СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка Эдварда Грига к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт"

Просмотр содержимого документа
«Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»»

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация

  2. Актуализация опорных знаний

- Какова роль музыки в драматических спектаклях?

- Назовите авторов музыки, написанной к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Перечислите созданные ими музыкальные жанры.

- Каким драматическим произведениям музыка помогла выйти на уровень мирового шедевра?

- Как называется цикл произведений, объединённых одним названием?

- Что такое увертюра?

3. Сообщение темы.

Сегодня мы:

  • продолжим работу по осознанию роли музыки в драматическом спектакле на примере музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;

  • поучимся понимать значимость музыки для возведения драматической пьесы на уровень мирового шедевра, как это произошло с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена;

  • закрепим знания о взаимодействии разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, кино).

Тема урока – «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

4. Основной этап

1) Посмотрите видеоролик о сюжете драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт»

https://www.youtube.com/watch?v=78AYm9l4dco


2) Слушание Увертюры (№1 из Первой сюиты). https://vk.com/video50859901_153648047


  • Есть в увертюре знакомые темы? Какие? Назовите их.

  • Какой эмоциональный настрой у слушателей и зрителей создаёт музыка увертюры?

3) «Утро» (№2 из Первой сюиты) https://www.youtube.com/watch?v=kAQ53oLTCjQ


- Подумаем теперь над такой проблемой: если пьеса «Утро» (№2 из Первой сюиты) выполняет в драме Ибсена роль лейтмотива, который несколько раз повторяется по ходу действия пьесы, то какую смысловую роль она играет для главного героя пьесы?

- Рисует не только образ пробуждающейся природы, но что особенно важно – образ далёкой Родины.

- Определите интонационную основу пьесы «Утро».

- Четырёхзвучная интонация.

4) Пьеса «В пещере горного короля»

А) Слушание. Музыкальный анализ:

- Каковы приёмы развития образа?

- Какие средства композитор для этого использует?

- Ярко выделяется динамика развития: от неторопливого шествия до дикой, безумной пляски троллей и жителей подземного царства.

https://www.youtube.com/watch?v=cqTw5vQvtu4

6) Танцевальная музыка сюиты - слушание. Обсуждение

- Прослушайте, сравните два танца: «Танец Анитры» https://www.youtube.com/watch?v=ngHJJQK-Ztc


(№4 из Первой сюиты) и «Арабский танец» (№2 из Второй сюиты). Вспомните и назовите сюжетные ситуации драмы Ибсена, в которых звучат эти танцы.

- Какие образные средства доказывают, что один из танцев – сольный, а другой – групповой?

- Как композитору удалось передать разные грани образа-портрета Анитры?

- Характер мелодики, ритмоинтонация, штрихи, фактура, трёхчастная форма, принцип её выстраивания – вариантность и контраст.

- Какие оркестровые краски создают национальный колорит в «Арабском танце»?

7) Слушание «Песни Сольвейг» (№4 из Второй сюиты) https://www.youtube.com/watch?v=Us8sy0_5NtI


- Прослушаем «Песню» в двух вариантах – инструментальном и вокальном. Ваша задача: выявить средства музыкальной выразительности, определить форму.

- Как композитор выразил контраст в создании образа Сольвейг? Проанализируйте интонационную основу мелодики, её жанровые признаки и различия, особенности фразировки, ритмическую основу средней части.

- Песенность и танцевальность. Минорный и мажорный лад.

- В средней части – ритм норвежского народного танца «Халлинг».

3) Вопросы для размышления

  • Почему музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена привлекает режиссёров балета?

  • Какие фрагменты музыки Грига вы предложили бы для создания танцевально-хореографических композиций? Аргументируйте своё мнение.

5.Итог. Вокально-хоровая работа

- В заключение сегодняшнего урока разучим песню, посвящённую тематике странствий, путешествий – «Цветные сны»

6. Домашнее задание

Записать в тетрадь тему и прослушанные произведения на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!