СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Химия 8-9 классы 2022

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Химия 8-9 Рудзитис Г Е, Фельдман Ф Г 2022

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Химия 8-9 классы 2022»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа в 8 – 9 классах по химии составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ с последующими изменениями;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1810;

  • Примерная программа основного общего образования по химии, а также Программа курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н. Н. Гара. (Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017 г;

  • Химия.8 класс. М.: Просвещение, 2017 г. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана);

  • Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2020 г. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана);

  • Учебный план МБОУ «ОШ пос. Комсомольска».

На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по химии, в 8 – 9 классах реализуется базовый уровень. Программа курса разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

Курс построен на основе изучения сведений о химических элементах и формах их существования, строении атомов, классах неорганических соединений и их химических свойств. Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире, основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций. В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 136 часов:

8 класс – 68 часов (2 часа в неделю), «Химия 8»;

9 класс – 68 часов (2 часа в неделю), «Химия 9».

Предмет химия входит в образовательную область «Естественнонаучные предметы». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ в 8 классе отводит 68 учебных часов, 34 учебных недели, 2 учебных часа в неделю, лабораторных работ – 14, практических работ – 6, контрольных работ – 4, резерв – 2; в 9 классе отводится 68 учебных часов, 34 учебных недели, 2 учебных часа в неделю, лабораторных работ – 20, практических работ – 6, контрольных работ – 4, резерв – 2.




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ХИМИИ В 8 – 9 КЛАССАХ

Метапредметные результаты обучения:

обучающиеся научатся:

  • самостоятельному приобретению новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • использовать инструменты и технические средства информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) для развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Личностные результаты обучения:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, с учетом познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).


Предметные результаты обучения в 8 классе:

обучающиеся освоят знания:

  • о веществах, их превращениях и практическом применении;

  • о химической символике: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • о важнейших химических понятиях: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • об основных законах химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • о значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

  • о материальном единстве мира;

  • об основах химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  • о связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире;

  • о различных методах изучения веществ;

  • об оказании первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  • о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

обучающиеся научатся:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • объяснять наблюдению за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • правилам безопасного обращения с веществами и материалами, оборудованием;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • проводить качественный анализ ионов;

  • решать задачи;

  • экологически грамотному поведению в окружающей среде;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Предметные результаты обучения в 9 классе:

обучающиеся освоят знания:

  • о веществах, их превращениях и практическом применении;

  • о химической символике: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • о важнейших химических понятиях: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • об основных законах химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • о значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

  • о материальном единстве мира;

  • об основах химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  • о связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире;

  • о различных методах изучения веществ;

  • об оказании первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  • о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

обучающиеся научатся:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • объяснять наблюдению за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • правилам безопасного обращения с веществами и материалами, оборудованием;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • проводить качественный анализ ионов;

  • решать задачи;

  • экологически грамотному поведению в окружающей среде;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 8 – 9 КЛАССАХ

8 КЛАСС

Тема 1. Первоначальные химические понятия (23 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Строение пламени. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (6 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Количественные отношения в химии (4 ч)

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (12 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (6 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (5 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Резерв – 2ч

1 ч – промежуточная аттестация (тестирование),

1ч – ВПР.


9 КЛАСС

Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрация. Опыты, выясняющие зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2. Электролитическая диссоциация (11ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.       Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 3. Галогены (5 ч)

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение гало­генов. Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли.

Практическая работа. Свойства соляной кислоты.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлори­дов, бромидов, иодидов и иода

Тема 4. Кислород и сера (7ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Азот и фосфор (8 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы. Получение аммиака и изучение его свойств.

Тема 6. Углерод и кремний (9 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат - и силикат- ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 7. Общие свойства металлов (11ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 8. Основы органической химии (9 ч)

Первоначальные представления об органических веществах.  Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Спирты. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Карбоновые кислоты. Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Углеводы.  Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение. Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Резерв – 2 ч

1ч – промежуточная аттестация (контрольная работа),

1ч – ВПР.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ ХИМИИ В 8 – 9 КЛАССАХ

8 КЛАСС

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов


Тема 1. Первоначальные химические понятия

23

1

Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства

Л/р № 1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами»

1

2

Методы познания в химии

1

3

П/р №1 «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

4

Чистые вещества и смеси.

Л/р № 2 «Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита»

1

5

П / р № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

Л/р № 3 «Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой)»

1

7

Молекулы, атомы, ионы

1

8

Простые и сложные вещества

Л/р № 4 «Знакомство с образцами простых и сложных веществ»

1

9

Химические элементы

1

10

Относительная атомная масса химических элементов

1

11

Знаки химических элементов

1

12

Закон постоянства состава веществ

1

13

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

1

14

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении

1

15

Составление химической формулы по валентности

1

16

Атомно-молекулярное учение

1

17

Закон сохранения массы веществ

1

18-19

Химические уравнения

2

20-21

Типы химических реакций

Л/р № 5 «Разложение основного карбоната меди (II)»

Л/р № 6 «Реакция замещения меди железом»

2

22

Обобщение «Первоначальные химические понятия»

1

23

К/ р № 1 «Первоначальные химические понятия»

1


Тема 2. Кислород

6

24

Кислород – характеристика, получение

1

25

Свойства кислорода

1

26

Применение, круговорот кислорода в природе

1

27

П/р № 3 «Получение и свойства кислорода»

1

28

Озон. Аллотропия кислорода

1

29

Воздух и его состав

1


Тема 3. Водород

3

30

Водород – характеристика, получение

1

31

Свойства и применение водорода

1

32

П/р № 4 «Получение и свойства водорода»

1


Тема 4. Растворы. Вода

7

33

Вода

1

34

Химические свойства и применение воды

1

35

Вода – растворитель, растворы

1

36

Массовая доля растворенного вещества

1

37

П/р № 5 «Приготовление раствора вещества»

1

38

Обобщение «Кислород. Водород. Вода»

1

39

К/ р №2 «Кислород. Водород. Вода»

1


Тема 5. Количественные отношения в химии

4

40

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

41

Вычисления с использованием понятий «количество вещества и молярная масса»

1

42

Закон Авогадро. Молярный объем газов

1

43

Объемные отношения газов при химических реакциях

1


Тема 6. Основные классы неорганических соединений

12

44

Оксиды

Л/р № 7 «Взаимодействие оксида магния с кислотами»

Л/р №8 «Взаимодействие углекислого газа с известковой водой»

1

45

Основания

1

46

Химические свойства оснований

Л/р №9 «Получение нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств»

Л/р № 10 «Взаимодействие щелочей с индикаторами и кислотами»

1

47

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

48

Кислоты

1

49

Химические свойства кислот

Л/р №11 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте»

1

50

Соли

1

51

Химические свойства солей

Л/р №12 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте

1

52

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

53

П/р № 6 «Решение экспериментальных задач «Классы н/с»

1

54

Обобщение по теме «Классы неорганических соединений»

1

55

К/ р № 3 «Классы неорганических соединений»

1


Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

6

56

Классификация химических элементов

Л/р №13 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей»

1

57

Периодический закон Д. И. Менделеева

1

58

Периодическая система химических элементов

1

59

Строение атома

1

60

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

61

Значение периодического закона

1


Тема 8. Химическая связь. Строение веществ

5

62

Электроотрицательность

1

63

Виды химической связи

1

64

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции

1

65

Обобщение «Строение атома. Строение вещества»

1

66

К/р № 4 «Периодический закон и периодическая система. Строение атома»

1

67-68

Резерв

2


Итого

68


9 КЛАСС


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов


Тема 1. Классификация химических реакций

6

1-2

Окислительно-восстановительные реакции

2

3

Тепловой эффект химических реакций

1

4

Скорость химических реакций

1

5

Обратимые реакции. Химическое равновесие

1

6

К/р № 1 по курсу 8 класса (входная)

1


Тема 2. Электролитическая диссоциация

11

7

Электролитическая диссоциация.

Л/р №1 "Электрическая проводимость веществ"

1

8

Диссоциация кислот, щелочей, солей

1

9

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

1

10-11

Реакции ионного обмена

Л/р№2 «Реакции обмена между растворами электролитов»

Л/р № 3 «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов»

2

12-13

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР

2

14

Гидролиз солей

1

15

П/р/ №1 «Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»

1

16

Обобщение «Электролитическая диссоциация»"

1

17

К/р № 2 «Электролитическая диссоциация»

1


Тема 3. Галогены

5

18

Характеристика галогенов

1

19

Хлор

1

20

Хлороводород, получение и свойства

1

21

Соляная кислота и ее соли

1

22

П/р №1 «Свойства соляной кислоты»

1


Тема 4. Кислород и сера

7

23

Характеристика кислорода и серы

1

24

Сера: свойства, применение

Л/р №5 «Знакомство с образцами серы и её природных соединений»

1

25

Сероводород. Сульфиды.

Л/р №6 «Знакомство с образцами природных соединений серы (сульфидами), распознавание сульфид- ионов»

1

26

Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

Л/р №6 «Знакомство с образцами природных соединений серы (сульфитами), распознавание сульфит -ионов»

1

27-28

Оксид серы (VI). Серная кислота

Л/р №7 «Знакомство с образцами природных соединений серы (сульфатами), распознавание сульфат -ионов»

2

29

П/р №2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1


Тема 5. Азот и фосфор

8

30

Характеристика азота и фосфора. Азот: физические и химические свойства

1

31

Аммиак: физические и химические свойства

1

32

П/р № 3 «Свойства водного раствора аммиака»

1

33

Соли аммония

Л/р №8 «Распознавание солей аммония»

1

34

Азотная кислота: физические и химические свойства

Л/р № 9 «Знакомство с образцами природных соединений азота – нитратами»

1

35

Нитраты

Л/р № 10 «Знакомство с образцами природных соединений азота – нитратами»

1

36

Фосфор: физические и химические свойства

1

37

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли

1


Тема 6. Углерод и кремний

9

38

Характеристика углерода и кремния. Углерод: физические и химические свойства

1

39

Оксиды углерода (II и IV)

1

40

Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе

Л/р №11 «Знакомство с образцами природных соединений углерода (карбонатами, силикатами). Распознавание карбонат-анионов»

1

41

П/р № 4 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

42

Кремний, оксид кремния

Л/р №12 «Знакомство с образцами природных соединений кремния (силикатами), с видами стекла»

1

43

Кремниевая кислота и ее соли

1

44

Силикатная промышленность

1

45

Обобщение «Неметаллы»

1

46

К/р № 3 «Неметаллы»

1


Тема 7. Металлы

11

47

Характеристика металлов. Металлы в природе и способы их получения

1

48

Химические свойства металлов

Л/р №13 «Вытеснение одного металла другим из раствора соли»

1

49

Сплавы

Л/р №14 «Знакомство с образцами металлов и сплавов (коллекции)»

1

50

Щелочные металлы и их соединения

Л/р №15 «Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия»

1

51

Щелочноземельные металлы и их соединения. Жесткость воды

Л/р №16 «Знакомство с образцами важнейших солей кальция»

1

52

Алюминий и его соединения

Л/р №17 «Знакомство с образцами важнейших алюминия и его сплавов»

1

53

Железо и его соединения

Л/р №18 «Растворение железа соляной кислоте, получение гидроксидов железа (II и III)»

1

54

П/р № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

55

Обобщение «Металлы»


56

К/р № 4 «Металлы»


57

Металлургия. Производство чугуна и стали



Тема 7. Основы органической химии

9

58

Органическая химия

1

59

Теория строения органических соединений

1

60

Предельные углеводороды

Л/р №19 "Изготовление моделей углеводородов"

1

61

Непредельные углеводороды

1

62

Полимеры

1

63

Спирты

1

64

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

1

65

Углеводы

1

66

Аминокислоты. Белки

1

67-68

Резерв

2


Итого

68












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!