Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17декабря 2010 г № 1897
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г № 1897»
4. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку к учебнику:
Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011г.
Курс русского языка по программе в 10 классе общеобразовательной школы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).
УМК:
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Основные цели обучения русскому языку в 10 классе по данной программе: обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения; обеспечить социально-речевую подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности; обеспечить уровень владения языком, необходимым для получения высшего и среднего специального образования на русском языке.
Задачи курса русского языка в 10 классе: обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний, развитие умений и навыков учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, правописанию; раскрытие стилистических ресурсов русского языка, развитие навыков и умений выбора и употребления лексико-грамматических средств языка адекватно условиям общения; развитие и совершенствование культуры русской речи учащихся; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Содержание тем учебного предмета
Общие сведения о языке (4 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (3 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (5 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
4.Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | 1.Общие сведения о языке. | 4 |
2 | 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 3 |
3 | 3. Лексика и фразеология. | 5 |
4 | 4. Грамматика. | 5 |
5 | 5. Морфология и орфография. | 12 |
6 | 6.Синтаксис и пунктуация | 5 |
| Итого: 34 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | тема | Количество часов | | Основные термины, понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
1 | Роль языка в обществе | .Роль языка в обществе | 1 | | Языковые функции | Найти 1-2 высказывания о языке, объяснить смысл. | | |
| | .Язык каждого народа создан самим народом | 1 | | Языковые группы | | | |
| | 3.История развития русского языка | 1 | | Исконно русские слова , старославянские, заимствованные | Упр.268 стр.133 | | |
| | 4.Периоды в истории развития русского языка | 1 | | Древнерусский и старославянский языки | Конспект статьи учебника стр. 131-132 | | |
2. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 5.Орфография | 1 | | орфограмма | Ответить устно на вопросы стр.6 упр. 8 | | |
| | 6.Фонетика. Орфоэпия | 1 | | Фонема, орфоэпический словарь | Фонетич.разбор слов из теста стр 11 | | |
| | 7.Входящая контрольная работа (тестирование) | 1 | | | Повторить:синонимы, антонимы, оминимы, фразеологизмы. | | |
3. | Лексика | 8.Синонимы. Их разновидности.Градация. | 1 | | Синоним, синонимический ряд, градация | Вопросы на стр.20, упр.31, 47 | | |
| | 9.Антонимы.Антитеза. Оксюморон.Паронимы. | 1 | | Антоним, антитеза, пара паронимов | Стр.33 упр. 57 | | |
| | 10.Диалектная, профессиональная и жаргонная лекика | 1 | | Диалектизмы,, профессионализмы, жаргонизмы | Конспект статьи на стр. 34-35, упр.61, 62 | | |
| | 11.Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка | 1 | | Фразеологизм, фразеологический оборот | Стр.44 упр. 73, тесты | | |
| | Р.Р.12.Контрольное сочинение на на патриотическую тему. | 1 | | | Устное сообщение на тему: «Словари русского языка» | | |
3 | Грамматика | 13.Морфемика и словообразование. | 1 | | морфема | Стр.55 вопросы устно, упр. 95 | | |
| | 14.Способы образования слов | 1 | | Способы словообразования | Тестовые задания | | |
| | 15.Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова | 1 | | орфограмма | Стр. 58, упр.105, 106,подготовка к сочинению-рассуждению | | |
| | 16.Р.Р Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему. | 1 | | | Тест по орфографии | | |
| | 17.Контрольный диктант по теме « Грамматика.Морфемика.Словообразование» | 1 | | | Составить таблицу «Части речи» | | |
4 | Морфология. Орфография | 18.Имя существительное | 1 | | Морфологические признаки имени существительного | Стр. 67 вопросы и задания устно,упр.140 | | |
| | 19.Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных | 1 | | орфограмма | Стр.71 упр.143, 144 | | |
| | 20.Имя прилагательное | 1 | | Морфологические признаки прилагательного | Морфологич.разбор прилагательных из текста стр.73 | | |
| | 21.Н и НН в суффиксах имен прилагательных | 1 | | Исключения, отглагольные прилагательные | Тест «Н и НН в суффиксах имен прилагательных» | | |
| | 22.Имя числительное | 1 | | Морфологические признаки числительного | Стр. 81 упр. 161, 162 | | |
| | 23Местоимение | 1 | | Морфологические признаки местоимения | Стр. 82,упр. 165 | | |
| | 24.Глагол | 1 | | Морфологические признаки числите Морфологические признаки глагола | Стр. 84, упр.170, 171 | | |
| | 25.Причастие | 1 | | Морфологические признаки причастия | Устное сообщение на тему «Роль причастий в речи» | | |
| | 26.Деепричастие | 1 | | Морфологические признаки деепричастия | Стр. 91 упр. 186 | | |
| | 27.Наречие | 1 | | Морфологические признаки наречия | Стр.99 упр.190 | | |
| | 28.Практическая работа по орфографии | 1 | | | Тест по орфографии | | |
| | 29Контрольный диктант по теме « Морфология. Орфография» | 1 | | | Письменное рассуждение на тему «Нужно ли милосердие?» | | |
5. | Синтаксис и пунктуация | 30.Синтаксис и пунктуация простого предложения | 1 | | Виды простых предложений | Вопросы и задания на стр.102, упр.208 | | |
| | 31.Обособленные члены предложения | 1 | | обособление | Стр.111, упр. 235 | | |
| | 32.Синтаксис и пунктуация сложного предложения | 1 | | Виды сложных предложений | Стр. 113 упр.237 | | |
| | 33.Практическая работа по теме « Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Тест по пунктуации | | |
| | 34.Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | | | |