Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Успеновки
Рассмотрено на заседании МО учителей предметного цикла Протокол №_______от «__» _____________ 2018 года Руководитель МО ___________ Наполова И.А. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ Литус Н.Е. «____»___________ 2018 года | Утверждено Директор МОАУ СОШ с. Успеновки _________ И.А.Шапорина. Приказ № ________ «____» ____________ 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
по химии
для 10 класса
учитель Шульга И.А
квалификационная категория I
Составлена в соответствии с программой основного общего образования: «Химия» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна
Учебник О.С. Габриеляна, «Химия 10»
кол-во часов в неделю 2 кол-во часов в год 70
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004
3.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении санПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015г.
4.Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
5.Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6. Образовательная программа среднего общего образования (10,11 класы) на основе БУП -2004 МОАУ СОШ с.Успеновки 2014-2020 учебный год.
7.Учебного плана МОАУ СОШ с.Успеновки 2018-2019 учебный год
8.Положения о структуре, порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОАУ СОШ с.Успеновки, реализующей программы общего образования № 4 от 23.05.2018г.
9.Примерной программы по учебным предметам Химия, 10-11 классы.М.:Просвещение,2010
Цели: освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи: Повторение важнейших химических понятий органической химии. Изучение строения и классификации органических соединений. Ознакомление с классификацией химических реакций в органической химии м механизмах их протекания. Закрепление и развитие знаний на богатом фактическом материале химии классов органических соединений от более простых углеводородов до сложных - биополимеров. Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой.
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
Планируемые предметные результаты:
понимать:основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ. Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
знать строение, свойства, практическое значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминов и аминокислот, белков, особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.
пользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам, разъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь, практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических вещества; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.
Содержание программы.
Тема 1. Введение (2 час).
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;
- теорию строения органических соединений;
Уметь:
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Тема 2. Строение органических соединений (5часа).
Углеродный скелет. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия.
Реакции органических соединений. Типы реакций в органической химии.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических
Тема 3. Углеводороды (16часов).
Алканы. Алкены, алкадиены, алкины. Бензол. Качественный анализ веществ.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: строение органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»
Тема 4. Кислородосодержащие органические соединения (19 часов).
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: функциональная группа;
- важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Контрольная работа №2 по темам: Кислородосодержащие органические соединения.
Тема 5.Углеводы. Азотсодержащие соединения (12часов).
Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.
Нитросоединения. Амины. Анилин. Белки.
Идентификация органических соединений.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Контрольная работа №3 по теме: Азотсодержащие вещества
Тема 6. Биологически активные соединения (5часа).
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения (7часа).
Тема8. Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии(4часа)
Контрольная работа № 4. Итоговая.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
Учебно – тематический план по химии, 10 класс,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 70ч.) УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них |
практ. работы | контр. работы |
1 | Введение | 2 | - | - |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 5 | - | - |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 16 | П.р №1 Углеводороды | К.р.№1 |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 19 | П.р№2-3 Спирты. Карбоновые кислоты | К.р.№2 |
5 | Тема 4. Углеводы. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. | 12 | П.р.№4 Углеводы П.р.№5 Амины.Аминокислоты. П.р №6 «Решение эксперимен тальных задач на идентифи кацию органических соединений.» | К.р.№3 |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 5 | П.р.№ 7-9 Обнаружение витаминов. Действие ферментов на различные вещества. | - |
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 7 | Пр.р.№10 Распознавание синтетических веществ | - |
8 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 4 | - | К.р.№4 |
| Итого | 70 | 10 | 4 |
Календарно - тематическое планирование по химии, 10 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
УМК О.С.Габриеляна.
№№ п/п | Тема урока | Кол-во учасов | Дата |
план | факт |
| | | |
1 (1) | Предмет органической химии | 1 | | |
2 (2) | Классификация органических веществ | 1 | | |
Тема 1. Строение органических соединений (5 часов) | | | |
1-2 (3-4) | Теория строения органических соединений | 2 | | |
3-4 (5-6) | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | 2 | | |
5 (7) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 1 | 1 | | |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов) | | | |
1 (8) | Природный газ | 1 | | |
2-3 (9-10) | Алканы | 2 | | |
4-5(11-12) | Алкены | 2 | | |
6 (13) | Полиэтилен | 1 | | |
7 (14) | Алкадиены. Каучуки | 1 | | |
8-9(15-16) | Алкины. Ацетилен | 2 | | |
10(17) | Нефть | 1 | | |
11-12 (18-19) | Арены. Бензол | 2 | | |
13(20) | Решение задач | 1 | | |
14(21) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. | 1 | | |
15(22) | Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» | 1 | | |
16(23) | Практическая работа №1 Углеводороды | 1 | | |
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе(19часов) | |
1(24) | Углеводы | 1 | | |
2 (25) | Глюкоза | 1 | | |
3 (26) | Спирты | 1 | | |
4 (27) | Химические свойства спиртов | 1 | | |
5 (28) | Многоатомные спирты | 1 | | |
6(29) | Практическая работа№2. Спирты | 1 | | |
7(30) | Каменный уголь. Фенол | 1 | | |
8-9(31-32) | Альдегиды | 2 | | |
10-11(33-34) | Карбоновые кислоты. Практическая работа№ 3 | 2 | | |
12(35) | Сложные эфиры | 1 | | |
13-14(36-37) | Жиры | 2 | | |
15(38) | Практическая работа №4 Углеводы | 1 | | |
16(39) | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | | |
17(40) | Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. | 1 | | |
18(41) | Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | 1 | | |
19(42) | Анализ контрольной работы | 1 | | |
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов) | | |
1 (43) | Амины | 1 | | |
2(44) | Анилин | 1 | | |
3-4(45-46) | Аминокислоты | 2 | | |
5-6(47-48) | Белки | 2 | | |
7 (49) | Нуклеиновые кислоты | 1 | | |
8-9(50-51) | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений | 2 | | |
10-11 (52,53) | П.р.№5 Амины. Аминокислоты. П.р №6 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.» | 2 | | |
12(54) | Контрольная работа№3 Азотсодержа щие органические соединения | 1 | | |
Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов) | | |
1 (52) | Ферменты | 1 | | |
2 (53) | Витамины | 1 | | |
3(54) | Гормоны | 1 | | |
4(55) | Лекарства | 1 | | |
5(56) | Практическая работа № 7-9 Обнаружение витаминов. Действие ферментов на различные вещества. | 1 | | |
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6часов) | | | |
1-2 (57-58) | Искусственные полимеры | 2 | | |
3(59) | Синтетические полимеры | 1 | | |
4(60) | Синтетические пластмассы | 1 | | |
5(61) | Синтетические волокна | 1 | | |
6(62) | Синтетические каучуки | 1 | | |
Повторение (8 часов) | | | |
63-64 | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | 2 | | |
65 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | | |
66-67 | Обобщение и коррекция знаний по курсу органической химии | 2 | | |
68 | Итоговая контрольная работа по курсу органической химии | 1 | | |
69-70 | Обобщение и систематизация знаний по органической химии | 2 | | |
Список полезных образовательных сайтов | |
Химия
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования
http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже
http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов
http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии
http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа
http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах
http://all-met.narod.ru
Мир химии
http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой
http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
http://chemistry.r2.ru
Школьная химия
http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике
http://rushim.ru/books/books.htm
13