СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  химии 9 класса разработана на основе:

  •   Примерной программыосновного общего образования по химии 8-9 классы. – М.: Просвещение
  • Программы курса  химии  для  8-11 классов  общеобразовательных  учреждений (базовый уровень) О. С.  Габриелян
  • Габриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014

 

Рабочая программа содержит следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, календарный график, календарно-тематическое планирование, основные виды учебной деятельности, результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценивания, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, текущий и промежуточный контроль

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 кл химия»

Ростовская область Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Парамоновская основная общеобразовательная школа


Утверждаю:

Директор МБОУ Парамоновской

основной общеобразовательной

школы__________ / Ермолова Е.А./

Приказ от « » августа 2014 г. №




Рабочая программа



По химии


Уровень общего образования (класс): основное общее, 9 класс


Количество часов: 66 ч


Учитель: Кубанцева Елена Николаевна


Программа разработана на основе:

Примерной программы основного общего образования по химии8-9 классы. – М.: Просвещение

Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриелян

















Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии 9 класс класса разработана на основе:

  • Примерной программыосновного общего образования по химии 8-9 классы. – М.: Просвещение

  • Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриелян

  • Габриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014

  • Образовательной программы МБОУ Парамоновская ООШ на 2014 – 2015 уч. год по БУП-2004г.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

Федеральные законы:

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Федеральные постановления:

- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

- приказ Министерства образования общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

Цели и задачи химического образования.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

  • вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

  • химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

  • применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

  • язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.


Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знанийо химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениямиприменять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитиепознавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитаниеубежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • - продолжить развиватьобщеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.


Общая характеристика учебного предмета.

В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. В вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс-кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно примерному учебному плану Ростовской области на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП 2004 для основного образования на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю.Рабочая программа скорректирована на 66 часов в год, в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2014-2015 учебный год. В школе для преподавания химии используются примерные программы для общеобразовательных школ и авторские программыкурса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений сост. Габриэлян О.С.


Содержание учебного предмета.

Программа содержит следующие темы: «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса», «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества». «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 9 КЛАССА

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса(6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


ТЕМА 1

Металлы(17 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; 5 - кальция. 6. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 7. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.


Практические работы

№1Осуществление цепочки превращений

№ 2Решение экспериментальных задач.



ТЕМА 2

Неметаллы(29 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием,алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 8. Качественная реакция на хлорид-ион. 9. Качественная реакция на сульфат-ион. 10. Распознавание солей аммония. 11. Получение углекислого газа и его распознавание. 12. Качественная реакция на карбонат-ион.

Практические работы

№ 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

№ 4 Получение, собирание и распознавание аммиака.

№ 5Распознавание минеральных удобрений.

№ 6 Получение оксида углерода (IV), карбонаты.



ТЕМА 3

Органические соединения(11 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 14. Свойства глицерина. 15. Взаимодействие крахмала с иодом.


ТЕМА 4

Обобщение знаний по химииза курс основной школы (5 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.








КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Тема

Количество часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Контроль

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

1 – 17.09

Л.р. – 3.09


К.р.- 17.09

2.

Металлы

17

22.09 – 24.11

Л.р.- 22,24.09

13,20,27.10

10.11

П.р.- 19,24.11



К.р. –17.11

3.

Неметаллы

29

22.11 – 2.04

Л.р.- 8,22.12

21.01; 18,25.02

П.р.- 24.12; 19.01; 11.02; 2,16.03


К.р. – 2.04


4.

Органические вещества

11

6.04 – 6.05

Л.о. – 8, 15, 29.04



Обобщ. ур.— 6.05

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

11 – 20.05


20.05 – итоговая к/р

Тематическое планирование уроков химии в 9 классе


Повторение основных вопросов курса 8 кл. и введение в курс 9 кл. (6 ч)

Цель: Дать план общей характеристикиэлемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции.

Знать : - важнейшие химич.понятия: химический элемент, атом, основ. законы-периодич. закон; классификацию неорганических веществ; понятия: окис-ль, восст-тель, окисление, восстановление;

Уметь: - объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов;характеризовать химич. элемент на основе его положения в ПС и особенностей строения атома; определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения реакций, доказывающих генетическую связь неорганических веществ.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема уроков

Виды учебной деятельности


Практическая часть

Д/З


1.09




3.09


8.09





10.09







15.09


17.09

Повторение основных вопросов курса 8 кл. и введение в курс 9 кл.

6

1.




2.


3.





4.







5.


6.


Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.


Переходные элементы


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


Основные классы неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и окислительно-восстановительных процессов


Обобщающий урок.


Диагностирующая контрольная работа

Классифицировать изучен­ные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства ве­ществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп

Различать периоды, А- и Б-группы.

Моделировать строение атома.

Определять понятия «химичес­кий элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относитель­ная атомная масса», «электрон­ная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов».

Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева». Делать умозаключения о ха­рактере изменения свойств хи­мических элементов с увеличе­нием зарядов атомных ядер.







Л.о.1. Получение гидроксида цинка, изучение его свойств


§ 1




§ 2



§ 3











§ 1-3



Металлы (17 часов)

Цель: повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы.

Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Практическая часть

д/з


22.09



24.09



29.09



1.10



6.10


8.10


13.10



15.10



20.10




22.10


27.10



29.10




10.11



12.11




17.11



19.11



24.11


Металлы

17

1.



2.



3.



4.



5.


6.


7.



8.



9.




10.


11.



12.




13.



14.




15.



16.



17.

Век медный, бронзовый, железный. Физические свойства металлов.


Химические свойства металлов.


Общие понятия о коррозии металлов.


Получение металлов.



Сплавы


Щелочные металлы.


Соединения щелочных металлов.


Щелочноземельные металлы.


Соединения щелочноземельных металлов.


Алюминий.


Соединения алюминия.



Железо, его физические и химические свойства.



Генетические ряды Fe2+ и Fe3+


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы».


Контрольная работа №2 «Металлы»


Осуществление цепочки превращений


Решение экспериментальных задач.


Исследовать свойства изуча­емых веществ.

Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, род­ного) языка и языка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периоди­ческой системе.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводи­мые опыты.

Описывать свойства изучае­мых веществ на основе на­блюдений за их превращени­ями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах перио­дической системы. Прогнозировать свойства не­изученных элементов и их соединений на основе зна­ний о периодическом законе


Л.о.2.Ознакомление с образцами металлов




Л.о.3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.















Л.о.4Ознакомление с образцами природных соединений натрия






Л.о. 5Ознакомление с образцами природных соединений кальция.






Л.о. 6Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей





Л.о. 7 Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.









Пр.р. 1



Пр.р. 2

§ 4-6




§ 8



§ 10



§ 9



§ 7


с.52 -54


§ 11



с. 60 -62



§ 12




с. 68-71


§ 13




с. 76 -78



§ 14



§ 4 - 14







с. 84- 85



с. 86-87



Неметаллы (29 часов)

Задачи: используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов.

Знать:

- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

- качественные реакции на  важнейшие анионы.

Уметь:

- объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Практическая часть

Д /З


26.11




1.12


3.12


8.12




10.12


15.12


17.12



22.12



24.12





12.01


14.01


19.01



21.01


26.01


28.01



2.02


4.02



9.02



11.02



16.02


18.02



25.02


2.03



4.03


11.03



16.03




18.03



30.03



2.04




Неметаллы

29

1.




2.


3.


4.




5.


6.


7.



8.



9.





10.


11.


12.



13.


14.


15.



16.


17.



18.



19.



20.


21.



22.


23.



24.


25.



26.




27.



28.




29.



Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.


Водород


Галогены.


Соединения галогенов. Биологическое значение и применение галогенов.


Кислород.


Сера.


Сероводород и сульфиды.

Оксиды серы (IV) и (VI).


Серная кислота и ее соли.



Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


Азот.


Аммиак.


Получение, собирание и распознавание аммиака.


Соли аммония.


Азотная кислота.


Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения


Фосфор.


Соединения фосфора.

Фосфорные удобрения.


Общая классификация удобрений.


Распознавание минеральных удобрений.


Углерод.


Оксиды углерода.



Карбонаты.


Получение оксида углерода (IV), карбонаты.


Кремний.


Силикатная промышленность.


Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода»


Обобщение темы: «Неметаллы».


Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы»


Контрольная работа №3 «Неметаллы».


Исследовать свойства изуча­емых веществ.

Наблюдать и описывать хи­мические реакции с по­мощью естественного (рус­ского, родного) языка и язы­ка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периоди­ческой системе.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводи­мые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюде­ний за их превращениями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов

в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.













Л.о. 8. Качественная реакция на хлорид – ион.













Л.о. 9. Качественная реакция на сульфат – ион


Пр.р. 3









Пр.р. 4




Л.о.10Распознавание солей аммония















Пр.р. 5






Л.о. 11Получение углекислого газа и его распознавание.


Л.о. 12Качественная реакция на карбонат – ион


Пр.р. 6








Пр.р.7


§ 15,16




§ 17



§ 18


§19. 20



§ 21


§ 22


с.134-с.135




с. 136 -141



с. 185-187





§ 24


§ 25


с. 190-191



§ 26


с.156 - 157


с. 157-158

с. 255-257


с. 159-160


§ 28, с. 257-259


с. 246 -255



с. 260-263


§ 29


с. 172-174




с.175 - 177



с. 192


с. 178-182


с.182 - 184



с. 187 - 189




§ 15-31



§ 15-31


Органические вещества (10 часов)

Цель: дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Сравнить её значение для органической химии с теорией периодичности Д. И. Менделеева для неорганической химии. Познакомить с гомологическими рядами органических веществ, их свойствами и строением. Показать их биологическую роль и народнохозяйственное значение.

Знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Практическая часть

Д/З



6.04




8.04



13.04




15.04


20.04




22.04


27.04


29.04


4.05


6.05

Органические вещества

10

1.





2.



3.




4.


5.




6.


7.


8.


9.


10.


Предмет органической химии, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.


Предельные углеводороды.



Непредельные углеводороды, этилен и его гомологи.


Спирты.


Альдегиды.

Предельные одноосновные кислоты.


Сложные эфиры. Жиры.


Аминокислоты. Белки.


Углеводы.


Полимеры.


Обобщение и систематизация знаний по теме «Органическая химия».

Сравнивать органические и неорганические вещества. Исследовать свойства изуча­емых веществ.Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, род­ного) языка и языка химии.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводи­мые опыты.

Описывать свойства изучае­мых веществ на основе на­блюдений за их превращени­ями. Сравнивать свойства ве­ществ, принадлежащих к разным классам.










Л.о.13 Изготовление моделей молекул углеводородов








Л.о.14Свойства глицерина













Л.о. 15. Взаимодействие крахмала с йодом.


§ 32





§ 33



§ 34




§ 35


§ 36




§37


§ 38


§39


§ 40


§ 32-40


Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов)

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать

- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ.

Уметьопределять:

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях;

- возможность протекания реакций ионного обмена;составлять:

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Практическая часть

Д/З


11.05




13.05




18.05




20.05

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

1.




2.




4.




5.




ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.


Строение вещества (виды хим.связей и

кристаллических решёток


Химические реакции.

Классы соединений в свете ТЭД.


Итоговая контрольная работа




Результаты освоения химии и система их оценки.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации


Формы текущего контроля: практические и контрольные работы

Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольные работа


Система оценки знаний и умений учащихся по химии.

Оцениваются результаты обучения по пятибалльной системе. При оценке учитываются не только объем и глубина, но и проч­ность, осознанность знаний.

Оценкаустныхответовучащихся


отметка «5»:

а) дан полный и правильный ответ на основе изученныхтеорий;

б) материал осознан;

в) материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

г) ответ самостоятельный;

д) допустимы 1—2несущественные ошибки


отметка «4»:

а) дан правильный ответ на основе изученных теорий;

б) материал осознан;

в) материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

г) допустимы 2—3 несущественные ошибки, исправленныепо требованию учителя, или некоторая неполнота ответа.


отметка «3»:

а) учебный материал в основном изложен полно, но приэтом допущены 1—2 существенные ошибки (например, неумение применять законы и теории к объяснению новых фактов);

б) ответ неполный, хотя и соответствует требуемой глубине, построен несвязно. Допустима некоторая помощь учителя
(наводящие вопросы).


отметка «2»:

а) ответ обнаруживает незнание или непонимание большейили наиболее существенной части учебного материала;

б) допущены существенные ошибки, которые не исправляются с помощью учителя, материал изложен несвязно.


отметка «1»:

ответ обнаруживает полное незнание и непонимание основ­ного и существенного в учебном материале.


Оценкаумениярешатьзадачи (расчетные и ка­чественные) .


отметка «5»:

а) в решении и объяснении нет существенных ошибок;

б) ход решения рациональный;

в) если необходимо, решение произведено несколькими способами;

г) допустимы ошибки по невнимательности (оговорка, описка).


отметка «4»:

а) в решении и объяснении нет существенных ошибок;

б) допущены 1—2 несущественные ошибки в решении иобъяснении, или неполное объяснение (отсутствие вопросовили пояснений к решению, обозначений или ответа, содержащего необходимый вывод), или использование одного способарешения при заданных нескольких.



отметка «3»:

а) допущено не более одной существенной ошибки, котораяисправляется по указанию учителя, записи неполные, с некоторыми неточностями;

б) решение в основном осуществляется самостоятельно, нос ошибками в математических расчетах.


отметка «2»:

а) решение осуществляется только с помощью учителя;

б) допущены существенные ошибки;

в) решение и объяснение построены неверно.

отметка «1»:

ответ обнаруживает полное неумение решить задачу.


Оценкаэкспериментальныхумений


отметка «5»:

а) работа выполнена полно, правильно, без существенныхошибок, сделаны выводы;

б) эксперимент осуществлен по плану, с учетом техникибезопасности и правил работы с веществами и приборами;

в) имеются организационные навыки (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).


отметка «4»:

а) работа выполнена правильно, без существенных ошибок,сделаны выводы;

б) допустимы неполнота проведения или оформления эксперимента, 1—2 несущественные ошибки в проведении, оформлении эксперимента, в правилах работы с веществами и приборами.


отметка «3»:

допущены 1—2 существенные ошибки (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по технике безопасности в работе с веществами и приборами), которые исправляются с помощью учителя.


отметка «2»:

допущены существенные ошибки (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по технике безопасности в работе с веществами и приборами), которые не исправляются даже по указанию учителя. Цель эксперимента не достигнута.


отметка«1»:

полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


 Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Габриелян О. С. Химия 9 класс М.: Дрофа, 2014

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна «Дрофа»,

  3. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2012.

  4. Габриелян О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы.- М.: Дрофа, 2012.

  5. Ким Е. П. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна.- Саратов: Лицей, 2013.

  6. Р.А.Лидин и др. Химия. 8-9 классы. Дидактические материалы - 192 с. (задачи и вопросы с пояснениями)

  7. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии. 9 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс. – М.: издательство «Экзамен», 2012



Дополнительная литература для учителя


  1. Некрасова Л. И. Химия. 9 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна.- Саратов: Лицей, 2011.

  2. Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград, 2012

3.Денисова, В. Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Ширшина, Н. В. Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2012.

6.Назарова Т.С. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. Б-ка учителя химии. 96 с.: ил.

7.CD-ROM диски

  • 1С:репетитор – химия

  • Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

  • Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ

  • неорганическая химия 8-9кл

  • Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 8-11 класс


Интернет ресурсы.

  1. uchportal.ru

  2. http://orucezkaya.ucoz.ru/

  3. biochimik.ucoz.ru

  4. http://festival.1september.ru/

  5. nsportal.ru

  6. http://www.proshkolu.ru/

  7. http://www.fipi.ru/

  8. pedsovet.org

  9. openclass.ru

  10. rusedu.ru



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков химии в

9классе.

  1. Телевизор.

  2. DVD – проигрыватель

  3. Компьютер

  4. Звуковые колонки

  5. Медиопроектор

  6. Портреты ученых – химиков

  7. Экран

  8. Электронная периодическая система

  9. Набор № 1 ОС «Кислоты»

  10. Набор № 2 ОС «Кислоты».

  11. Набор № 3 ОС «Гидроксиды».

  12. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».

  13. Набор № 9 ОС «Галогениды».

  14. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

  15. Набор № 11 ОС «Карбонаты».

  16. Набор № 16 ОС «Нитраты».

  17. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы».

  18. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Родониды».

  19. Набор № 14 ОС «Соединения марганца».

  20. Набор № 15 ОС «Соединения хрома».

  21. Набор J4s 17 ОС «Индикаторы».

  22. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения».

  23. Весы технические с разновесами.

  24. Спиртовка демонстрационная (100мл)

  25. Плитка электрическая 350 Вт

  26. Баня комбинированная лабораторная.

  27. Столик подъемный

  28. Штатив для демонстрационных пробирок.

  29. Штатив лабораторный большой.

  30. Весы лабораторные электронные

  31. Весы лабораторные.

  32. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента (раздаточный - в лотках).

  33. Штатив лабораторный химический.

  34. Набор моделей кристаллических решеток.

  35. Электрохимический ряд напряжений металлов

  36. Коллекции.Алюминий.

  37. Волокна.

  38. Каменный уголь и продукты его переработки.

  39. Металлы.

  40. Минералы и горные породы.

  41. Нефть и продукты ее переработки.

  42. Пластмассы.

  43. Стекло и изделия из стекла.

  44. Топливо.

  45. Чугун и сталь.

  46. Кристаллическая решетка «Алмаз»

  47. Кристаллическая решетка «Графит»

  48. Кристаллическая решетка « Медь»

  49. Кристаллическая решетка «Каменная соль»

  50. Кристаллическая решетка «Железо»

  51. Шкала твердости.

Компьютерные диски.

  1. Уроки химии. 8 – 9 кл.

  2. Химия. 8 – 11 кл. ( для презентаций)

  3. Химия – 9 класс (мультимедийное пособие)

  4. Экспресс-подготовка к экзамену по химии(9 – 11 кл.)

  5. Проверь себя. Химия (полный иллюстрированный курс)

  6. Школьный химический эксперимент.Общие свойства металлов.

  7. Металлы главных подгрупп. 2 части.

  8. Металлы побочных подгрупп.

  9. Галогены. Сера.

  10. Углерод и кремний. 2 части.

  11. Азот и фосфор.

  12. Химия и электрический ток.

  13. Ксюха спешит на помощь. Химия

  14. Экспресс-подготовка к экзамену 2008-2009 (9-11)

  15. Открытая химия

  16. Интерактивные творческие задания. Химия 8 – 9 кл.

  17. Химия (8 – 11 кл) виртуальная лаборатория

Таблицы по химии

Справочные таблицы.

1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов.

3. Количественные величины в химии.

4. Относительные молекулярные массы неорганических веществ.


Инструктивные таблицы.

1. Химическая посуда

2. Нагревательные приборы

3. Нагревание.

4. Выделение веществ из неоднородных смесей.

5. Выделение веществ из однородных веществ.

6. Приготовление растворов заданной концентрации

7. Получение и собирание газов.

8. Взвешивание.

9. Общие правила работы с щелочами.

10. Общие правила работы с кислотами.

11. Общие правила работы с щелочными металлами.

12. Устройство и использование аппарата Киппа.


Таблицы по технике безопасности.

1. Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете.

2. Знаки по технике безопасности при выполнении химических опытов.

3. Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.


Металлы.

1. Щелочные металлы.

2. Химия щелочных металлов.

3. Элементы II А группы.

4. Жесткость воды.

5. Алюминий.

6. Применение алюминия.

7. Железо.

8. Виды коррозии.

9. Методы защиты от коррозии.

10. Общие свойства металлов.


Неметаллы.

1. Неметаллы.

2. Химия галогенов.

3. Сера. Аллотропия.

4. Химия серы.

5. Химия азота.

6. Оксиды азота.

7. Азотная кислота – окислитель.

8. Фосфор. Аллотропия.

9. Классификация минеральных удобрений.

10. Распознавание минеральных удобрений.

11. Углерод. Аллотропия.

12. Адсорбция.

13. Оксиды кремния.

14. Силикаты.

15. Применение кремния и его соединений.

16. Инертные газы.


Химическое производство. Металлургия.

1. Способы сжигания веществ.

2.Производство серной кислоты(I)

3. Производство серной кислоты (II)

4. Производство аммиака

5. Производство азотной кислоты

6. Производство аммиачной селитры

7. Силикатная промышленность

8. Электролиз хлорида натрия

9. Получение алюминия

10. Химия доменного производства

11. Производство чугуна

12. Конвертор с кислородным дутьем

13. Выплавка стали в электропечи

14. Выплавка стали в электронно-лучевой печи

15. Обогащение руд флотацией

16. Обжиг известняка



Библиотека кабинета.

  1. Химия в таблицах. 8 – 11 кл.

  2. Химия в формулах

  3. Л.Ю.Аликберова. Полезная химия: задачи и открытия

  4. Б.Д.Степин. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.

  5. А.С.Корощенко. Химия. Тесты 8 – 9 кл.

  6. А.С.Корощенко. Контроль знаний по органической химии 9 – 11 кл.

  7. А.А. Каверина. Химия. Дидактический материал 8 - 9 кл.

  8. О.С.Габриелян. Региональные олимпиады школьников по химии в 8 – 11 кл.

  9. А.Е.Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции.

  10. Г.И.Штремплер. Школьный словарь химических понятий и терминов





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

МБОУ Парамоновская ООШ

от «___»________2014г. № 1

_________________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________ /Л.П. Сухова/

«___»________2014г.




17.09.2014



Повторение основных вопросов курса 8 класса. Введение в курс 9 класса

ВАРИАНТ1

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

  1. (2 балла) Химический элемент, имеющий схему строения атома +14 2е8е4е в Периодической системе занимает положение:

а) 4-й период, главная подгруппа III группы

б) 2-й период, главная подгруппа IV группы

в) 3-й период, главная подгруппа IV группы

г) 3-й период, глазная подгруппа II группы

  1. (2 балла) Строение внешнего энергетического уровня 3s23p5 соответствует атому элемента:

а) магния в) фосфора

б) серы г) хлора

  1. (2 балла) Элемент с наиболее ярко выраженными неметаллическими свойствами:

а) кремний в) сера

б) магний г) фосфор

  1. (2 балла) Оксид элемента Э с зарядом ядра +16 соответствует общей формуле:

а) Э20 б) ЭО в) Э02. г) ЭО3

5 (2 балла) Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 7 в Периодической системе:

а) амфотерный

б) кислотный

в) основный

6 (2 балла) Основные свойства наиболее ярко выражены у гидроксида:

а) бария з) кальция

б) бериллия г) магния

7 (2 балла) Схема превращения Сu+2---► Сu0 соответствует химическому уравнению:

а) СuО + Н2u + Н2О

б) Сu + С12 = СuС12

в) СuО + 2НС1 = CuCl2 + Н2О

г) 2Сu + О2 = 2СuО

8 (2 балла) Сокращенное ионное уравнение реакции Ва2+ + SO42- = BaS04соответствует взаимодействию:

а) бария и раствора серной кислоты

б) оксида бария и соляной кислоты

в) оксида бария и раствора серной кислоты

г) хлорида бария и раствора серной кислоты

9 (2 балла) Формула вещества, реагирующего с раствором гидроксида кальция:

а) НС1 в) Н20

б) СuО г) Мg

10 (2 балла) Элементом Э в схеме превращений Э —► Э02 ► Н2Э02 является:

а) азот в) алюминий

б) магний г) углерод

Часть Б. Задания со свободным ответом

11 (8 баллов) Напишите уравнение реакции между растворами гидроксида элемента с порядковым номером 3 и водородного соединения элемента с порядковым номером 3 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.

12 (8 баллов) В приведенной схеме V205 + А1 А1203 + V определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса

13 (4 балла) Составьте уравнение химической реакции, соответствующей схеме С0С+4

Укажите окислитель и восстановитель.

14 (6 баллов) По схеме превращений ВаО —► Ва (0Н)2ВаСО3 ВаС12 составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения 3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.

15(4 балла) Пот уравнению реакции 2Мg + 02 = 2МgO рассчитайте объем кислорода {н.у.}, необходимое для полного сгорания 1,2г магния.

ВАРИАНТ2

Часть А. Тестовые Задания с выбором ответа

    1. (2 балла) Химический элемент, имеющий схему строения атома + 8 2e6e, в Периодической системе занимает положение:

а) 2-й период, главная подгруппа VII группы

б) 2-й период, главная подгруппа VI группы

в) 3-й период, главная подгруппа VI группы г) 2-й период, главная подгруппа II группы

    1. (2 балла) Строение внешнего энергетического уровня 2s22p1 соответствует атому элемента:

а) бора б) серы в) кремния г) углерода

    1. (2 балла) Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

а) калий б) литий в) натрий г) рубидий

    1. (2 балла) Оксид элемента Э с зарядом ядра +11 соответствует общей формуле:

а) Э20 б) ЭО в) Э02 г) Э03

    1. (2 балла) Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером

    2. в Периодической системе:

а) амфотерный б) кислотный в) основный

      1. (2 балла) Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:

а) алюминия в) углерода

б) кремния г) фосфора

      1. (2 балла) Схема превращения С0 —► С+4 соответствует химическому уравнению:

а) С02 + СаО = СаСОз в) С + 2CuO = 2Сu + СО2

б) С02 + Н20 = Н2С03 г) 2С + 02 = 2С0

      1. (2 балла) Сокращенное ионное уравнение реакции Н+ + ОН- = Н20 соответствует взаимодействию:

а) гидроксида меди (II) и раствора серной кислоты

б) гидроксида натрия и раствора азотной кислоты

в) оксида меди (II) и соляной кислоты

г) цинка и раствора серной кислоты

      1. (2 балла) Формула вещества, реагирующего с оксидом меди (II): а)Н20 б) МgО в) СаС12 г) H2SO4

      2. (2 балла) Элементом Э в схеме превращенийЭ Э205 Н3Э04 является: а) азот б) сера в) углерод г) Фосфор

Часть Б. Задания со свободным ответом

      1. (8 баллов) Запишите уравнение реакции между растворами гидроксида элемента с порядковым номером 20 и водородного соединения элемента с порядковым номером 17 в периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.

      2. (8балла) В приведенной схеме РН3 + 022О5 + Н20 определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса..

      3. (4 балла) По схеме S0 —►S-2 составьте уравнение химической реакции. Укажите окислитель и восстановитель.

      4. (6 баллов) По схеме превращений S02 —► S03H2S04 Na2S04 составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения 3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.

      5. (4 балла) По уравнению реакции СаС03 = СаО + С02 рассчитайте массу оксида кальция, который образуется при разложении 200г карбоната кальция.





17.11.2014

МЕТАЛЛЫ

ВАРИАНТ1

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

        1. (2 балла). Электронная формула атома магния:

          1. 1s22s2. B.ls22s22p1

          2. 1s22s2 Г.ls22s22p63s2.

        2. (2балла). Электронная формула внешнего энергетического уровня атомов элементов главной подгруппы II группы Периодической системы:

          1. ns1 B.ns2np1

Бns2 Г. ns2np2

        1. (2балла). Тип химической связи в простом веществе литии:

          1. Ионная.

Б. Ковалентная полярная.

          1. Ковалентная неполярная.

Г. Металлическая.

        1. (2балла). Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А. Бериллий. В. Магний.

Б. Кальций. Г. Стронций.

        1. (2балла). Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:

          1. Изменяется периодически.

Б. Не изменяется.

          1. Увеличивается.

Г. Уменьшается.

            1. (2 балла). Атом алюминия отличается от иона алюминия:

А. Зарядом ядра. В. Числом протонов.

Б. Радиусом частицы. Г. Числом нейтронов.

            1. (2 балла). Наиболее энергично реагирует с водой:

А. Калий. Б. Кальций. В. Скандий. Г. Магний.

            1. (2 бала). С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:

А. Железо. Б. Никель. В. Платина. Г. Цинк.

              1. (2 бала). Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого:

А. КОН В. KN03(P-P)

Б. NaCI (р_р) Г. BaS04

              1. (2 балла). Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком:

A. HCI, NaOH, H2S04. В. КОН, HgО, Н3Р04.

Б.СаО, HCI, HN03. Г. Н2, 02, С02.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

              1. (9 баллов). Предложите три способа получения гидроксида калия. Ответ подтвердите уравнениями реакции.

              2. (6 баллов). Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.

t + H2S04 +NaOH +HN03

Cu(OH)2 ►X ► Y ► Z ------► Cu(N03)2

              1. (6 баллов). Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакции в молекулярном виде.

              2. (4 балла). Расположите металлы: железо, олово, вольфрам, свинец в порядке увеличения относительной твердости.

              3. (5 баллов). Рассчитайте массу металла, который можно получить из 144г оксида железа (Н)



Вариант2

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

                1. (2 балла). Электронная формула лития:

А. 1 s22s2 B.ls22s22p1

Б. 1 s22s1 Г. ls22s22p63s1

                1. (2 балла). Электронная формула внешнего энергетического уровня атомов щелочных металлов:

A. ns1 Б.ns2 B.ns2np1 Г.ns2np2

                1. (2 балла). Вид химической связи в простом веществе натрии:

                  1. Ионная.

Б. Ковалентная полярная.

                  1. Ковалентная неполярная.

Г. Металлическая.

                1. (2 балла). Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А. Алюминий. В. Галлий.

Б. Бор. Г. Индий.

                1. (2 балла). Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

                  1. Изменяется периодически.

Б. Не изменяется.

                  1. Увеличивается.

Г. Уменьшается,

                1. (2 балла). Атом кальция отличается от иона кальция

                  1. Зарядом ядра

Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне

                  1. Числом протонов.

Г. Числом нейтронов

                1. (2 балла). Наиболее энергично реагирует с водой

                  1. Барий

Б. Кальций

                  1. Магний

Г. Стронций

                1. (2 балла). С соляной кислотой не взаимодействует

                  1. Алюминий

Б. Магний

                  1. Серебро.

Г. Цинк

                1. (2 балла). Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого

A. BaS04 В. КС1(Р.Р)

Б. NaOH Г. NaN03(p.p)

                1. (2 балла). Ряд, в котором все вещества реагируют с железом

A. HCI, С02, СО В. Н2, О2, СаО

Б. CI2, CuCl2, НС1 Г. Si02, HCI, S

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

                1. (9 баллов). Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

                2. (6 баллов). Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.

+ 02HCI + NaOHt

Zn -—► X----- ► YZZnO

                1. (6 баллов). Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакции в молекулярном виде.

                2. (4 балла). Расположите металлы: алюминий, свинец, золото, медь в порядке увеличения относительной электропроводности.

                3. (5 баллов). Рассчитайте массу металла, который можно получить из 80г оксида железа (Ш).



02.04.2015


Итоговая контрольная работа по химии

За курс основной школы 9 класс

1 вариант

  1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота:

a) NaN03 б) Na2О в) Zn (OН)2г) SO2

  1. Какие из приведенных оксидов будут взаимодействовать с водным раствором натрия:

а) Р2О5 б) СuО в) MgO г) NO

  1. Исходя из положения элемента в периодической системе, найдите соответствие между названиями элементов и их характеристикой:

])Кремний а) Число электронов в атоме 14

2)Натрий б) Образует летучее водородное соединение составаRH3

3)Сера

4)Азот



в) Распределение электронов в атоме соответствует ряду 2, 8.1.

2 2 6 2 4

г) Электронная формула элемента 1s 2s 2р 3sЗр

д) Среди названных элементов проявляет наибольшую неметаллическую активность. Ответ дайте в виде символов, например, 1-д, 2-а и т.д.

  1. Какого типа связь возникнет между элементами, заряд ядер которых +3 и +9, при образовании между ними соединений:

а) ионная

б) ковалентная полярная

в) ковалентная неполярная

г) металлическая

  1. Закончите молекулярные уравнения реакций и выберете то, которое соответствует краткому ионному уравнению: Н+ + ОН- Н2О

а) Fe (ОН)3 + HN03

б) КОH + Н2S

в) Ва (ОН)2 + H2SO4

г) КОН + HCl

6. Укажите, в каких реакциях из приведенных происходит окисление цинка:

а) ZnCl --- Zn + С12

б) 2AgN03 + Zn --- Zn (NO)2 + 2 Ag

t

в) Zn (ОН) ZnO + H О

г) Zn (N03)2 + Na3 CO, - ZnC03 + 2NaN03

7. Укажите правильную сумму коэффициентов правой части уравнения:

Р + HN03 + NO Н3РО4 + NO2 а) 8 б)2 в) 3 г) 9

8. Подберите реагенты для осуществления превращений по схеме:

А Б В

NaCI ---- Na ----NaOH --- Na SO

1) СuSO4 2)Н2О 3) Na2 О 4) расплавление 5) КОH 6) действие эл.тока.

Ответ дайте в виде набора символов, например А-1, Б-6, и т.д.

9. Выберите основной загрязнитель атмосферы:

a) N: б) Н2 О (пар) в) SO: г) Н2 д) NH3

Укажите, к каким вредным последствиям приводит увеличение его концентрации в атмосфере.

10. Определите массу оксида углерода (IV), который можно получить при взаимодействии карбоната кальция массой 7 т. С раствором соляной кислоты массой 20 г., в котором массовая доля HCI равна 15%.



2 вариант

  1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать сульфат меди:

a) NaOH б) НCI в) FeO г) ВаСl

  1. С каким из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидрокcид натрия:

a) KNO3, б) СuО в) MgS04 г) Н2SO4,

  1. Исходя из положения элемента в периодической системе, найдите соответствие между названиями элементов и их характеристикой:

1 .Кислород а) Число электронов на внешнем эл. слое -2;

    1. Кальций б) Число протонов в ядре атома - 8:

    2. Хлор в) Образует водородное соединение состава HR;

    3. Алюминий 2 2 6 2 1

г) Электронная формула элемента 1s 2s 2р 3sЗр;

д) Среди названных элементов проявляет наибольшую металлическую

активность.

Ответ дайте в виде символов, например, 1-д, 2-а, т.д.

  1. Какого типа связь возникнет между элементами, заряды ядер которых +8 и +16, при образовании между ними соединений.

а) ионная б) ковалентная полярная в) ковалентная неполярная г) металлическая.

  1. Закончите молекулярные уравнения реакций и выберите то, которое соответствует краткому ионному уравнению:

СО32- + Н+ ---- СО2 + Н2О

a)Na2 СО3 + НСl

б) СаСО3 + НNO3

в) NaHCO3 + НNO3

г) CO2 + NaOН

  1. Укажите, в каких реакциях из приведенных происходит восстановление железа:



а) Fe + 2HCI ----FeCl2 + Н2

t

б) FeCO3 --- -FeO + С02

в) Fe + СuSO4FeSO4 + Сu

г) Fe2О3 + 2Al ----- Al2O3 + 2Fe

7. Укажите правильную сумму коэффициентов правой части уравнения:

Сu + HNO3 -- NO + Сu (NO3)2 + Н2О

а) 3 б) 4 в) 9 г) 11

8 Подберите реагенты для превращений по схеме:

А Б В

Al ----AlCl3 ----AI (OH)3 ----Al2О3

1) KOH 2)HCI 3) Na2О 4) нагревание 5) действие Эл.тока 6)NaCI.

Ответ дайте в виде символов, например А -1, Б-6, и т.д.

9. К каким отрицательным последствиям для окружающей среды приведет увеличение в атмосфере углекислого газа:

а) увеличение «озоновой дыры»;

б) проявление «парникового эффекта»;

в) выпадение кислотных дождей;

г) угнетение растений.

10. При пропускании избытка аммиака через раствор массой 600 г с массовой долей HNO3 42% получили нитрат аммония. Определить массу NH4NO3, если выход продукта составляет 90%:

1) 288г 2) 355г 3) 320г 4) 762г







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!