик температуры платиновый – простой и надёжный датчик, предназначен для измерения температуры в водных растворах и в газовых средах.Имеет различный диапазон измерений от –40 до +180 ◦С.Технические характеристики датчика указаны в инструкции по эксплуатации.
Датчик температуры термопарный предназначен для измерения температур до 900 ◦С.Используется при выполнении работ, связанных с измерением температур пламени, плавления и разложения веществ.
Датчик оптической плотности (колориметр) – предназначен для измерения оптической плотности окрашенных растворов (рис. 1).Используется при изучении тем «Растворы», «Скорость химических реакций», определении концентрации окрашенных ионов или соединений.
В комплект входят датчики с различной длиной волн полупроводниковых источников света: 465 и 525 нм.Объём кюветы составляет 4 мл, длина оптического пути — 10 мм.
Датчик рН предназначен для измерения водородного показателя (рН).В настоящее время в школу поступают комбинированные датчики, совмещающие в себе стеклянный электрод с электродом сравнения, что делает работу по измерению водородного показателя более комфортной.Диапазон измерений рН от 0―14.Используется для измерения водородного показателя водных растворов в различных исследованиях объектов окружающей среды. | |
Датчик электропроводности предназначен для измерения удельной электропроводности жидкостей, в том числе и водных растворов веществ.Применяется при изучении теории электролитической диссоциации, характеристик водных растворов. | |
Датчик нитрат-ионов предназначен для количественного определения нитратов в различных объектах окружающей среды: воде, овощах, фруктах, колбасных изделиях и т.д. Микроскоп цифровой предназначен для изучения формы кристаллов и наблюдения за ростом кристаллов. Аппарат для проведения химических реакций (АПХР) предназначен для получения и демонстрации свойств токсичных паров и газов.Эти вещества получаются в колбе- реакторе, и при нагревании (или без нагревания) газообразные вещества проходят через поглотительные ёмкости (насадки) с растворами реагентов, вступают с ними в реакцию (рис. 3).Избыток газа поглощается жидкими и твёрдыми реагентами, а также активированным углём.Аппарат чаще всего используют для получения и демонстрации свойств хлора, сероводорода. |
Прибор для демонстрации зависимости скорости химических реакций от различных факторов используют при изучении темы «Скорость химической реакции» и теплового эффекта химических реакций.Прибор даёт возможность экспериментально исследовать влияние на скорость химических реакций следующих факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, площади границы раздела фаз в гетерогенных системах (поверхности соприкосновения между реагирующими веществами), температуры, катализатора, ингибитора. |
Датчик хлорид-ионов используется для количественного определения содержания ионов хлора в водных растворах, почве, продуктах питания.К датчику подключается ионоселективный электрод (ИСЭ) (рабочий электрод), потенциал которого зависит от концентрации определяемого иона, в данном случае от концентрации анионов Cl–.Потенциал ИСЭ определяют относительно электрода сравнения, как правило, хлорсеребряного. Прибор для демонстрации зависимости скорости химических реакций от различных факторов используют при изучении темы «Скорость химической реакции» и теплового эффекта химических реакций.Прибор даёт возможность экспериментально исследовать влияние на скорость химических реакций следующих факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, площади границы раздела фаз в гетерогенных системах (поверхности соприкосновения между реагирующими веществами), температуры, катализатора, ингибитора. Пипетка-дозатор — приспособление, используемое в лаборатории для отмеривания определённого объёма жидкости.Пипетки выпускаются переменного и постоянного объёма.В комплекты оборудования для медицинских классов входят удобные пипетки-дозаторы одноканальные, позволяющие настроить необходимый объём отбираемой жидкости в трёх различных диапазонах (рис. 6).Использование современных технологий и цветовой кодировки диапазона дозирования даёт возможность качественно, точно, безопасно выполнять пипетирование.Пипетки имеют сменные пластиковые наконечники. Баня комбинированная предназначена для нагрева стеклянных и фарфоровых сосудов, когда требуется создать вокруг нагреваемого сосуда равномерное температурное поле, избежать использования открытого пламени и раскалённой электрической спирали (рис. 7).Корпус комбинированной бани сделан из алюминия.Жидкостная часть комбинированной бани закрывается кольцами различного диаметра Прибор для получения газов используется для получения небольших количеств газов: водорода, кислорода (из пероксида водорода), углекислого газа. | |
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, ме-
тапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. В ценностно-ориентационной сфере:
воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и по-
ступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
2. В трудовой сфере:
воспитание готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
3. В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;
развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив-
но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметные:
1. В познавательной сфере:
знание определений изученных понятий: умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;
умение различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции, описывать их;
умение классифицировать изученные объекты и явления;
способность делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
умение структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
умение моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
формирование навыков проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
умение различать опасные и безопасные вещества;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Химия», в содержании которого главными компонентами являются
научные знания и научные методы познания, позволяет пробуждать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. В результате учебного процесса создаются условия для формирования системы ценностей. Познавательная функция учебного предмета «Химия» заключается в способности его содержания развивать ценностные качества у учащихся.
Познавательные ценности:
отношение к:
химическим знаниям как одному из компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями;
окружающему миру как миру веществ и происходящих с ними явлений;
познавательной деятельности (как теоретической, так и экспериментальной) как источнику знаний;
понимание:
объективности и достоверности знаний о веществах и происходящих с ними явлениях;
сложности и бесконечности процесса познания (на примере истории химических открытий);
действия законов природы и необходимости их учета во всех сферах деятельности человека;
значения химических знаний для решения глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, продовольственной, здоровья и долголетия человека, технологических аварий, глобальной экологии и др.).
Ценности труда и быта:
отношение к трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности, труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике;
сохранение и поддержание собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе организация питания с учетом состава и энергетической ценности пищи;
соблюдение правил безопасного использования веществ (лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пестицидов, горюче-смазочных материалов и др.) в повседневной жизни;
осознание достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки химии и химического производства для развития современного общества.
Нравственные ценности:
отношение к себе (осознание собственного достоинства, чувство общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость, простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, признание необходимости самосовершенствования);
отношение к другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях);
отношение к природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению гидросферы, атмосферы, почвы, биосферы, человеческого организма; оценка действия вопреки законам природы, приводящего к возникновению глобальных проблем);
понимание необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых-химиков (патриотические чувства).
Коммуникативные ценности:
отношение к нормам языка (естественного и химического) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.);
понимание необходимости принятия различных средств и приемов коммуникации;
понимание необходимости получения информации из различных источников, еѐ критической оценки, полного или краткого (в зависимости от цели) изложения;
понимание важности ведения диалога для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражения личных оценок и суждений; принятия вывода, который формируется в процессе коммуникации.
Эстетические ценности:
позитивное чувственно-ценностное отношение к: к окружающему миру (красота, совершенство и гармония окружающей природы и космоса в целом); природному миру веществ и их превращений); выполнению учебных задач как к процессу, доставляющему эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или доказательство, простота, в основе которой лежит гармония);
понимание необходимости изображения истины, научных знаний в чувственной форме (например, в произведениях искусства, посвященных научным открытиям, ученым, веществам и их превращениям).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках классно-
урочной системы. В качестве дополнительных форм используется система консультацион-
ной поддержки, дополнительных индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, внеурочная деятельность по предмету.
Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллектив-
ная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектно-исследовательской работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при проведении лабораторных опытов и практических работ, на занятиях элективных и спецкурсов и т.д.
Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии;
уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на учебных занятиях:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок -защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование
современных образовательных технологий или элементов этих технологий:
технологии проблемного обучения;
технология обучения на примере конкретных ситуаций;
технология развивающего обучения;
технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо);
технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
ИКТ-технологии;
ДМТ-технология (дидактическая многомерная технология);
педагогика сотрудничества;
технологии дискуссий и диалоговые технологии;
технология развивающих исследовательских задач (ТРИЗ);
здоровьесберегающие технологии;
технологии индивидуального обучения;
технология группового обучения;
технологии интегрированного обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология игрового обучения
традиционные образовательные технологии
и другие, которые педагог считает целесообразным применять в своей работе.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия формируются в рамках учебных предметов, в том
числе и предмета ХИМИЯ. Механизмы их формирования заложены в четырех метапредмет-
ных программах, включенных в программу образовательного учреждения:
1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;
2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
4. Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Условия и средства формирования УУД: педагогическое общение, учебное сотрудни-
чество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность
как форма сотрудничества, дискуссии, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ
В целом содержание данной рабочей программы соответствует авторской программе.
Основное отличие еѐ от авторской состоит в следующем: в программе О.С. Габриеля-
на практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения теоретического материала по данной теме. Это изменение позволяет:
лучше закрепить теоретический материал на практике;
отработать практические умения и навыки в непосредственной связи с теорией по теме;
экономить время на исключении дополнительного повторения теории перед практиче-
ской работой.
Данное изменение не затронуло количество и содержание практических работ, дан-
ных в авторской программе, но привело к изменению числа тем и часов, отводимых на изучение соответствующих тем,
Содержание учебного курса «Химия»
Тема 1. Первоначальные химические понятия (16 ч)
Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование,
отстаивание, выпаривание, перегонка).
Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова и Джона Дальтона
для формирования атомистического мировоззрения.
Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность
элементов на Земле и в космосе.
Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими
свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства
состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.
Масса атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной
массе.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и
неорганические вещества.
Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические
реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.
Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции. Основные типы
химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление
относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли
элемента в химическом соединении.
Лабораторные опыты
1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
2. Разделение смесей.
3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с
кислотой, разложение сахара при нагревании).
4. Разложение малахита.
Практические работы
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в
химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Демонстрации
1.Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и
смесей (растворы, гранит). 2. Горение магния. 3. Кипячение спирта. Горение спирта.
4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. 5. Образование
аммиака при растворении смеси гашеной извести с хлоридом аммония. 6. Опыты,
демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (танина и
сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида
железа (III), нитрат свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). 7.
Разделение смеси медного купороса и серы растворением.
Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы (26ч)
Кислород – распространенность в природе, физические и химические свойства,
получение в лаборатории и применение.
Оксиды металлов и неметаллов.
Валентность. Составление формул по валентности.
Воздух – смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных
газах.
Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура
воспламенения. Тушение пожаров. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон
– аллотропная модификация кислорода.
Водород – распространенность в природе, физические и химические свойства,
получение в лаборатории и применение.
Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.
Вода. Физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды
в природе.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от
температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.
Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов
неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с
водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных
индикаторах.
Лабораторные опыты
1. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений.
2. Получение водорода и изучение его свойств.
3. Дегидратация медного купороса.
4. Растворение твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры.
5. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.
Практические работы
1. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств
кислорода.
2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации
1.Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. 2. Приемы тушения пламени.
3. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. 4.
Восстановление оксида металла водородом. 5. Взрыв гремучего газа. 6. Взаимодействия
оксида фосфора (V) с водой. 7. Перегонка воды. 8. Увеличение объема воды при
замерзании. 9. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов
при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида
свинца). 10. Взаимодействие натрия с водой. 11. Взаимодействие водяного пара с
железом. 12. Гашение извести. 13. Разложение воды электрическим током.
Тема 3. Основные классы неорганических соединений (5ч)
Оксиды. Классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами.
Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.
Кислоты – классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами,
основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.
Основания – классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами,
кислотами и солями. Разложение оснований, нерастворимых в воде, при нагревании.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.
Соли – реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и
основных солях.
Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторные опыты
1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.
2. Условия необратимого протекания реакций обмена.
3. Химические свойства кислот и оснований.
4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.
Практическая работа
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
(выполнение цепочки химических превращений).
Демонстрации
1. Знакомство с образцами оксидов. 2. Химические свойства растворов кислот,
солей и щелочей. Реакция нейтрализации. 3. Взаимодействие оксида меди с
серной кислотой. 4. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. 5.
Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.
Тема 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома.
Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном
состояниях 21(ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Группа элементов со
сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на примере бериллия и цинка.
Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Структура
Периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и
подгруппы.
Научный подвиг Д.И. Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых
элементов.
Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.
Порядковый номер химического элемента – заряд ядра его атома. Современная
формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях
атомов химических элементов 1-3-го периодов. Характеристика химических элементов
№ 1 – 20 на основании их положения в Периодической системе и строения атомов.
Металлы и неметаллы в Периодической системе. Электроотрицательность.
Ковалентная связь. Механизм образования. Полярная и неполярная связь.
Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.
Ионная связь. Координационное число. Представление о водородной связи на
примере воды.
Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и
молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.
Лабораторные опыты
1. Знакомство с образцами металлов и неметаллов.
2. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений.
3. Амфотерные свойства гидроксида цинка.
Демонстрации
1.Показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Получение оксидов некоторых
элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание
растворов индикаторами. 3. Возгонка иода. 4. Образцы ионных и ковалентных
соединений. 5. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Средства контроля
Контрольные и самостоятельные работы учащиеся выполняют по контрольным и
проверочным работам к учебнику В.В.Ерёмина «Химия. 8класс» - М: Дрофа 2021г.
Контрольные работы разработаны автором для 4 вариантов.
Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»
Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»
Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»
Контрольная работа №4 «Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение
веществ в жидком, твёрдом и газообразном состояниях»
Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»
Календарно-тематическое планирование по химии для 8 Б класса.
№ п.п | Название темы урока | Дата план | Дата факт | Колво-часов |
| Тема 1. Первоначальные химические понятия | | | |
1 | Вещества | | | 1 |
2 | Агрегатные состояния вещества | | | 1 |
3 | Работа в химической лаборатории. Пр.р.№ 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химической лаборатории. | | | 1 |
4 | Индивидуальные вещества и смеси | | | 1 |
5 | Разделение смесей ПР.р.№ 2 Очистка загрязненной поваренной соли. | | | 1 |
6 | Физические и химические явления Лабораторная работа № 1 «Физические и химические явления» и химические реакции.» | | | 1 |
7 | Атомы. Химические элементы | | | 1 |
8 | Молекулы. Атомно-молекулярная теория. | | | 1 |
9 | Закон постоянства состава веществ молекулярного строения. | | | 1 |
10 | Классификация веществ. Простые и сложные вещества. | | | 1 |
11 | Относительная атомная и молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества | | | 1 |
12 | Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций | | | 1 |
13 | Типы химических реакций «Реакции соединения и разложения» Лабораторная работа 2 « Типы химических реакций» | | | 1 |
14 | Типы химических реакций. «Реакции замещения.Реакции обмена» Лабораторная работа 2« Типы химических реакций» | | | 1 |
15 | Обобщение темы « Первоначальные химические понятия.» | | | 1 |
16 | Контрольная работа № 1 по теме « Первоначальные химические понятия.» | 01.11 | | 1 |
| Тема 2. Кислород.Оксиды.Валентность. | | | |
17 | Кислород | | | 1 |
18 | ПР.р.№ 3 Получение кислорода в лаборатории | | | 1 |
19 | Химические свойства кислорода | | | 1 |
20 | Валентность. Составление формул оксидов | | | 1 |
21 | Воздух | | | 1 |
22 | Горение веществ на воздухе | | | 1 |
23 | Получение кислорода в промышленности и его применение | | | 1 |
24 | Обобщение.Проверочная работа по теме «Кислород.Оксиды.Валентность» | | | 1 |
| Тема 3. Водород. Кислоты. Соли | | | 1 |
25 | Водород | | | 1 |
26 | Получение водорода в лаборатории | | | 1 |
27 | Химические свойства водорода. Лабораторная работа 3 «Химические свойства водорода» | | | 1 |
28 | Применение водорода.Получение водорода в промышленности | | | 1 |
29 | Кислоты | | | 1 |
30 | Соли | | | 1 |
31 | Кислотные оксиды | | | 1 |
32 | Урок-игра «Кислоты,соли,оксиды» | | | 1 |
33 | Проверочная работа по теме «Водород.Кислоты.Соли.» | | | 1 |
| Тема 3 Вода. Растворы. Основания | | | |
34 | Вода | | | 1 |
35 | Растворы. Растворимость твердых веществ в воде | | | 1 |
36 | Растворимость газов и жидкостей в воде | | | 1 |
37 | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. | | | 1 |
38 | Приготовление растворов | | | 1 |
39 | Пр.р.№ 4 Решение задач по теме «Растворы» | | | 1 |
40 | Химические свойства воды | | | 1 |
41 | Основания | | | 1 |
42 | Проверочная работа по теме «Растворы» | | | 1 |
| Тема 5 Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | | | 1 |
43 | Общая характеристика осидов | | | 1 |
44 | Взаимодействие веществ,обладающих кислотными и основными свойствами.Лабораторная работа.№ 4 | | | 1 |
45 | Реакции обмена в водных растворах | | | 1 |
46 | Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений. | | | 1 |
47 | Контрольная работа по теме « Основные классы неорганических соединений» | 11.02 | | 1 |
| Тема 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | | | 1 |
48 | Первые попытки классификации химических элементов Д.И.Менделеева | | | 1 |
49 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | | | 1 |
50 | Периодический закон. Периоды. | | | 1 |
51 | Периодическая система химических элементов Д,И,Менделеева.Группы | | | 1 |
52 | Характеристика химического элемента по его положению в ПС. | | | 1 |
53 | Проверочная работа по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» | | | 1 |
| Строение атома. Современная формулировка периодического закона | | | |
54 | Ядро атома | | | 1 |
55 | Порядковый номер элемента. Изотопы. | | | 1 |
56 | Электроны в атоме. Орбитали. | | | 1 |
57 | Строение электронных оболочек атомов | | | 1 |
58 | Изменение свойств элементов в периодах и главных подгруппах.Электроотрицательность | | | 1 |
59 | Обобщение. Проверочная работа по теме « Строение атома» | | | 1 |
| Тема 8. Химическая связь | | | |
60 | Химическая связь и энергия | | | 1 |
61 | Ковалентная связь | | | 1 |
62 | Полярная неполярная связь.Свойства ковалентной связи. | | | 1 |
63 | Ионная связь | | | 1 |
64 | Металлическая связь | | | 1 |
65 | Валентность и степень окисления | | | 1 |
66 | Твердые вещества | | | 1 |
67 | Проверочная работа по теме «химическая связь» | | | 1 |
68 | Обобщение знаний за курс 8 класса | | | 1 |
69 | Итоговая контрольная работа | 27.05 | | 1 |
70 | Резерв | | | 1 |