Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Цели и задачи:
- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;
- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;
- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;
- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;
- понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация
Актуализация опорных знаний
- Какова роль музыки в драматических спектаклях?
- Назовите авторов музыки, написанной к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Перечислите созданные ими музыкальные жанры.
- Каким драматическим произведениям музыка помогла выйти на уровень мирового шедевра?
- Как называется цикл произведений, объединённых одним названием?
- Что такое увертюра?
3. Сообщение темы.
Сегодня мы:
продолжим работу по осознанию роли музыки в драматическом спектакле на примере музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;
поучимся понимать значимость музыки для возведения драматической пьесы на уровень мирового шедевра, как это произошло с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена;
закрепим знания о взаимодействии разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, кино).
Тема урока – «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
4. Основной этап
1) Посмотрите видеоролик о сюжете драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт»
https://www.youtube.com/watch?v=78AYm9l4dco
2) Слушание Увертюры (№1 из Первой сюиты). https://vk.com/video50859901_153648047
Есть в увертюре знакомые темы? Какие? Назовите их.
Какой эмоциональный настрой у слушателей и зрителей создаёт музыка увертюры?
3) «Утро» (№2 из Первой сюиты) https://www.youtube.com/watch?v=kAQ53oLTCjQ
- Подумаем теперь над такой проблемой: если пьеса «Утро» (№2 из Первой сюиты) выполняет в драме Ибсена роль лейтмотива, который несколько раз повторяется по ходу действия пьесы, то какую смысловую роль она играет для главного героя пьесы?
- Рисует не только образ пробуждающейся природы, но что особенно важно – образ далёкой Родины.
- Определите интонационную основу пьесы «Утро».
- Четырёхзвучная интонация.
4) Пьеса «В пещере горного короля»
А) Слушание. Музыкальный анализ:
- Каковы приёмы развития образа?
- Какие средства композитор для этого использует?
- Ярко выделяется динамика развития: от неторопливого шествия до дикой, безумной пляски троллей и жителей подземного царства.
https://www.youtube.com/watch?v=cqTw5vQvtu4
6) Танцевальная музыка сюиты - слушание. Обсуждение
- Прослушайте, сравните два танца: «Танец Анитры» https://www.youtube.com/watch?v=ngHJJQK-Ztc
(№4 из Первой сюиты) и «Арабский танец» (№2 из Второй сюиты). Вспомните и назовите сюжетные ситуации драмы Ибсена, в которых звучат эти танцы.
- Какие образные средства доказывают, что один из танцев – сольный, а другой – групповой?
- Как композитору удалось передать разные грани образа-портрета Анитры?
- Характер мелодики, ритмоинтонация, штрихи, фактура, трёхчастная форма, принцип её выстраивания – вариантность и контраст.
- Какие оркестровые краски создают национальный колорит в «Арабском танце»?
7) Слушание «Песни Сольвейг» (№4 из Второй сюиты) https://www.youtube.com/watch?v=Us8sy0_5NtI
- Прослушаем «Песню» в двух вариантах – инструментальном и вокальном. Ваша задача: выявить средства музыкальной выразительности, определить форму.
- Как композитор выразил контраст в создании образа Сольвейг? Проанализируйте интонационную основу мелодики, её жанровые признаки и различия, особенности фразировки, ритмическую основу средней части.
- Песенность и танцевальность. Минорный и мажорный лад.
- В средней части – ритм норвежского народного танца «Халлинг».
3) Вопросы для размышления
Почему музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена привлекает режиссёров балета?
Какие фрагменты музыки Грига вы предложили бы для создания танцевально-хореографических композиций? Аргументируйте своё мнение.
5.Итог. Вокально-хоровая работа
- В заключение сегодняшнего урока разучим песню, посвящённую тематике странствий, путешествий – «Цветные сны»
6. Домашнее задание
Записать в тетрадь тему и прослушанные произведения на уроке