Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы.
Содержание курса направлено на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Программа по русскому языку предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также возможность передавать её в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них 10 – на развитие речи.
№ | Наименование раздела программы (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного образования | Д/З | Дата проведения |
план | факт |
I ЧЕТВЕРТЬ |
1 | Введение (1) | Международное значение русского языка. Повторение пройденного в 5-8 классах. | 1 | лекция с элем. беседы | 1. Слово учителя. 2. Беседа. 3. Работа с учебником § 1, упр. 1 | понимать роль рус. языка в современ. мире и объяснять причины его авторитета, осознавать необходимость изучения родного языка | сообщения учащихся | | сообщения учащихся | 9в 9б | |
4.09 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах (9) | Фонетика. | 1 | повтор. | 1. Беседа по плану. 2. Тренировочные упражнения. | закреплять сведения по фонетике, полученные в предыдущих классах | работа со схемой | | фонетич. р-р 3 слов | 6.09 | |
3 | | Орфоэпия. Графика. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Беседа по плану. 3. Графический диктант | уметь выполнять графич. р-р | графический диктант | | заполнить таблицу (поурочные планы - ПП) | 11.09 | |
4 | | Лексика и фразеология. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Диктант. 3. Слово учителя. 4. Работа со словарем. | иметь навыки лингвистического разбора | орфоэпический диктант | | письменно ответить на вопрос (ПП) | 13.09 | |
5 | | Словообразование и морфология. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Повторение изученного. 3. Беседа. 4. Практическое задание. | закреплять навыки разбора слова по составу, словообразоват. и морфологич. р-ра | анализ текста | | письменно ответить на вопрос (ПП) | 18.09 | |
6 | | Орфография и пунктуация. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Повторение изученного. 3. Диктант. 4. Практическое задание. | закреплять навыки орфографического и пунктуационного разбора | словарн. работа | | составить таблицу | 20.09 | |
7 | | Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация | 1 | контроль развития речи | 1. Слово учителя. 2. Работа с репродукцией. 3. Беседа. 4. Словарная работа. 5. Работа над сочинением. | уметь описывать картину | заполнение таблицы «Художественные средства» | | написать сочинение | 25.09 | |
| | Проверочная работа: диктант с грамматическим заданием | | | | | | | | | |
8 | | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | повтор. | 1. Повторение. 2. Словарн. работа. 3. Опрос. 4. Индивидуальные сообщения уч-ся. 5. Трениров. упр-я. | иметь навыки постановки знаков препинания в простом предл-и | словарн. диктант | | упр. 3 | 27.09 | |
9 | | Пунктуация простого предложения. | 1 | повтор. | 1. Проверка 2. Трениров. упр-я. | знать постановку знаков препинания в предложении с прямой речью | работа со словарем | | упр. 6 | 2.10 | |
10 | | Резерв | | | | | | | | | |
11 | Сложные предложения (49) | Сложное предложение. Основные виды сложного предложения. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Работа с учебником. 3. Закрепление. | знать основ. виды сложн. предл-ий и способы связи между ними | работа с таблицей | | § 3, упр. 8 | 9.10 | |
12 | Сложносочиненные предложения (3). | Понятие сложносочиненного предложения. | 1 | изучение нового | 1. Изучение нового. 2. Закрепление. | совершенствовать навыки постановки знаков преп-я в ССП | графический диктант | | §4, упр. 10,11 | 11.10 | |
13 | | Виды сложносочиненного предложения. | 1 | изучение нового | 1. Опрос д/з. 2. Изучение нового. 3. Трениров. упр-я. | уметь отличать ССП и давать им хар-ку | выборочный диктант | | § 4, упр. 20, 21 (устно) | 16.10 | |
14 | | Знаки препинания в сложносочиненныех предложениях (закрепление). | 1 | формирование знаний и умений | 1. Проверка д/з. 2. Порторение орфографии | уметь употреблять в речи ССП | тест | | § 4, упр. 16 | 18.10 | |
15 | Сложноподчиненные предложения (29) | Понятие сложноподчиненного предложения. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Тренинг по пунктуации. 3. Объяснение нов. материала. 4. Трениров. упр-я. | уметь различать союзы и союзные слова | диктант | | § 5, упр. 31 | 23.10 | |
16 | | Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем. | 1 | формирование знаний и умений | 1. Проверка д/з. 2. Словарная работа. 3. Трениров. упр-я. | уметь составлять схемы СПП | работа со схемами | | § 5, упр. 28, 33 | 25.10 | |
17 | Развитие речи | Р. р. Жанры публицистики. Анализ текста. | 1 | обобщение и систематизация знаний | 1. Анализ текста. 2. Выборочный пересказ с элементами сочинения. | уметь выразительно читать и устно пересказывать текст, анализировать его | работа с текстом | | написать сочинение-миниатюру | 30.10 | |
18 | Развитие речи | Р. р. Рецензия на литературное произведение, фильм, спектакль. | 1 | комбин. | 1. Определение понятия «рецензия». 2. Знакомство с моделью написания рецензии. | уметь анализировать и совершенствовать текст | анализ рецензий | | написать рецензию на рассказ, фильм | 1.11 | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
19 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | изучение нового | 1. Речевая разминка. 2. Изучение нового. 3. Трениров. упр-я. | уметь определять, характеризовать СПП с прид.. определительными | конструирование предл-ий | | § 6, упр. 36, 40 | 13.11 | |
20 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. | 1 | изучение нового | 1. Синтаксич. разминка. 2. Редактирование СПП. 3. Изучение нового. 4. Трениров. упр. | иметь навыки постановки знаков препинания в СПП, уметь использовать в речи СПП с прид. определительными | словарная работа | | § 6, упр. 47,48(с дополнительными заданиями | 15.11 | |
21 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Творческая работа. | знать особенности СПП с прид. изъяснительными, уметь находить их в тексте, характеризовать | комплексный анализ текста | | § 7, упр. 52(1 группа) , 55(2 группа) | 20.11 | |
22 | | Придаточные изъяснительные. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными. | 1 | комбин. | 1. Закрепление навыков конструирования предл-ий. 2. Словарная работа. | уметь конструировать сложные предл-я разных типов | тест | | § 7, упр. 64, презентация учащегося | 22.11 | |
23 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | изучение нового | 1. Словарный диктант. 2. Конструирование предл-ий. 3. Изучение нового. | знать особенности СПП с придаточными образа действия и степени | кодированный диктант | | § 8, упр.66 | 27.11 | |
24 | | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Устный опрос. 3. Закрепление изученного. | уметь находить СПП в худож. текстах, ставить знаки препинания | работа по карточкам | | с. 33, упр. 71, индивидуа-льные задания | 29.11 | |
25 | | Придаточные предложения степени. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Трениров. упр-я. | уметь определять, характеризовать СПП с прид.. степени | диктант «Проверю себя» | | упр. 73(1), 74(2) | 4.12 | |
26 | | Придаточные предложения места. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Трениров. упр-я. | знать особенности СПП с придаточными места | словарная работа | | упр. 78,79( по выбору учащихся) | 6.12 | |
27 | | Придаточные предложения времени. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Изучение нового. 3. Трениров. упр-я. | знать особенности СПП с придаточными времени | работа с текстом | | упр. 85(1), 92(2) | 11.12 | |
28 | | Придаточные предложения времени (закрепление). | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з 2. Практическая работа.. | уметь находить СПП в худож. текстах, ставить знаки препинания | словарная работа | | упр. 90 | 13.12 | |
29 | | Контрольная работа по теме «Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные места и времени». | 1 | контроль | предл-я из ПП | уметь определять СПП с прид. определительными, изъяснительными, обстоятельственными места и времени | диктант | | § 6-8 | 18.12 | |
30 | | Придаточные предложение условные. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Беседа. 3. Конструирование предл-ий | знать особенности СПП с прид. условия | комплексный анализ текста | | написать сочинение-миниатюру | 20.12 | |
31 | | Придаточные предложения причины. | 1 | изучение нового | 1. Орфографич. разминка. 2. Проверка д/з. 3. Изучение нового. | уметь редактировать текст | самостоятельная работа | | упр. 97, 98 | 25.12 | |
32 | | Придаточные предложения цели. | 1 | изучение нового | 1. Изучение нового. 2. трениров. упр-я. | знать правила постановки знаков препинания между частями СПП | тест | | упр. 101 | 27.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
33 | | Придаточные предложения сравнительные. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Работа с учебником. | знать особенности СПП с придаточными сравнительными | работа с художественным текстом | | упр. 107 | 15.01 | |
34 | | Придаточные предложения уступительные. | 1 | изучение нового | 1. Проверка д/з. 2. Трениров упр-я. | уметь выполнять синтаксический разбор СПП | объяснительный диктант | | упр. 113,114 | 17.01 | |
35 | Развитие речи | Р. р. Учимся писать тезисы, доклады, рефераты, конспекты. | 1 | формирование знаний и умений | 1. Речевая разминка. 2. Редактирование текста. 3. Творческое задание | уметь писать доклады, конспекты, рефераты | составление тезисов | | конспект статьи, с. 77-79 | 22.01 | |
36 | | Придаточные предложения следствия. | 1 | изучение нового | 1. Изучение нового. 2. Трениров. упр-я. | уметь разграничивать понятия причины и следствия | работа с текстом | | упр. 123, 127 | 24.01 | |
37 | | Различные виды придаточных предложений. | 1 | обобщение и систематизация знаний | 1. Словарная работа. 2. Закрепление | знать особенности различных видов придаточных предложений | диктант | | упр. 129 | 29.01 | |
38 | | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Трениров упр-я. | уметь определять основные виды подсинит. связи | устный опрос | | § 9, упр. 132 | 1.02 | |
39 | | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. | 1 | комбин. | 1. Речевая разминка. 2. Редактирование текста. 3. Творческое задание | уметь находить в тексте предл-я с несколькими придаточными | письменный опрос | | упр. 136 | 5.02 | |
40 | Развитие речи | Р. р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | 1 | контроль развития речи | 1. Речевая разминка. 2. Анализ текста. | уметь письменно излагать текст | работа с текстом | | с. 58 | 9.02 | |
41 | Развитие речи | Р. р. Изложение с элементами сочинения: «Воспитывающая наука». | 1 | контроль развития речи | 1. Составление плана. | уметь письменно излагать текст | изложение | | подготовиться к к/р | 12.02 | |
42 | | Контрольная работа по темам «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения» | 1 | контроль | предл-я из ПП | знать темы «ССП» и «СПП» | диктант, грам. задание | | § 10 | 16.02 | |
43 | Развитие речи | Р. р. Деловые документы (автобиография, заявление, расписка, доверенность). | 1 | практикум | 1. Знакомство с составными частями заявления | знать особенности официального стиля | конструирование | | написать автобиографию | 19.02 | |
44 | Бессоюзные сложные предложения (11) | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | комбин. | 1. Изучение нового. 2. Трениров. упр-я. | знать особенности БСП | работа с текстом | | § 10, упр. 140,141 | 22.02 | |
45 | | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | комбин. | 1. Изучение нового. 2. Трениров. упр-я. | уметь ставить знаки препинания в БСП | диктант | | § 11, упр. 144,147 | 26.02 | |
46 | | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (закрепление). | 1 | комбин. | 1. Словарная работа. 2. Практические задания. | знать правила постановки двоеточия в БСП | словарная работа | | § 11, упр. 149 | 1.03 | |
47 | | Тире в сложном бессоюзном предложении. | 1 | комбин. | 1. Изучение нового. 2. Трениров. упр-я. | знать правила постановки тире в БСП | тест | | § 12, упр. 153, 156 (устно) | 4.03 | |
48 | | Тире в сложном бессоюзном предложении (закрепление). | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Работа с учебником. | уметь находить в тексте БСП | устный опрос | | § 12, упр. 158 | 7.03 | |
49 | | Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении. | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Беседа. 3. Конструирование предл-ий | уметь использовать двоеточие, тире, точку с запятой | конструирование предложений | | § 12 | 11.03 | |
50 | | Зачетный урок по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | контроль | 1. Редактировании е текста. 2. Творческое задание. | уметь выполнять синтаксический разбор | письменный опрос | | подготовиться к диктанту | 15.03 | |
51 | | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | контроль | текст из ПП | знать тему «БСП» | диктант, грам. задание | | § 10-12 | 18.03 | |
52 | | Анализ контрольной и практической работ. | 1 | контроль | 1. Трениров. упр-я. 2. Взаимоконтроль. | уметь осуществлять самоконтроль | словарная работа | | с. 66 | 22.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
53 | Развитие речи | Р. р. Академическое красноречие. | 1 | комбин. | 1. Слово учителя. 2. Беседа. | уметь слушать, понимать сказанное, говорить, убеждать | сообщения уч-ся | | подготовить выступление | | |
54 | Развитие речи | Р. р. Состязание ораторов. Дискуссия. | 1 | комбин. | 1. Выступления. 2. Дискуссия. | уметь воспроизводить монологич. и диалогич. речь | план выступления | | написать мини-сочинение | | |
55 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (5). | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | комбин. | 1. Фронтальн. опрос. 2. Трениров. упр-я. | уметь ставить знаки в сложн. синтаксич. конструкциях. | работа с текстом | | § 13, упр. 161, 162 | | |
56 | | Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Работа с учебником. | уметь использовать правила пунктуации | диктант | | § 13, упр. 167 | | |
57 | | Предложения со сложной синтаксической конструкцией. | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Трениров упр-я. | уметь выполнять синтаксический разбор | словарная работа | | § 13, упр. 166 | | |
58 | | Предложения со сложной синтаксической конструкцией (закрепление). | 1 | комбин. | 1. Проверка д/з. 2. Беседа. 3. Конструирование предл-ий | | самостоятельная работа | | § 13, упр. 171 | | |
59 | Развитие речи | Р. р. Изложение: С.Т. Коненков «Портрет Рахманинова». | 1 | контроль | 1. Речевая разминка. 2. Составление плана. | уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | изложение | | с. 73-75, читать | | |
60 | Языкознание (9) | Общие сведения о языке. | 1 | комбин. | 1. Сообщения уч-ся. | развивать устную речь | работа с учебником | | упр. 176 | | |
61 | | Русский литературный язык и его стили. | 1 | обобщение и систематизация знаний | 1. Беседа. 2. Разбор схемы. | уметь употреблять лексику, характерную для разных стилей | практическая работа | | подготовить доклад о ученом-русисте | | |
62 | | Наука о русском языке и ее разделы. Ученые-лингвисты. | 1 | обобщение и систематизация знаний | 1. Беседа. 2. Составление таблицы. | понимать роль рус. языка , знать его основные разделы | устный опрос | | упр. 191 | | |
63 | | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культуре речи. Анализ текста. | 1 | повтор. | 1. Проверка д/з. 2. Анализ текста | уметь использовать на практике основные правила орфографии и пунктуации ,уметь лингвистически анализировать текст | письменный опрос | | упр. 196 | | |
64 | | Правописание различных частей речи. | 1 | комбин. | 1. Беседа. 2. Лингвистичесий разбор. | уметь выполнять лингвистические разборы | самостоятельная работа | | упр. 259 | | |
65 | | Употребление знаков препинания. | 1 | комбин. | 1. Трениров упр. | уметь правильно употреблять знаки препиная | словарная работа | | упр. 297 | | |
66 | | Контрольная работа на тему «Повторение и систематизация изученного в 9 классе». | 1 | контроль | текст из ПП | знать материал, изученный в 9 классе | диктант | | § 1-15 | | |
67 | | Анализ контрольной работы. | 1 | контроль | 1. Трениров. упр. 2. Взаимоконтроль. | уметь осуществлять самоконтроль | словарная работа | | § 1-15 | | |
68 | | Заключительный урок. Подведение итогов года. | 1 | комбин. | 1. Беседа. | уметь использовать полученные знания на практике | диктант «Проверяю себя» | | | | |