СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Шедевры мировой музыки: «Пер Гюнт» Э. Грига (Продолжение)» (2 класс)

Категория: Музыка
Тема: УРОК 6

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок-исследование. Урок-игра (с использованием средств ИКТ). Урок-творческий проект.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  2 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 1 четверти.

Об уроке. Методический комментарий к проведению

Данный урок-исследование является продолжением урока по теме: «Шедевры мировой музыки: Музыка Э. Грига», на котором дети знакомились с произведениями Э. Грига: «Я знаю одну маленькую девочку…» и «Утро», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Детям было дано домашнее задание: повторно внимательно прослушать музыкальные фрагменты  из сюиты «Пер Гюнт» Грига, изобразить  характер и настроение музыкальной картины «Утро» и разучить, спеть «Песню Сольвейг».

Настоящий урок-исследование проводится в игровой форме (геймификация урока): дети открывают (на компьютере) карту путешествия Пера Гюнта и жеребьёвкой выбирают свой маршрут его путешествия, где встречаются с героями сюиты: «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Возвращение Пера», «Смерть Озе». На уроке, работая в группах, дети прослушивают музыкальные фрагменты через наушники, используя компьютер (у каждой группы - свой фрагмент), определяют настроение музыкальных фрагментов и после обсуждения находят музыкальные инструменты, которые могут передать характер и настроение их музыки. Кнопки-ссылки с изображением шумовых и музыкальных инструментов и кликабельные значки «пение», «танец», «картина» расположены на игровом поле. Нажимая на соответствующий характеру музыки инструмент, дети «забирают его с собой». Если инструмент выбран неправильно, раздаётся резкий звук. Если же  игра на этом инструменте сможет создать соответствующий эмоциональный фон при передаче характера и настроения музыки, то инструмент отправляется в специальную коробку-корзину. Выбирая «песню», дети поют, «танец» - исполняют свою танцевальную композицию, пластикой передавая характер музыкального героя(-ев). Нажав на значок «картина», учащиеся могут продемонстрировать выполненные дома рисунки («Утро» - изображение  характера и настроения музыки в  рисунке) либо рассказать о возможной цветовой палитре другого музыкального фрагмента, напеть его мелодию, исполнить характерный танец.

Ведение урока учителем сопровождается соответствующими кадрами презентации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Шедевры мировой музыки: «Пер Гюнт» Э. Грига (Продолжение)» (2 класс)»

2 КЛАСС

Урок 6. Шедевры мировой музыки: «Пер Гюнт» Э. Грига (Продолжение)


Тип урока: Урок-исследование. Урок-игра (с использованием средств ИКТ). Урок-творческий проект.

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 14—27.

2. Рабочая тетрадь, с. 24—30.

3. Музыкальный материал: Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «В пещере горного короля», «Возвращение Пера» из сюиты «Пер Гюнт» // ЭФУ, с. 19—26; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 49—53, 59.


Образовательные цели урока: Понимание мысли о закономерности происхождения всеобщих для музыки жанров как средств выражения множества человеческих эмоциональных состояний, средств выражения отношения к жизненным проблемам. Умение размышлять музыкой о людях, о смысле жизни, о любви к родной земле и природе (на примере звучания музыки Грига). Раскрытие  взаимосвязи разных видов  искусств – музыки, литературы, живописи, танца, драматургии. Развитие способности детей не только эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства, но и попробовать себя в разных видах творчества.

Задачи:

- обогащать духовный мир учащихся посредством соприкасания с шедеврами музыкальной классики;

- формировать интерес к выдающимся музыкальным произведениям, способность эмоционально воспринимать эти художественные произведения, желание более углубленно их изучать;

- обобщить и закрепить знания детей о таких понятиях как: сюита; фрагмент музыкального произведения; танцевальность, песенность, маршевость;

- формировать навыки  разнообразной творческой деятельности: изобразительной, танцевальной, вокальной, драматической;

- развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом;

- развивать творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

- развивать умение выражать мысли и чувства через цвет, форму, через  движения, вокал, рисунок, эмоции;

- уметь взаимодействовать в группах, проявляя слаженность, взаимопонимание, трудолюбие.


Формирование  универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к различным видам  творчества;

- формирование чувства гордости от приобщения к мировым шедеврам.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- способность различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем умение ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

- развитие способности смыслового восприятия  музыки,  живописи, танца, вокала;

- умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии; прослеживать взаимосвязь произведений различных видов  искусства.

Коммуникативные УУД:

- формирование навыков адекватного использования коммуникативных (речевых) средств для решения различных коммуникативных задач; формирование умения овладевать диалогической формой коммуникации, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности; развитие умения работать в творческом союзе со сверстниками и взрослыми.


Об уроке. Методический комментарий к проведению

Данный урок-исследование является продолжением урока по теме: «Шедевры мировой музыки: Музыка Э. Грига», на котором дети знакомились с произведениями Э. Грига: «Я знаю одну маленькую девочку…» и «Утро», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Детям было дано домашнее задание: повторно внимательно прослушать музыкальные фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Грига, изобразить  характер и настроение музыкальной картины «Утро» и разучить, спеть «Песню Сольвейг».

Настоящий урок-исследование проводится в игровой форме (геймификация урока): дети открывают (на компьютере) карту путешествия Пера Гюнта и жеребьёвкой выбирают свой маршрут его путешествия, где встречаются с героями сюиты: «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Возвращение Пера», «Смерть Озе». На уроке, работая в группах, дети прослушивают музыкальные фрагменты через наушники, используя компьютер (у каждой группы - свой фрагмент), определяют настроение музыкальных фрагментов и после обсуждения находят музыкальные инструменты, которые могут передать характер и настроение их музыки. Кнопки-ссылки с изображением шумовых и музыкальных инструментов и кликабельные значки «пение», «танец», «картина» расположены на игровом поле. Нажимая на соответствующий характеру музыки инструмент, дети «забирают его с собой». Если инструмент выбран неправильно, раздаётся резкий звук. Если же игра на этом инструменте сможет создать соответствующий эмоциональный фон при передаче характера и настроения музыки, то инструмент отправляется в специальную коробку-корзину. Выбирая «песню», дети поют, «танец» - исполняют свою танцевальную композицию, пластикой передавая характер музыкального героя(-ев). Нажав на значок «картина», учащиеся могут продемонстрировать выполненные дома рисунки («Утро» - изображение  характера и настроения музыки в  рисунке) либо рассказать о возможной цветовой палитре другого музыкального фрагмента, напеть его мелодию, исполнить характерный танец.

Ведение урока учителем сопровождается соответствующими кадрами презентации.


ХОД УРОКА

1. Организация урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с музыкой Эдварда Грига и некоторыми фрагментами его сюиты «Пер Гюнт». Мы слушали  эти прекрасные произведения, изучали музыкальные приёмы, узнали новые термины (пьеса, сюита). Вы узнали, как можно настроение музыки изобразить на листе бумаги при помощи цвета и характера линий. Дома вы рисовали иллюстрации к музыкальному фрагменту этой сюиты под названием «Утро» и теперь все свои рисунки вы можете увидеть на стенде. Вы учили также песню влюблённой в Пера и ждущей его из странствий девушки по имени Сольвейг.

Сегодня мы продолжим разговор об этом очень интересном музыкальном произведении, путешествуя по местам следования Пера Гюнта, прослушаем музыку других героев произведения и попытаемся стать соавторами музыки великого норвежского композитора, проигрывая её на музыкальных инструментах, а также в пении, танце. Мы продолжим размышлять музыкой о людях, о смысле жизни, о любви к родной земле и природе, создав в конечном итоге свою музыкальную драму «Пер Гюнт».

На этом уроке  4 команды вашего класса покажут, насколько лучше других  они осознают и воспринимают музыку сюиты, понимают общие для всей музыки жанры как средство выражения разных человеческих эмоций и как выражение личного отношения к различным жизненным проблемам.

Наше исследование музыки Грига станет самым настоящим творческим проектом: театрализованной вокально-танцевальной драмой. Очень надеюсь,  что вам будет интересно, и вы оцените и полюбите это произведение так же, как многие люди во всём мире.  

Но обо всём по порядку. Выберем для себя места следования Пера, чтобы определиться с драматической ролью, какую будет играть каждая команда.

1-ая остановка – для команды, которая сможет первой ответить на вопрос, 2-ая – для команды, первой ответившей на следующий вопрос и т.д.

Какую же исследовательскую работу вы должны будете провести? Ваша задача – прослушать свой музыкальный фрагмент, рассказать о характере и настроении музыки, её жанровых характеристиках (песенность-танцевальность-маршевость), выбрать музыкальные инструменты для более эмоциональной передачи соответствующего музыкального образа, договориться о передаче своего музыкального образа через игру, пение, танец.

Внимание, команды! Выбираем свой маршрут!

Вопросы (жеребьёвка):

1) В какой далёкой северной стране жил и работал композитор Эдвард Григ? Охарактеризуйте её.

- Норвегия - красивая  северная страна, омываемая холодными водами трёх морей, со множеством озёр и извилистых заливов  горных побережий.

2) Какой подарок задумал сделать Григ маленькой дочери лесника, случайно встретившись с ней в лесу?

- Григ решил написать музыку о своей встрече с девочкой и красоте окружающей их родной природы.

3) Что услышала в музыке Грига пришедшая на концерт уже повзрослевшая девочка Дагни Педерсен?

- Дагни будто наяву услышала в звучащей на концерте музыке Грига шум родных лесов и задувание знакомого ветра, щебет птиц и шум моря и т.д.).

4) Что натолкнуло Пера Гюнта через многие-многие годы на мысль к возвращению домой?

- Как-то выйдя из пещеры, Пер увидел утреннее пробуждение горного леса, почувствовал его ароматы. И увидев, как всё живое радуется новому дню, как всё в природе наполнено любовью, Пер Гюнт затосковал  по родной деревне, по своей старенькой матери, вспомнил о бедной девушке Сольвейг, которая когда-то любила его. И у Пера защемило от тоски сердце. Он понял, что должен вернуться домой.

Итак, в соответствии с жеребьёвкой 1-ая команда отправляется по следам Пера в пункт с названием «Смерть Озе». У второй команды – музыкальное исследование пункта с названием «В пещере горного короля». Третья команда совершает остановку в пункте «Танец Анитры» и четвёртая команда исследует пункт следования Пера с названием «Возвращение Пера».

2. Основная часть. Исследование

Итак, садимся поудобнее, слушаем, смотрим, исследуем, высказываем своё отношение к исследуемой музыке и сочиняем!

Учащиеся, работая в группах, прослушивают свои музыкальные фрагменты (в наушниках) – 5-6 мин., после чего анализируют, советуются друг с другом при характеристике звучащего музыкального настроения, методом анализа и подбора выбирают соответствующие музыкальные инструменты, обдумывают танцевальные и пластические движения – 12-15 мин.


Проводится работа в группах, затем - музыкальный анализ:

1) Анализ прослушивания музыкальной картины «Смерть Озе»

Внимание! Слово 1-ой команде. Что вы можете рассказать о настроении своей музыкальной картины? Какие инструменты помогут вам передать настроение и музыкальный характер? Уместны ли здесь будут танцевальные движения?

- Музыка звучит медленно, мягко и одновременно тяжело, горько, печально и как-то мрачно.

- Мелодия льётся горестно, печально и строго. Темп – медленный, неторопливый, характер музыки – скорбный, лад – минорный. Монотонный и скованный ритм будто воссоздаёт характер траурного шествия. Если говорить о жанровой характеристике музыки, то здесь слышится маршевость-песенность. Вдруг музыка меняется на тихую, мягкую и будто просветлённую. В оркестре звучат струнные инструменты. Но музыка и здесь печальна и напряжённа. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и её движение будто застывает. Пьеса заканчивается грустными интонациями.

- Эта музыка трогает и потрясает силой своей скорби и боли, которые выражены поразительно просто и искренне.

- Чтобы передать характер этой траурной музыки, из музыкальных инструментов можно выбрать ударные – литавры, тарелки, но играть на них негромко, приглушённо. Танцевальные движения здесь неуместны.


2) Анализ прослушивания музыкальной картины «В пещере горного короля»

Передаём слово 2-ой команде. Что вы услышали в музыке? Какие инструменты выбрали для более эмоциональной передачи образа горного короля и его злобных троллей? Какие танцевальные движения их передают?

- Это музыкальное произведение исполняет симфонический оркестр. В самом начале музыка тихая, настороженная, достаточно медленная, звучит в низком регистре. Затем она постепенно меняется: усиливается звук, темп ускоряется, мелодия переходит в более высокий регистр.

- Музыка таинственная, мистическая, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая. Лад – минорный. Музыка строится на повторах одной темы с простым, незамысловатым мотивом. При повторении мелодия украшается в сопровождении новыми причудливыми фигурами, которые усиливают её динамику - динамика становится более насыщенной. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.

- Всё это создаёт образ неслаженной пляски горных чудовищ и лесной нечисти - ведьм, троллей, кобольдов и леших, их нарастающий галдёж, в итоге переходящий в ор. Фантастические обитатели тёмного королевства будто закружились в стремительном вихре. Но звуки оркестра вдруг резко прерываются. Звучащие музыкальные аккорды – как властные приказы пещерного повелителя – прерывают шабаш тёмных сил.

- Для передачи характера бешеной пляски подходят шумовые и ударные инструменты: барабаны, колотушки, «крутящиеся» трещотки. Движения – скачкообразные, размашистые и неуклюжие, прыжки.


3) Анализ прослушивания музыкальной картины «Танец Анитры»

Следующий пункт следования Пера - «Танец Анитры». 3-я команда, вам слово! Чем восточная красавица помимо пленительной внешности смогла очаровать Пера?

- Танец Анитры — будто нарисованный портрет прекрасной, очаровательной девушки-танцовщицы, - но портрет музыкальный. Музыка показывает не только дикую восточную красоту и изящество Анитры, но и её характер - весёлый, шаловливый и непостоянный.

- Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в средней части. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы - угадывается капризная смена настроений восточной красавицы.

- Это очень яркий женский образ, который не отличается благонравием, но является весьма привлекательным: красавица Анитра очень умна и коварна. Григ весьма искусно нарисовал портрет восточной прелестницы: это «сладкие речи» и изящный танец, живописно отображающий шаловливый и капризный характер дочери вождя арабского племени, её непостоянный, своевольный нрав.

- Музыка звучит очаровательно, легко, грациозно и красочно.

- Музыку этого танца можно украсить звучанием треугольника (у него звонкий тембр), имитирующем звучание женских украшений, и нежными, ажурными трелями колокольчиков, подобными сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.


4) Анализ прослушивания музыкальной картины «Возвращение Пера»

  • Вот мы и подошли к конечному пункту наших странствий с Пером – его возвращению. 4-я команда, охарактеризуйте музыкальную картину «Возвращение Пера»: какую картину вы представили? Каков характер этой музыки? Какое настроение? С помощью каких музыкальных средств передаётся характер и настроение музыки? Как охарактеризуете темп, ритм, динамику, тембр?

- Музыка звучит тревожно, взволнованно, настороженно и грозно. Темп – быстрый, стремительный, динамика – громкая. Слышны «возгласы» духовых инструментов. Похоже на картину какого-то стихийного бедствия – сильного и непредсказуемого!

- Благодаря приёмам звукоподражания и выразительным средствам, используемым композитором, мы как бы видим музыку. Гениальный композитор будто в звуках и красках блестяще «рисует» родную ему природу. И если на прошлом уроке мы видели при слушании музыки восходящее солнце, картину великолепного утреннего рассвета, то сейчас, наоборот, композитор изображает природную стихию – грозу, бурю, шторм и тем самым помогает нам услышать в музыке песню разбушевавшейся природы. Григ с помощью звуков очень талантливо передаёт грозовые раскаты, блеск молнии, шум деревьев и рокот морской волны.

- Эту драматическую атмосферу разыгравшейся природной стихии можно передать в рисунке с помощью цветовой палитры. Как будто по-настоящему мы слышим и видим перед собой картину моря – бурно вздымающегося и мрачно-серого. Кажется, будто звуки показывают, как поменялся даже цвет грозового неба. Он стал более тёмным и пугающим, сине-серым, фиолетовым и даже чёрным: оттенки стали более мрачными, более тёмными и глухими. Сильный и порывистый ветер, наверное, раскачивает ветви деревьев, кусты, траву, цветы у подножия суровых северных скал. Освещение также меняется, всё становится темнее, цвета тускнеют.

- Григ здесь использует природу не только для фона или декораций. Она у него здесь стала равноправным каким-то персонажем, а может, и центром внимания. Чтобы так точно изображать в звуках природу, безусловно, для этого композитор должен любить и чувствовать её. Свою любовь к природе автор передал в произведении для оркестра.

- Мы выбрали рисунок, чтобы в красках изобразить буйство природной стихии.

Учащиеся берут лист ватмана, краски и изображают настроение музыки в коллективном рисунке.


3. Рефлексия

Сегодня мы с вами в соавторстве с Эдвардом Григом создали свой творческий проект - целую музыкальную поэму-сюиту «Пер Гюнт»! Давайте послушаем и посмотрим - что же у нас получилось?

Звучит  Увертюра к сюите.

Учитель ведёт рассказ на фоне музыки Увертюры:

Началась эта история в далёкой северной стране с названием Норвегия. Великий  норвежский писатель Генрик Ибсен придумал  драму для театра, которую назвал «Пер Гюнт». Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. А такой же  великий норвежский композитор Эдвард Григ, увидев это произведение на сцене, написал  к нему музыку и назвал её  сюита «Пер Гюнт».

Рассказывается в этой драме-сюите о том, как в одной из норвежских деревень жил  со своей доброй матушкой бедный молодой человек, озорной и легкомысленный мечтатель-фантазёр, которого звали Пер Гюнт.

Пер был очень беден. Но случилось так, что он полюбил девушку из богатой семьи. Отец девушки был против того, чтобы Пер женился на его дочери,  и отдал её замуж за богатого человека.

Бедный Пер потерял голову от горя. Герой ввязывается в драку с кузнецом. На свадьбе он знакомится с Сольвейг и похищает со свадьбы невесту - свою любимую Ингрид, уводит её в горы и оставляет там, чтобы она не доставалась никому.

За этот ужасный поступок  жители деревни решили изгнать Пера. На Пера Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он, озлобленный на весь мир, собирается отправиться с тремя пастУшками в горы - отправиться скитаться по свету. Он твёрдо решил, что только тогда вернётся в свою деревню, когда станет очень богатым, и все пожалеют о том, что так поступили с ним.

Сердце его старой матери – Озе – не выдерживает переживаний от предстоящей разлуки с сыном и старая Озе умирает при прощании с ним, перед его отъездом, прямо на руках непутёвого сына.

...Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер! ...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...

Музыка Грига «Смерть Озе» - это невероятно лиричный и трагичный номер. В нём Григу удаётся передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению своего дальнего путешествия. Строгость и торжественность звучащих аккордов напоминает звучание церковного хора, сумрачный минор и медленный темп передают состояние горестного оцепенения. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала как символа смерти и конечности человеческого пути.

Но после нарастания скорби вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне:

Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,

С поклоном тебя пригласит он туда...

...Нельзя ли впустить мою мать поскорее?

Что скажешь на это, отец пресвятой?

...А я поручусь - в целом мире добрее,

Честнее не сыщешь души ни одной!

По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью, и вместе с тем чувственностью и возвышенной лирикой.

Последний мыслей ручеёк иссяк,

И свет земных надежд совсем угас,-

Я оборвал с недавним прошлым связь…

Но вновь я поднимаюсь к Небесам,

Вибрацией Любви Отца несомый

Туда, где Бог, где свет родного Дома

Путь восхожденья освещает нам

К истоку сущего, к Божественным стопам.

Инструментальное исполнение (тарелки, литавры) 1-й группой учащихся музыкальной картины «Смерть Озе».

Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждали приключения в разных странах.

Долго скитался Пер Гюнт.  И вот, бредя по фьордам (горным заливам), он провалился… в пещеру. Это была пещера горного короля, слугами которого были ведьмы, гномы и тролли, добывавшие и охранявшие сказочные сокровища этой пещеры.

Горный король предложил Перу  остаться у него и заработать себе богатство.  Бедняк Пер согласился, несмотря на  жуткое условие короля – Пер должен был  разрезать себе рот, чтобы стать похожим на безобразных троллей. Но ведь он так хотел стать богатым во что бы то ни стало! Тролли окружают парнишку, их король заклинает его: «Будь всегда собой доволен».

Учащиеся 2-ой группы исполняют танцевальную композицию «В пещере горного короля», дополняя её игрой на выбранных ударных и шумовых инструментах.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Много на своём пути пришлось ему повидать и испытать. Приключения преследовали его на каждом шагу. Так, направляясь в Египет, герою пришлось облачиться в восточные одежды и путешествовать по пустыне Сахара. Остановившись на одном из оазисов, он встретил бедуинов, которые приняли его за особенного человека – праведника и пророка. Впрочем, дочь вождя арабов–кочевников - хитроумная восточная красавица Анитра - раскусила лжеправедника. Она завлекла и очаровала Пера своими прелестями для того, чтобы обманом обобрать его. Коварной обольстительнице удалось выманить у героя все деньги, а также драгоценности и оставить его ни с чем.

Свою танцевальную композицию «Танец Анитры» учащиеся-исследователи данной музыки дополняют игрой на треугольниках и колокольчиках.

Годы странствий не обогатили Пера, но наложили на него видимый след: он постарел, волосы его поседели, спина сгорбилась. Пер растратил свои душевные силы, совесть его отягчена преступлениями, он почти нищ. И вот он решил вернуться обратно. Несчастным стариком возвращается он на родину. На последние, оставшиеся у него, скопленные деньги Пер покупает себе корабль, накупает подарков и с сундуком сокровищ  отправляется на родину. Но и здесь его ждут трудности, в пути  корабль попадает в шторм. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются всё выше и выше. Это стихийное бедствие использовано как аллегория личной трагедии: жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Этот музыкальный номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией: странствующий Пер Гюнт несколько раз наживал нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Шторм разбивает корабль о скалы, гибнут его богатства, а с ними и мечты о новой жизни. Сам Пер,  чуть не утонув, всё же  спасается. Он выбирается на берег. Израненный и оборванный, он приходит в свою деревню.

«Возвращение Пера Гюнта» — картина, живописующая бурю на море у побережья Норвегии, является драматическим центром как сюиты, так и всей музыки к драме. Фанфарные возгласы, взволнованные тремоло струнных, их хроматические пассажи не только воссоздают картину разбушевавшейся стихии, но несут и символический смысл жизненной катастрофы человека, который всегда шёл обходными путями.

Учащиеся 4 группы выставляют на стенд под музыку Грига свою живописную композицию «Возвращение Пера».

Почти всю свою жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Терзаемый совестью, Пер Гюнт стариком возвращается на родину. Он попадает в лес, где некогда он жил, изгнанный из родной деревни. Там он узнаёт, что девушка Сольвейг состарилась, любя его всю жизнь и оставшись ему верной. Все эти годы она ждала Пера здесь, в его избушке, и верила, что Пер Гюнт вернётся. Сольвейг  очень любила Пера. Она молилась за него, и её молитва оберегала и спасала путешественника. Годы шли, молодость уходила, а верная  Сольвейг  ждала, ждала, ждала…

Бесконечная духовная красота и сила Сольвейг пробуждают в Пере глубокое осознание утраты своей жизни, своего человеческого «я»:

Она сохранила, а он расточил...

О, если бы можно начать всё сначала...

Пер Гюнт возвратился в родную деревню, чтобы умереть на руках Сольвейг; её любовь приносит ему прощенье:

…Простила, ты его простила.

…Любила, ты его любила.

…А время все обиды смыло...

В образе Пера Гюнта Ибсен разоблачает таких людей, у которых отсутствует понимание прекрасного и отрицание мелкого, косного, таких людей, у которых мечта и стремление не претворяются в действие, в борьбу за достижение жизненного идеала.

П р и д у м а т ь это, этого ж е л а т ь,

Хотеть... но — с д е л а т ь? Нет, не понимаю.

Эти слова Пера Гюнта являются ключом к пониманию его образа. Пер трактован Ибсеном многопланово. Пер — фантазёр и мечтатель, почти поэт, ведь силой своего воображения он умеет заставить людей перенестись в вымышленный им мир. Но ни морально, ни этически Пер неустойчив в своих стремлениях и поступках: Пер понимает чистоту, душевную красоту Сольвейг и, любя её, бежит от неё, потому что совесть его отягчена многими проступками. Пер не признаёт критериев нравственности и долга, его поступками движет лишь чувство эгоизма.

Богатому сложными переживаниями образу «не нашедшего самого себя» Пера Гюнта противостоит в драме скромный и возвышенный образ Сольвейг — воплощение душевной чистоты, любви, силы духа. Всю свою жизнь она провела в ожидании своего возлюбленного. И для неё он всегда будет оставаться самим собой.

У этой истории печальный конец: Пер Гюнт  умирает на руках  бедной Сольвейг, которая, наконец, дождалась своего любимого и сразу потеряла его.

Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту Грига. Двое на пустой дороге встретились, спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождётся Пера Гюнта. Изящная, нежная музыка наполнена искренностью. В её образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот что характеризует героиню.

Давайте и мы завершим нашу музыкальную поэму-сюиту песней Сольвейг.


Исполнение «Песни Сольвейг» - все участники творческого проекта-игры.


4. Итог

Да, у этой истории печальный конец.

Но она учит  нас  тому, что ни одно богатство в мире не стоит слёз близких тебе людей, ни одни сокровища  в мире не стоят тепла материнских рук. Нельзя променять любовь на все сокровища мира.

Пер Гюнт потратил свою жизнь на поиски богатства, которое не принесло ему счастья, а лишь  сделало несчастными его самого и тех людей, которые его любили. Ведь звон золотых монет не может сравниться  с  тихим биением любящего сердца.


5. Домашнее задание

Изобразить в рисунке понравившийся музыкальный фрагмент. Повторять, выразительно исполнять «Песню Сольвейг».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!