СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК.03.02 Основы дирижирования для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.03.02  Основы дирижирования  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано).

 

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано) МДК.03.02 Основы дирижирования  является частью ПМ.03 Организационная деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

целью курса является:

- расширение профессионального кругозора студентов:

- формирование дирижерского комплекса;

- формирование способности ориентироваться в различных оркестровых стилях.

задачами курса являются:

- освоение технических мануальных средств дирижирования;                   

- формирование практических навыков дирижирования;

- формирование у студентов широкого музыкального кругозора: знакомство с образцами русской, зарубежной и современной музыки;

- развитие художественного вкуса, чувства стиля, оркестрового мышления, воспитание творческой воли;

- обучение студентов навыкам, приемам и методам изучения партитур для ансамбля, народного и симфонического оркестров, партитур для солиста с оркестром.

Результатом освоения курса является овладение основами техники дирижирования в объеме, необходимом для ведения выпускником исполнительской деятельности  в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях в качестве руководителя творческого коллектива, приобретение навыков исполнения оркестровых партитур на фортепиано, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

 ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально – исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно – тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • чтение с листа   музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля;
  • исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах;
  • сочинения и импровизации;

уметь:

  • использовать комплекс  технических мануальных средств дирижирования в практической работе с оркестром;
  • ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;
  • делать анализ стилистических особенностей различных оркестровых школ и стилей.

знать:

  • художественно-исполнительские возможности оркестровых инструментов;
  • закономерности развития выразительных и технических возможностей оркестровых инструментов;
  • профессиональную терминологию.

 

1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность:

 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 107 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 71 час;

Самостоятельная работа обучающегося  36 часов.

Зачёт - 8 семестр.

Контрольные работы – 5,6,7 cеместры.

 

 

Виды учебной работы и отчётности

  • занятия с педагогом в классе (дирижирование оркестровыми произведениями в исполнении на фортепиано);
  • пассивная дирижерская практика (посещения репетиций, прослушивание записей и т.д.);
  • теоретический анализ и аннотации исполняемых произведений;
  • самостоятельная работа;
  • исполнительская практика.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на    уроках, контрольных уроках, зачете.

Результаты ответов фиксируются:

  • в журналах преподавателя;
  • зачетной книжке;
  • индивидуальных планах  обучающегося.

  В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся контрольные уроки в конце месяца, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

  Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.

 

1.5. Материально-техническое обеспечение курса

Освоение междисциплинарного курса МДК.03.02 Дирижирование на основании стандарта требует наличия в образовательном учреждении инструмента: рояль, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.

 

 

2. Тематический план междисциплинарного курса

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Макс.

Обяз.

Самос.

III курс, V семестр

 

Введение

3

2

1

1.

Элементарные основы

техники дирижирования:

а). Постановка дирижерского аппарата.

б). Основные схемы дирижирования

в). Дирижирование в классе по клавиру.

21

14

 

7

 

 

III курс,VI семестр

2.

Совершенствование техники дирижирования. Знакомство с партитурой.

Изучение особенностей работы с партитурой для оркестра народных инструментов.

 

30

 

20

 

10

 

Итого:

54

36

18

IV курс,VII семестр

3.

Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование в классе по партитуре народного оркестра. 

24

16

8

IV курс,VIII семестр

4.

Совершенствование техники дирижирования. Дирижирование аккомпанементом по партитуре.

28

19

9

 

Итого:

52

35

17

 

ВСЕГО  по курсу:

107

71

36

             

 

3. Содержание междисциплинарного курса

 

III курс, 5 семестр

Введение.

Дирижирование как исполнительское искусство. Дирижер - лидер творческого коллектива, организатор и педагог, его профессиональные и личностные качества.

Краткая история дирижирования. Сущность процесса дирижирования. Основные особенности дирижирования народным оркестром. Выдающиеся русские, российские и зарубежные дирижеры. Из истории создания оркестра русских народных инструментов. Профессиональные и самодеятельные оркестры русских народных инструментов известны в России и зарубежном.

Основы дирижерской техники. Постановке дирижерского аппарата (положение рук, корпуса, головы, ног).

Строение дирижерского жеста. Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования. Показ начала и снятия звучания. Тактирование и его отличие от дирижирования.

Основные схемы дирижирования на 2,3,4 (изучение схем целесообразно начинать с 4-х долей).

Связь дирижерского жеста с темпом, характером музыки, динамикой и ритмическим рисунком. Фразировке. Штрихи. Паузы.

Средства дирижерской выразительности. Функции правой и левой руки. Развитие координации и независимости в движении рук.

 

Тема 1. Элементарные основы техники дирижирования.

1.  Постановка дирижёрского аппарата (положение рук, корпуса, головы, ног). Упражнения для начинающего обучения дирижированию.

2.  Строение дирижёрского жеста.

3.  Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования. Показ начала и снятия звучания.

4.  Тактирование и его отличие от дирижирования.

5.  Функции рук в дирижировании. Развитие автономности рук.

6.  Изучение схем дирижирования на 4, 3, 2.

7.  Связь дирижёрского жеста с темпом, характером музыки, динамикой и ритмическим рисунком.

8.  Исполнение пауз.

 

III курс, 6 семестр

Тема 2. Совершенствование техники дирижирования. Изучение особенностей работы с партитурой для оркестра народных инструментов.

1.  Штрихи в дирижировании.

2.  Разновидности ауфтактов (начальный, междольный).

3.  Затакт (полный, неполный).

4.  Фермата, её основные виды, приёмы снятия.

5.  Техника показа изменения динамики.

6.  Схемы тактирования 5-и, 6-и дольных размеров.

7.  Партитура, её виды, формы записи. Изучение партитур для ансамбля и оркестра народных инструментов, оркестра баянов. Расположение инструментов в оркестре. Выявление главных и побочных элементов партитуры.

8.  Дирижирование 7, 8, 9-ти дольными размерами.

9.  Дробление долей такта в связи темпом и ритмической структурой произведения.

10.  Принципы выбора схемы дирижирования.

11.  Люфт – пауза. Генеральная пауза.

12.  Синкопа.

13.  Назначение дирижёрской палочки.

         Работа над партитурой включает в себя изучение гармонического и мелодического языка, формы произведения и структуры его отдельных частей, тонального плана, состава оркестра, особенности инструментовки, фактуры и т.д.

IV курс, 7 семестр

Тема 3. Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование в классе по партитуре народного оркестра.

1.  Дирижирование 7, 8, 9-ти дольными размерами.

2.  Дробление долей такта в связи темпом и ритмической структурой произведения.

3.  Принципы выбора схемы дирижирования.

4.  Люфт – пауза. Генеральная пауза.

5.  Синкопа.

6.  Назначение дирижёрской палочки.

IV курс 8 семестр

Тема 4. Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование аккомпанементом по партитуре.

1.  Дирижирование 12-ти дольного размера.

2.  Переменные размеры.

3.  Дирижирование на «раз».

4.  Темповые изменения в технике дирижирования.

5.  Дуольный и триольный рефлекс (ритмизованная отдача).

6.  Дирижирование аккомпанементом.

         VIII семестр, является подведением итогов полученных знаний и завершающим этапом изучения дисциплины дирижирование, в рамках среднего звена профессионального музыкального образования. На данном этапе обучения происходит комплексное понимание работы с оркестровой партитурой через полученные знания и навыки. Студент, обладающий навыками дирижирования и работы с партитурой в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста в качестве руководителя оркестра и камерного ансамбля народных инструментов в детских музыкальных школах, является качественно ориентирован на развитие творческого потенциала музыканта академической направленности.

 

 

4. Контрольные требования междисциплинарного курса

 

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации

 

  Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК 03. 02 Дирижирование

профессионального модуля ПМ.03 Исполнительская деятельность направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме контрольных уроков, зачета и экзамена:

Дирижирование:

5, 6, 7  семестры – контрольный урок; 8 семестр – зачет.

В 5-8 семестрах студент разучивает 4-5 произведений по клавиру, а затем по партитуре народного оркестра. Количество пройденных произведений зависит от индивидуальных способностей студента, сложности и объема произведения.

На контрольных уроках проводится текущий контроль знаний студентов. Систематичность контроля способствует интенсивности работы студентов, стимулирует их учебную деятельность.

Параллельно с этим на каждом уроке проводится текущий контроль за успеваемостью студентов. Систематичность контроля способствует интенсивности работы студентов, стимулирует их учебную деятельность.

На контрольных уроках и зачете студенты должны представить произведение по клавиру (партитуре), ответить на вопросы: об авторе произведения, его творчестве, о стиле и жанре произведения, о музыкальных образах произведения.

По окончании каждого семестра по дисциплине «Дирижирование» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости студента.

 

Требования к контрольному уроку в конце 5 семестра

 

 1.  Продирижировать двумя разнохарактерными пьесами с различным рамером (2-х, 3-х, 4-х дольные) по клавиру.

2.  Устная аннотация на исполняемые произведения по плану:

1)  творческий и жизненный путь композитора.

2)  анализ исполняемых произведений (метр, тональный план, формы, музыкальные термины, штрихи, динамика, ритмические рисунки, цезуры, ферматы);

3)  художественное содержание произведения;

4)  особенности дирижёрской техники в исполняемых произведениях.

3.  Ответить на вопросы коллоквиума по дирижёрской специальности.

Список вопросов для коллоквиума:

1.  Дирижёрский аппарат.

2.  Отличие тактирования от дирижирования.

3.  Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования.

4.  Функции рук в дирижировании.

5.  Знание иностранных терминов.

Требования к контрольному уроку в конце 6 семестра

  1. Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями с различным размером по клавирам. Одно произведение можно по партитуре для ансамбля народных инструментов.
  2. Устная аннотация на исполняемые произведения.
  3. Ответить на вопросы коллоквиума.

Список вопросов для коллоквиума:

1.  Дирижёрский аппарат.

2.  Ауфтакт, его разновидности.

3.  Функции рук в дирижировании.

4.  Техника показа изменения динамики.

5.  Схемы тактирования 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти дольных размеров.

6.  Штрихи в дирижировании.

7.  Партитура: её виды, формы записи.

8.  Творчество В.В. Андреева.

Требования к контрольному уроку в конце 7 семестра

  1. Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями с различным размером: одно – по клавиру, другое – по партитуре для оркестра русских народных инструментов.
  2. Устная аннотация на исполняемые произведения.
  3. Ритмические этюды.
  4. Коллоквиум по изученным темам.

Список вопросов для коллоквиума:

1.  Схемы дирижирования.

2.  О дирижёрской палочке.

3.  Партитура, её виды, формы записи.

4.  Характеристика групп инструментов оркестра народных инструментов.

5.  Итальянская терминология темповых и динамических обозначений.

Требования к зачету в конце 8 семестра

Экзамен представляет собой итоговую проверку знаний по дисциплинам: дирижирование, изучение оркестрового репертуара и чтение оркестровых партитур. На экзамене студент должен продемонстрировать 2 разнохарактерных произведения, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения, техническими приемами дирижирования, составом оркестра и задачами руководителя оркестра, прочитать с листа фрагмент партитуры для народного или симфонического оркестра.

1.  Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями для оркестра народных инструментов.

2.  Устная аннотация на исполняемые произведения.

3.  Ответить на вопросы коллоквиума по дирижёрской специальности по всем пройденным темам.

Список вопросов для коллоквиума:

1.  Дирижёрская техника (мануальная техника, жест, мимика, постановка корпуса, свобода рук дирижёра).

2.  Замедление, ускорение, внезапная смена темпов в технике дирижирования.

3. Техника показа изменения динамики.

4.  Функции левой руки (показ изменения динамики, фразировка, показ вступления, смена гармонии и др.)

5.  Особенности дирижирования аккомпанементом.

6.  Выдающиеся дирижёры прошлого и современности.

 

Примерная программа к зачету:

I вариант:

1. Григ Э. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

2. В. Городовская. Фантазия на две русский народные песни.

II вариант:

1. П. Чайковский. Интродукция к балету «Лебединое озеро».

2. Н. Будашкин. «Сказ о Байкале».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный репертуарный список

 

5 семестр

 

Бизе Ж.

Адажиетто из музыки к драме  А. Доде «Арлезианка» (16)

Гайдн Й.

Соната № 11. Менуэт (21)

Глинка М.

Андалузский танец

Мазурка ля минор (25)

Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» (23)

Глиэр Р.

Соч. 43  № 7  Ариетта

Танец голландских моряков из балета «Медный всадник» (21)

Гречанинов А.

«Со вьюном я хожу» /обработка русской народной песни/

Соч.  123. Бусинки: Грустная песенка

Соч. 3. Пастели: Жалоба (30)

Григ Э.

«Смерть Озе» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (32)

Соч. 12   Патриотическая песня

Соч. 38   Народный напев (31)

 Кабалевский Д.

Соч. 27.  Песенка. Старинный танец. Печальная история (41)

Калинников В.

Русское интермеццо (42)

Лядов А.

8 русских народных песен:

Соч. 39 №  2.  Прелюдия (44)

Моцарт В.

Сонатина Ре мажор,ч. 1.

Андантино Ми  мажор

6 немецких танцев: № 1  До мажор

4 немецких танца:   № 2 Ре мажор

8 менуэтов:  № 4  Фа мажор, № 8 Соль мажор (46)

Мясковский Н.

Соч. 74  № 3.  В драме

Соч. 31  № 3   Пожелтевшие страницы

Соч. 43  № 8   Полевая песня (51)

Прокофьев С.

Фортепианный цикл «Детская музыка». Марш.

Песня без слов ля минор (56)

Римский-Корсаков Н.

Сб. «100 русских народных песен»: «У ворот сосна раскачалася», «Ай, на горе дуб»», «Ходила младёшенька по борочку» (60)

Чайковский П.

Соч. 40 № 2.  Грустная песенка

Детский альбом:  Утреннее размышление. Полька, Камаринская, Сладкая грёза

Сб. «10 русских народных песен»: «Не тесан терем», «Не разливайся, мой тихий Дунай», «Катенька весёлая», «Как по лугу, по лужочку» (74)

Шостакович Д.

Балетная сюита: Танец-скакалка, Танец Ля мажор

Ноктюрн Ля мажор

Контрданс из кинофильма «Овод» (85)

Шуберт Ф.

Вальс си минор

Соч. 94 № 3  Музыкальный момент фа минор

Военный марш (83)

Шуман Р.

Соч. 68.  Альбом для юношества.  Северная  песня. Незнакомец (84)

 

6 семестр

 

Балакирев М.

«Подуй, подуй непогодушка» /обр. русской народной песни/ (37)

Бетховен Л.

Сонаты:  № 8, ч. 2; № 11  /Менуэт/;  № 14, ч. 1

Соч. 49  № 2 /Менуэт/

 

Сонаты: № 2 /Ларго/, № 4 /Ларго/ (15)

Бизе Ж.

Антракт к III действию оперы «Кармен»

 

Увертюра и антракт ко II действию оперы «Кармен» (17)

Бородин А.

Хор поселян из оперы «Князь Игорь»

Маленькая сюита. Грёзы. (18)

Верди Дж.

Вступление к опере «Травиата» (19)

Гайдн Й.

Соната № 7, ч. 1 (21)

Глазунов А.

Романеска и пиццикато из балета «Раймонда»

Гавот из балета «Барышня – служанка» (28)

Глинка М.

Хор девушек из оперы «Иван Сусанин»

/«Разгулялися, разливалися»/ (24)

Хор из оперы «Руслан и Людмила»   /«Не тужи, дитя родимое»/ (23)

Глинка М.

Ноктюрн «Разлука» (25)

Глиэр Р.

Соч. 43 № 4. Утро

Соч. 47 № 3  Эскиз

Соч. 31 № 1  Прелюдия

Танец трёх озорных девушек из балета «Медный всадник» (27)

 

Хоровод, Танец на площади, Гимн  Великому  городу из балета «Медный всадник» (26)

Соч. 26 № 4.  Простая песенка (27)

Гречанинов А.

Соч. 3. Пастели: Осенняя песенка (30)

Григ Э.

Соч. 28  № 3.  Листок из альбома

Соч. 34.  Элегические мелодии:  Раны сердца

Последняя весна

Соч. 35.  Норвежские танцы:  №№ 1, 2, 3

Соч. 38  Лирические пьесы:  Колыбельная, Элегия

Соч. 43  Лирические пьесы:  Странник (31)

 

Соната ми минор /Менуэт/

Соч. 71  № 3  Кобольд

«Утро» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Лирическая пьеса (32)

Гурилёв А.

Полька – мазурка (37)

Дворжак А.

Соч. 101  № 7.  Юмореска (35)

Делиб Л.

Пиццикато из балета «Сильвия» (37)

Ипполитов-Иванов М.

Хор «Ночь» (37)

Кабалевский Д.

Соч. 27  Новелла, Воинственный танец (41)

Калинников В.

Грустная песенка (37)

Лядов А.

Соч. 31  Прелюдия № 2

Соч. 40  Прелюдия № 3

8 русских народных песен: Колыбельная, Протяжная

Прелюдии:  ми бемоль, си бемоль минор (43)

Мелартин Э.

Колыбельная песня (37)

Мендельсон Ф.

Песни без слов:

Соч. 38 № 17; соч. 30 № 9; соч. 53  №№  2, 22 (45)

 

Песни без слов: № 6, № 48

Моцарт В.

Сонаты:  № 5, ч. 1;  № 14, ч. 1, № 15, ч. 1

 

Соната № 4  /Менуэт № 1/

Соната № 20  /Менуэт/

Маленькая ночная серенада:  Менуэт

Соната Ля  мажор

Колыбельная

Сонатина До мажор, ч. 1

Два танца: Фа мажор и Си бемоль мажор (46)

Мусоргский М.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (37)

 

Раздумье

Песня Марфы из оперы «Хованщина» (49)

Картинки с выставки

Картинки с выставки:   Прогулка, Старый замок

Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Катакомбы (50)

Мясковский   Н.

Соч. 25  № 3.  Причуды

Соч. 29      Воспоминания:  Напев (51)

Прокофьев С.

Соч. 32 № 3.  Гавот (56)

 

Гавот из Классической симфонии

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК.03.02 Основы дирижирования для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано) углубленной подготовки»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК.03.02 Основы дирижирования

для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов: Фортепиано)

углубленной подготовки

















г. Суджа – 2022 г.

Одобрена предметно - цикловой комиссией «Фортепиано»


Протокол № __

от «__» _______________20___г.


Председатель

___________________/А.Н. Моисеева/

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано)


Заместитель директора по учебной работе

__________________ /О.Г. Шатилова/


















Автор: О.Г. Шатилова – преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».





Рецензент: А.Н. Моисеева – председатель предметно-цикловой комиссии «Фортепиано» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.03.02 Основы дирижирования является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано).


1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано) МДК.03.02 Основы дирижирования является частью ПМ.03 Организационная деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

целью курса является:

- расширение профессионального кругозора студентов:

- формирование дирижерского комплекса;

- формирование способности ориентироваться в различных оркестровых стилях.

задачами курса являются:

- освоение технических мануальных средств дирижирования;

- формирование практических навыков дирижирования;

- формирование у студентов широкого музыкального кругозора: знакомство с образцами русской, зарубежной и современной музыки;

- развитие художественного вкуса, чувства стиля, оркестрового мышления, воспитание творческой воли;

- обучение студентов навыкам, приемам и методам изучения партитур для ансамбля, народного и симфонического оркестров, партитур для солиста с оркестром.

Результатом освоения курса является овладение основами техники дирижирования в объеме, необходимом для ведения выпускником исполнительской деятельности в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях в качестве руководителя творческого коллектива, приобретение навыков исполнения оркестровых партитур на фортепиано, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:





В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально – исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно – тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • чтение с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

  • репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля;

  • исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах;

  • сочинения и импровизации;

уметь:

  • использовать комплекс технических мануальных средств дирижирования в практической работе с оркестром;

  • ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;

  • делать анализ стилистических особенностей различных оркестровых школ и стилей.

знать:

  • художественно-исполнительские возможности оркестровых инструментов;

  • закономерности развития выразительных и технических возможностей оркестровых инструментов;

  • профессиональную терминологию.


1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность:


Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 107 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 71 час;

Самостоятельная работа обучающегося 36 часов.

Зачёт - 8 семестр.

Контрольные работы – 5,6,7 cеместры.



Виды учебной работы и отчётности

  • занятия с педагогом в классе (дирижирование оркестровыми произведениями в исполнении на фортепиано);

  • пассивная дирижерская практика (посещения репетиций, прослушивание записей и т.д.);

  • теоретический анализ и аннотации исполняемых произведений;

  • самостоятельная работа;

  • исполнительская практика.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на уроках, контрольных уроках, зачете.

Результаты ответов фиксируются:

  • в журналах преподавателя;

  • зачетной книжке;

  • индивидуальных планах обучающегося.

В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся контрольные уроки в конце месяца, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.


1.5. Материально-техническое обеспечение курса

Освоение междисциплинарного курса МДК.03.02 Дирижирование на основании стандарта требует наличия в образовательном учреждении инструмента: рояль, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.



2. Тематический план междисциплинарного курса


п/п

Наименование тем

Количество часов

Макс.

Обяз.

Самос.

III курс, V семестр


Введение

3

2

1

1.

Элементарные основы

техники дирижирования:

а). Постановка дирижерского аппарата.

б). Основные схемы дирижирования

в). Дирижирование в классе по клавиру.

21

14


7



III курс,VI семестр

2.

Совершенствование техники дирижирования. Знакомство с партитурой.

Изучение особенностей работы с партитурой для оркестра народных инструментов.


30


20


10


Итого:

54

36

18

IV курс,VII семестр

3.

Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование в классе по партитуре народного оркестра. 

24

16

8

IV курс,VIII семестр

4.

Совершенствование техники дирижирования. Дирижирование аккомпанементом по партитуре.

28

19

9


Итого:

52

35

17


ВСЕГО по курсу:

107

71

36


3. Содержание междисциплинарного курса


III курс, 5 семестр

Введение.

Дирижирование как исполнительское искусство. Дирижер - лидер творческого коллектива, организатор и педагог, его профессиональные и личностные качества.

Краткая история дирижирования. Сущность процесса дирижирования. Основные особенности дирижирования народным оркестром. Выдающиеся русские, российские и зарубежные дирижеры. Из истории создания оркестра русских народных инструментов. Профессиональные и самодеятельные оркестры русских народных инструментов известны в России и зарубежном.

Основы дирижерской техники. Постановке дирижерского аппарата (положение рук, корпуса, головы, ног).

Строение дирижерского жеста. Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования. Показ начала и снятия звучания. Тактирование и его отличие от дирижирования.

Основные схемы дирижирования на 2,3,4 (изучение схем целесообразно начинать с 4-х долей).

Связь дирижерского жеста с темпом, характером музыки, динамикой и ритмическим рисунком. Фразировке. Штрихи. Паузы.

Средства дирижерской выразительности. Функции правой и левой руки. Развитие координации и независимости в движении рук.


Тема 1. Элементарные основы техники дирижирования.

1. Постановка дирижёрского аппарата (положение рук, корпуса, головы, ног). Упражнения для начинающего обучения дирижированию.

2. Строение дирижёрского жеста.

3. Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования. Показ начала и снятия звучания.

4. Тактирование и его отличие от дирижирования.

5. Функции рук в дирижировании. Развитие автономности рук.

6. Изучение схем дирижирования на 4, 3, 2.

7. Связь дирижёрского жеста с темпом, характером музыки, динамикой и ритмическим рисунком.

8. Исполнение пауз.


III курс, 6 семестр

Тема 2. Совершенствование техники дирижирования. Изучение особенностей работы с партитурой для оркестра народных инструментов.

1. Штрихи в дирижировании.

2. Разновидности ауфтактов (начальный, междольный).

3. Затакт (полный, неполный).

4. Фермата, её основные виды, приёмы снятия.

5. Техника показа изменения динамики.

6. Схемы тактирования 5-и, 6-и дольных размеров.

7. Партитура, её виды, формы записи. Изучение партитур для ансамбля и оркестра народных инструментов, оркестра баянов. Расположение инструментов в оркестре. Выявление главных и побочных элементов партитуры.

8. Дирижирование 7, 8, 9-ти дольными размерами.

9. Дробление долей такта в связи темпом и ритмической структурой произведения.

10. Принципы выбора схемы дирижирования.

11. Люфт – пауза. Генеральная пауза.

12. Синкопа.

13. Назначение дирижёрской палочки.

Работа над партитурой включает в себя изучение гармонического и мелодического языка, формы произведения и структуры его отдельных частей, тонального плана, состава оркестра, особенности инструментовки, фактуры и т.д.

IV курс, 7 семестр

Тема 3. Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование в классе по партитуре народного оркестра.

1. Дирижирование 7, 8, 9-ти дольными размерами.

2. Дробление долей такта в связи темпом и ритмической структурой произведения.

3. Принципы выбора схемы дирижирования.

4. Люфт – пауза. Генеральная пауза.

5. Синкопа.

6. Назначение дирижёрской палочки.

IV курс 8 семестр

Тема 4. Совершенствование техники дирижирования.

Дирижирование аккомпанементом по партитуре.

1. Дирижирование 12-ти дольного размера.

2. Переменные размеры.

3. Дирижирование на «раз».

4. Темповые изменения в технике дирижирования.

5. Дуольный и триольный рефлекс (ритмизованная отдача).

6. Дирижирование аккомпанементом.

VIII семестр, является подведением итогов полученных знаний и завершающим этапом изучения дисциплины дирижирование, в рамках среднего звена профессионального музыкального образования. На данном этапе обучения происходит комплексное понимание работы с оркестровой партитурой через полученные знания и навыки. Студент, обладающий навыками дирижирования и работы с партитурой в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста в качестве руководителя оркестра и камерного ансамбля народных инструментов в детских музыкальных школах, является качественно ориентирован на развитие творческого потенциала музыканта академической направленности.



4. Контрольные требования междисциплинарного курса


Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК 03. 02 Дирижирование

профессионального модуля ПМ.03 Исполнительская деятельность направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме контрольных уроков, зачета и экзамена:

Дирижирование:

5, 6, 7 семестры – контрольный урок; 8 семестр – зачет.

В 5-8 семестрах студент разучивает 4-5 произведений по клавиру, а затем по партитуре народного оркестра. Количество пройденных произведений зависит от индивидуальных способностей студента, сложности и объема произведения.

На контрольных уроках проводится текущий контроль знаний студентов. Систематичность контроля способствует интенсивности работы студентов, стимулирует их учебную деятельность.

Параллельно с этим на каждом уроке проводится текущий контроль за успеваемостью студентов. Систематичность контроля способствует интенсивности работы студентов, стимулирует их учебную деятельность.

На контрольных уроках и зачете студенты должны представить произведение по клавиру (партитуре), ответить на вопросы: об авторе произведения, его творчестве, о стиле и жанре произведения, о музыкальных образах произведения.

По окончании каждого семестра по дисциплине «Дирижирование» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости студента.


Требования к контрольному уроку в конце 5 семестра


1. Продирижировать двумя разнохарактерными пьесами с различным рамером (2-х, 3-х, 4-х дольные) по клавиру.

2. Устная аннотация на исполняемые произведения по плану:

1) творческий и жизненный путь композитора.

2) анализ исполняемых произведений (метр, тональный план, формы, музыкальные термины, штрихи, динамика, ритмические рисунки, цезуры, ферматы);

3) художественное содержание произведения;

4) особенности дирижёрской техники в исполняемых произведениях.

3. Ответить на вопросы коллоквиума по дирижёрской специальности.

Список вопросов для коллоквиума:

1. Дирижёрский аппарат.

2. Отличие тактирования от дирижирования.

3. Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования.

4. Функции рук в дирижировании.

5. Знание иностранных терминов.

Требования к контрольному уроку в конце 6 семестра

  1. Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями с различным размером по клавирам. Одно произведение можно по партитуре для ансамбля народных инструментов.

  2. Устная аннотация на исполняемые произведения.

  3. Ответить на вопросы коллоквиума.

Список вопросов для коллоквиума:

1. Дирижёрский аппарат.

2. Ауфтакт, его разновидности.

3. Функции рук в дирижировании.

4. Техника показа изменения динамики.

5. Схемы тактирования 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти дольных размеров.

6. Штрихи в дирижировании.

7. Партитура: её виды, формы записи.

8. Творчество В.В. Андреева.

Требования к контрольному уроку в конце 7 семестра

  1. Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями с различным размером: одно – по клавиру, другое – по партитуре для оркестра русских народных инструментов.

  2. Устная аннотация на исполняемые произведения.

  3. Ритмические этюды.

  4. Коллоквиум по изученным темам.

Список вопросов для коллоквиума:

1. Схемы дирижирования.

2. О дирижёрской палочке.

3. Партитура, её виды, формы записи.

4. Характеристика групп инструментов оркестра народных инструментов.

5. Итальянская терминология темповых и динамических обозначений.

Требования к зачету в конце 8 семестра

Экзамен представляет собой итоговую проверку знаний по дисциплинам: дирижирование, изучение оркестрового репертуара и чтение оркестровых партитур. На экзамене студент должен продемонстрировать 2 разнохарактерных произведения, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения, техническими приемами дирижирования, составом оркестра и задачами руководителя оркестра, прочитать с листа фрагмент партитуры для народного или симфонического оркестра.

1. Продирижировать двумя разнохарактерными произведениями для оркестра народных инструментов.

2. Устная аннотация на исполняемые произведения.

3. Ответить на вопросы коллоквиума по дирижёрской специальности по всем пройденным темам.

Список вопросов для коллоквиума:

1. Дирижёрская техника (мануальная техника, жест, мимика, постановка корпуса, свобода рук дирижёра).

2. Замедление, ускорение, внезапная смена темпов в технике дирижирования.

3. Техника показа изменения динамики.

4. Функции левой руки (показ изменения динамики, фразировка, показ вступления, смена гармонии и др.)

5. Особенности дирижирования аккомпанементом.

6. Выдающиеся дирижёры прошлого и современности.


Примерная программа к зачету:

I вариант:

1. Григ Э. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

2. В. Городовская. Фантазия на две русский народные песни.

II вариант:

1. П. Чайковский. Интродукция к балету «Лебединое озеро».

2. Н. Будашкин. «Сказ о Байкале».





















Примерный репертуарный список


5 семестр


Бизе Ж.

Адажиетто из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (16)

Гайдн Й.

Соната № 11. Менуэт (21)

Глинка М.

Андалузский танец

Мазурка ля минор (25)

Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» (23)

Глиэр Р.

Соч. 43 № 7 Ариетта

Танец голландских моряков из балета «Медный всадник» (21)

Гречанинов А.

«Со вьюном я хожу» /обработка русской народной песни/

Соч. 123. Бусинки: Грустная песенка

Соч. 3. Пастели: Жалоба (30)

Григ Э.

«Смерть Озе» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (32)

Соч. 12 Патриотическая песня

Соч. 38 Народный напев (31)

Кабалевский Д.

Соч. 27. Песенка. Старинный танец. Печальная история (41)

Калинников В.

Русское интермеццо (42)

Лядов А.

8 русских народных песен:

Соч. 39 № 2. Прелюдия (44)

Моцарт В.

Сонатина Ре мажор,ч. 1.

Андантино Ми мажор

6 немецких танцев: № 1 До мажор

4 немецких танца: № 2 Ре мажор

8 менуэтов: № 4 Фа мажор, № 8 Соль мажор (46)

Мясковский Н.

Соч. 74 № 3. В драме

Соч. 31 № 3 Пожелтевшие страницы

Соч. 43 № 8 Полевая песня (51)

Прокофьев С.

Фортепианный цикл «Детская музыка». Марш.

Песня без слов ля минор (56)

Римский-Корсаков Н.

Сб. «100 русских народных песен»: «У ворот сосна раскачалася», «Ай, на горе дуб»», «Ходила младёшенька по борочку» (60)

Чайковский П.

Соч. 40 № 2. Грустная песенка

Детский альбом: Утреннее размышление. Полька, Камаринская, Сладкая грёза

Сб. «10 русских народных песен»: «Не тесан терем», «Не разливайся, мой тихий Дунай», «Катенька весёлая», «Как по лугу, по лужочку» (74)

Шостакович Д.

Балетная сюита: Танец-скакалка, Танец Ля мажор

Ноктюрн Ля мажор

Контрданс из кинофильма «Овод» (85)

Шуберт Ф.

Вальс си минор

Соч. 94 № 3 Музыкальный момент фа минор

Военный марш (83)

Шуман Р.

Соч. 68. Альбом для юношества. Северная песня. Незнакомец (84)


6 семестр


Балакирев М.

«Подуй, подуй непогодушка» /обр. русской народной песни/ (37)

Бетховен Л.

Сонаты: № 8, ч. 2; № 11 /Менуэт/; № 14, ч. 1

Соч. 49 № 2 /Менуэт/


Сонаты: № 2 /Ларго/, № 4 /Ларго/ (15)

Бизе Ж.

Антракт к III действию оперы «Кармен»


Увертюра и антракт ко II действию оперы «Кармен» (17)

Бородин А.

Хор поселян из оперы «Князь Игорь»

Маленькая сюита. Грёзы. (18)

Верди Дж.

Вступление к опере «Травиата» (19)

Гайдн Й.

Соната № 7, ч. 1 (21)

Глазунов А.

Романеска и пиццикато из балета «Раймонда»

Гавот из балета «Барышня – служанка» (28)

Глинка М.

Хор девушек из оперы «Иван Сусанин»

/«Разгулялися, разливалися»/ (24)

Хор из оперы «Руслан и Людмила» /«Не тужи, дитя родимое»/ (23)

Глинка М.

Ноктюрн «Разлука» (25)

Глиэр Р.

Соч. 43 № 4. Утро

Соч. 47 № 3 Эскиз

Соч. 31 № 1 Прелюдия

Танец трёх озорных девушек из балета «Медный всадник» (27)


Хоровод, Танец на площади, Гимн Великому городу из балета «Медный всадник» (26)

Соч. 26 № 4. Простая песенка (27)

Гречанинов А.

Соч. 3. Пастели: Осенняя песенка (30)

Григ Э.

Соч. 28 № 3. Листок из альбома

Соч. 34. Элегические мелодии: Раны сердца

Последняя весна

Соч. 35. Норвежские танцы: №№ 1, 2, 3

Соч. 38 Лирические пьесы: Колыбельная, Элегия

Соч. 43 Лирические пьесы: Странник (31)


Соната ми минор /Менуэт/

Соч. 71 № 3 Кобольд

«Утро» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Лирическая пьеса (32)

Гурилёв А.

Полька – мазурка (37)

Дворжак А.

Соч. 101 № 7. Юмореска (35)

Делиб Л.

Пиццикато из балета «Сильвия» (37)

Ипполитов-Иванов М.

Хор «Ночь» (37)

Кабалевский Д.

Соч. 27 Новелла, Воинственный танец (41)

Калинников В.

Грустная песенка (37)

Лядов А.

Соч. 31 Прелюдия № 2

Соч. 40 Прелюдия № 3

8 русских народных песен: Колыбельная, Протяжная

Прелюдии: ми бемоль, си бемоль минор (43)

Мелартин Э.

Колыбельная песня (37)

Мендельсон Ф.

Песни без слов:

Соч. 38 № 17; соч. 30 № 9; соч. 53 №№ 2, 22 (45)


Песни без слов: № 6, № 48

Моцарт В.

Сонаты: № 5, ч. 1; № 14, ч. 1, № 15, ч. 1


Соната № 4 /Менуэт № 1/

Соната № 20 /Менуэт/

Маленькая ночная серенада: Менуэт

Соната Ля мажор

Колыбельная

Сонатина До мажор, ч. 1

Два танца: Фа мажор и Си бемоль мажор (46)

Мусоргский М.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (37)


Раздумье

Песня Марфы из оперы «Хованщина» (49)

Картинки с выставки

Картинки с выставки: Прогулка, Старый замок

Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Катакомбы (50)

Мясковский Н.

Соч. 25 № 3. Причуды

Соч. 29 Воспоминания: Напев (51)

Прокофьев С.

Соч. 32 № 3. Гавот (56)


Гавот из Классической симфонии

Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта» (52)

Рахманинов С.

Прелюдия до - диез минор (58)


Итальянская полька (58)

Римский-Корсаков Н.

Хор девушек из оперы «Сказка о царе Салтане»

«По морю утушка плавала» /обраб. русской нар. песни/ (61)

Римский-Корсаков Н.

Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» (67)

Сен-Санс К.

Лебедь (64)

Серов А.

Хор «Охотничья песня» из оперы «Рогнеда» (37)

Скрябин А.

Соч. 11 № 10. Прелюдия

Соч. « № 1. Этюд до-диез минор


Соч. 2 № 2. прелюдия Си мажор (65)

Фибих З.

Поэма (37)

Хачатурян А.

Колыбельная и танец Айши из балета «Гаянэ» (67)

Танец молодых фракийцев с мечами из балета «Спартак» (66)

Чайковский П.

Времена Года: Подснежник, Осенняя песня (80)

Марш, танец феи Драже из балета «Щелкунчик» (72)

Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (75)

Сб. «10 русских народных песен»

«Как по морю, морю синему»

«На море утушка купалася»

Времена года: На тройке (80)

Юмореска

Соч. 2 № 3. Песня без слов

Вступление и экосез из оперы «Евгений Онегин» (79)

Сарабанда из оперы «Пиковая дама» (76)

Панорама из балета «Спящая красавица» (78)

Шопен Ф.

Соната до минор /Ларгетто/

Соч. 28 Прелюдии: № 4 ми минор, № 7 Ля мажор

Полонез Ля мажор (82)

Шостакович Д.

Гавот До мажор

Романс из кинофильма «Овод»

Балетная сюита: Элегия (85)

Штраус И.

Персидский марш (37)

Шуман Р.

Соч. 68. Альбом для юношества: «Маленький романс, Первая утрата, Грёзы (84)


7 семестр


Аренский А.

Соч. 36 № 10 Незабудка (13)

Асафьев Б.

Танец басков из балета «Пламя Парижа» (37)

Бетховен Л.

Сонаты: № 3, ч. 1; № 7 /Ларго/ (15)

Бизе Ж.

Антракт к IV действию оперы «Кармен» (17)

Интермеццо из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (16)

Бородин А.

Маленькая сюита: В монастыре, Интермеццо (37)

Брамс И.

Венгерские танцы №№ 4, 5, 6 (37)

Верди Дж.

Вступление к опере «Риголетто» (20)

Глазунов А.

Испанский танец из балета «Раймонда»

Соч. 42. Пастораль, Вальс


Соч. 37 Ноктюрн

Антракт к IV действию и Большое адажио из балета «Раймонда» (28)

Глиэр Р.

Адажио из балета «Красный цветок»

Вальс из балета «Медный всадник» (27)

Григ Э.

Соч. 54 № 3. Шествие гномов

В пещере горного короля, Жалоба Ингрид, Песня Сольвейг из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Интродукция из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йурсальфар» Соч. 43. Весной (32)


Ноктюрн До мажор

Соч. 65 № 6. свадебный день в Трольдхаугене

В народном духе (31)

Гуно Ш.

Интродукция к опере «Фауст» (33)

Даргомыжский А.

Танцы из оперы «Русалка» (34)

Делиб Л.

Мазурка из балета «Коппелия»


Прелюдия из балета «Коппелия» (37)

Ипполитов-Иванов М.

В ауле, Шествие Саардаря из сюиты «Кавказские эскизы» (37)

Кабалевский Д.

Марш и гавот из музыки к спектаклю «Комедианты» (37)

Калинников В.

Ноктюрн

Элегия

Интермеццо № 2 (42)

Кара-Караев А.

Вальс из балета «Семь красавиц» (37)

Лядов А.

Соч. 11 № 1. Прелюдия си минор

Соч. 21 Про старину

8 русских народных песен: Каляда-маледа (43,44)

Моцарт В.

Маленькая ночная серенада, ч. 1 (46)

Мусоргский М.

Вступление к опере «Сорочинская ярмарка» (37)

Прокофьев С.

Вальс из оперы «Война и мир» (54)

«Танец рыцарей», «Улица просыпается» из балета «Ромео и Джульетта» (52)

Хоровод, Танец русских самоцветов из балета «Каменный цветок»

Прокофьев С.

Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (83)

Вальс и танец феи Зимы из балета «Золушка» (55)

«Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (52)

Рахманинов С.

Русская песня

Полишинель (58)

Рубинштейн А.

Тореадор и Андалузка

Хачатурян А.

Общая пляска, Аппиева дорога, Танец пастуха и пастушки из балета «Спартак» (66)

Чайковский П.

Времена года: У камелька, Белые ночи (80)

Па де де из балета «Щелкунчик» (77)

Сцена из балета «Лебединое озеро» (75)

Инструкция к опере «Пиковая дама» (76)


8 семестр


Альбенис И.

Кордова

Сегидилья (1)

Бетховен Л.

Бизе Ж.

Симфония: № 1, ч. 2; № 5, ч. 2 (14)

Прелюдия и Пастораль из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (16)

Бородин А.

Квартеты: № 1, ч. 2; № 2, ч. 2

Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» (18)

Гайдн Й.

Симфонии: Соль мажор: фа# минор /отдельные части/ (22)

Глинка М.

Танцы из оперы «Руслан и Людмила» (23)

Глиэр Р.

Адажио фениксов и Большое адажио из балета «Красный цветок» (27)

Григ Э.

Сцена и танец из музыки к драме «Улаф Трюгвасон»

Триумфальный марш из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» (32)

Гуно Ш.

Танец из оперы «Фауст» /№7/ (33)

Моцарт В.

Увертюра к операм «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля» (48)

Симфонии: соль минор, До мажор /отдельные части/ (47)

Мусоргский М.

Вступление к опере «Хованщина» (49)

Прокофьев С.

Классическая симфония, ч.2 (37)

Рахманинов С.

Прелюдия соль минор

Соч. 3 № 3. Мелодия (58)

Ребиков В.

Соч. 9 № 1. В деревне (37)

Сибелиус Я.

Грустный вальс (37)

Хачатурян А.

Танец Эгиды и Танец грека-раба из балета «Спартак» (66)

Хачатурян А.

Вальс из музыки к кинофильму «Маскарад»

Танец розовых девушек из балета «Гаянэ» (67)

Чайковский П.

Ноктюрн до диез минор

Времена года: Баркарола (80)

Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (72)

Вступление и вальс из балета «Спящая красавица» (78)

Интродукция, Венгерский танец, Испанский танец, Неаполитанский танец, Вальс из балета «Лебединое озеро» (75)

Шамо И.

Картины русских живописцев: Тройка, Владимирка, На гулянке (81)

Шапорин Ю

Вальс из оперы «Декабристы» (37)

Шопен Ф.

Соч. 28 № 15. Прелюдия (82)

Шостакович Д.

Народный праздник из музыки к кинофильму «Овод»

Три фантастических танца (85)

Штраус И.

Полька - пиццикато (37)

Шуберт Ф.

Неоконченная симфония /отдельные части/ (83)

Щедрин Р.

Вариации царь-девицы из балета «Конёк-Горбунок» (86)



Аккомпанемент

Будашкин Н.

Концерт для домры с оркестром, ч. 2,

Вариации для балалайки с оркестром (8)


Городовская В.

«Травушка-муравушка» (29)

Дербенко Е.


Дитель В.


Левашов В.

Для баяна с оркестром: «Казачок», «Коллаж», «Старое танго», «Фантазия в испанском стиле» (12)

Обработка р.н.п. «Посею лебеду на берегу» для голоса с оркестром (63)

«Люблю тебя, моя Россия» для голоса с оркестром (38)

Молчанов А.

Романс Женьки из оперы «А зори здесь тихие»

Панин В.


Три русские народные песни для голоса с оркестром

(39)

Рахманинов С.

Каватина Алеко из оперы «Алеко» (40)

Ризоль Н.

«Русские напевы» для балалайки с оркестром (4)

Цыганков А.

«Перевоз Дуня держала» для домры с оркестром (40)

Чайкин Н.

Концерт № 1 для баяна с оркестром, ч. 2,3(5)

Фельдман Я.,

сл. Риттера Н.

«Ямщик, не гони лошадей!..» для голоса с оркестром

Шалов А.

«Не корите меня, не браните» для балалайки с оркестром (40)

Шишаков Ю.

Концерт для балалайки с оркестром.

Концерт для домры с оркестром (7)

Шишкин И.

Романс «Ночь светла» (38)

Будашкин Н.

Концерт для домры с оркестром, ч. 2,

Вариации для балалайки с оркестром (4)




Перечень нотной литературы

  1. Альбенис И. Кордова, Сегидилья для фортепиано. – М.: Музыка, 1966.

  2. Андреев В. Избранные произведения для оркестра народных инструментов. Партитура. / сост. П.Алексеев. — Москва: Музгиз, 1960.

  3. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1984. — Вып.1.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1985. — Вып.2.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1987. — Вып.4.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1988. — Вып.5.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1989. — Вып.6..

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1991. — Вып.7.

  1. Антология музыки для русских народных инструментов. Том III. Воронеж, 2006.

  2. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том I. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  3. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том II. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  4. Антология ансамблевой музыки в четырёх томах. Том III. - Курган, 2007.

  5. Аренский А. Избранные пьесы для фортепиано. / ред. - сост. А. Самонов. – М.: Музыка, 1973.

  6. Бетховен Л. Симфонии № 1-5 для симфонического оркестра. - М.: Музыка, 1991.

  7. Бетховен Л. 32 сонаты для фортепиано. / ред. А. Шнабеля. - М.: Музыка, 1982.

  8. Бизе Ж. Сюиты № 1,2 из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». – М.: Музыка, 1988.

  9. Бизе Ж. «Кармен». Опера в 4-х д. - Ленинград: Музыка, 1972.

  10. Бородин А. «Князь Игорь». Опера в 4-х действиях с прологом. – М.: Музыка, 1973.

  11. Верди Дж. «Травиата». Опера в 3-х действиях. - Ленинград: Музыка, 1972.

  12. Верди Дж. «Риголетто». Опера в 3-х действиях. - М.: Музыка, 1977.

  13. Гайдн Й. Избранные сонаты для фортепиано. Т.1. – Лейпциг, 1981.

  14. Гайди Й. Избранные симфонии. – М.: Музыка, 1981.

  15. Глинка М. «Руслан и Людмила». Волшебная опера в 5-ти действиях. – М: Музыка, 1988.

  16. Глинка М. «Иван Сусанин». Опера в 4-х действиях. – М: Музыка, 1976.

  17. Глинка М. Избранные фортепианные сочинения. / сост. Н. Чичекова. – Киев: Музична Украина, 1975.

  18. Глиэр Р. «Медный всадник». Балет в 4-х действиях, 11-ти картинах с прологом. – М.: Музыка, 1984.

  19. Глиэр Р. Пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1974.

  20. Глазунов А. «Раймонда». Балет в 3-х действиях. – М.: Музыка, 1981.

  21. Городовская В. Произведения для ОРНИ. - М., 1990.

  22. Гречанинов А. Пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1969.

  23. Григ Э. Избранные лирические пьесы для фортепиано. Вып. 1. – М.: Музыка, 2013.

  24. Григ Э. Избранные фортепианные произведения в 2-х томах. - Ленинград: Музыка, 1977.

  25. Гуно Ш. «Фауст». Опера в 4-х действиях, 8-ми картинах с прологом. - М.: Музыка, 1976.

  26. Даргомыжский А. «Русалка». Опера в 4-х действиях, 6-ти картинах. – М.: Музыка, 1975.

  27. Дворжак А. Славянские танцы. – Ленинград: Музыка, 1984.

  28. Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов.

  29. «Золотая лира». Альбом классической и современной популярн6ой музыки для фортепиано. Т. 1-2. - М.: Советский композитор, 1982.

  30. Из репертуара Государственного академического оркестра русских

народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Партитура. /

сост. Н.Некрасов. — Москва: Музыка, 1981. — Вып. 9.

  1. Из репертуара Государственного академического оркестра русских

народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Партитура. /

сост. В.Федосеев. — Москва: Музыка, 1973. — Вып. 3.

  1. Из репертуара Государственного оркестра русских народных

инструментов имени Н.Осипова. Партитура. / сост. В.Гнутов. — Москва:

Музыка, 1973. — Вып. 3.

  1. Кабалевский Д. Детские пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1984.

  2. Калинников В. Фортепианные пьесы. - М.: Музыка, 2013.

  3. Лядов А. Избранные сочинения. / науч. ред. И.В. Никонович. - М.: Музыка, 1999.

  4. Лядов А. Избранные пьесы для фортепиано. Т. 1-2. - М.: Музыка, 1969-1970.

  5. Мендельсон Ф. Песни без слов для фортепиано. - М.: Музыка, 1975.

  6. Моцарт В. Пьесы для фортепиано. Вып. 1-2. - М.: Музыка, 1972.

  7. Моцарт В. Избранные симфонии. - М.: Музыка, 1974.

  8. Моцарт В. «Свадьба Фигаро». Комическая опера в 4-х действиях. - М.: Музыка, 1981.

  9. Мусоргский М. «Хованщина». Народная музыкальная драма. - Ленинград: Музыка, 1976.

  10. Мусоргский М. Картинки с выставки для фортепиано. – Спб.: Композитор, 1993.

  11. Мясковский Н. Пьесы для фортепиано. - М.: Советский композитор, 1973.

  12. Прокофьев С. «Ромео и Джульетта». Балет в 4-х действиях, 9-ти картинах. - М.: Музыка, 1982.

  13. Прокофьев С. «Любовь к трем апельсинам». Опера в 4-х действиях, 10-ти картинах с прологом. - М.: Музыка, 1983.

  14. Прокофьев С. «Война и мир». Опера в 13-ти картинах по роману Л. Толстого. Т. 1-2. - М.: Музыка, 1973.

  15. Прокофьев С. «Золушка». Балет в 3-х действиях. - М.: Музыка, 1974.

  16. Прокофьев С., Шостакович Д. Избранные фортепианные пьесы для детей. / сост. З.Я. Виткинд. - М.: Музыка, 1980.

  17. Рахманинов С. «Алеко». Опера в 1-м действии. - М.: Музыка, 1976.

  18. Рахманинов С. Сочинения для фортепиано. Т.1-3. - М.: Музыка, 1975.

  19. Репертуар клубного оркестра русских народных инструментов.

Партитура. / сост. В.Викторов. — Москва: Музыка, 1981. — Вып. 1- 7.

  1. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. - М.: Музыка, 1977.

  2. Римский-Корсаков Н. «Сказка о царе Салтане». Опера в 4-х действиях с прологом. - М.: Музыка, 1988.

  3. Римский-Корсаков Н. «Снегурочка». Опера в 4-х действиях с прологом по пьесе А.Н. Островского. - М.: Музыка, 1967.

  4. Русские народные песни из репертуара Л. Зыкиной для голоса в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Партитура. / сост. Ю. Зацарный. – Москва: Музыка, 1979.

  5. Сен-Санс К. Карнавал животных (Зоологическая фантазия). - М.: Музыка, 1990.

  6. Скрябин А. Избранные фортепианные произведения. – Ленинград: Музыка, 1977.

  7. Хачатурян А. «Спартак». Балет в 4-х действиях, 9-ти картинах. - М.: Музыка, 1985.

  8. Хачатурян А. «Гаянэ». Балет. - М.: Музыка, 1988.

  9. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 2. - М., 1977.

  10. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 3. - М., 1979.

  11. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 4. - М., 1980.

  12. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 5. - М., 1984.

  13. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 6. - М., 1985.

  14. Холминов А. Произведения для ОРНИ. - М., 1966.

  15. Чайковский П. Детский альбом для фортепиано. - М.: Музыка, 1992.

  16. Чайковский П. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях. - М.: Музыка, 1985.

  17. Чайковский П. «Пиковая дама». Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах. - М.: Музыка, 1978.

  18. Чайковский П. «Щелкунчик». Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах. - М.: Музыка, 1969.

  19. Чайковский П. «Спящая красавица». Балет в 3-х действиях с прологом. - М.: Музыка, 1967.

  20. Чайковский П. «Евгений Онегин». Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах. - М.: Музыка, 1979.

  21. Чайковский П. «Времена года». 12 характерных пьес для фортепиано. – Киев: Музична Украина , 1972.

  22. Шамо И. «Картины русских живописцев». Сюита для фортепиано. – Киев: Музична Украина , 1973.

  23. Шопен Ф. Полонезы, Сонаты, Мазурки, Прелюдии. / ред. Падеревский. – Польское музыкальное издательство, 1971.

  24. Шуберт Ф. Пьесы для фортепиано. / ред.-сост. Ю. Питерин. - М.: Музыка, 1978.

  25. Шуман Р. «Альбом для юношества» для фортепиано. / ред. В. Мержанова. - М.: Музыка, 1972.

  26. Шостакович Д. Нетрудные пьесы для фортепиано. / сост. Л. Атовмьян. - М.: Музыка, 1967.

  27. Щедрин Р. «Конёк-горбунок». Балет в 4-х действиях, 8-ми картинах с прологом и эпилогом. - М.: Советский композитор, 1985.



5. Учебно-методическое и информационное обеспечение междисциплинарного курса


В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

Примерная программа по междисциплинарному курсу МДК.03.02 Основы дирижирования, чтение оркестровых партитур;

Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК.03.02 Основы дирижирования, чтение оркестровых партитур;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 2014 г;

Индивидуальные планы обучающихся.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет - ресурсы.


















Перечень основной методической литературы


1. Афанасьев В.В., Крючков А.А., Лагутин А.Ю., Черных А.В. Техника дирижирования. Учебное пособие. - М.- 1998.

3. Барсова Л. Музыка: образы и лейтмотивы. Учебное пособие. - СПБ.-2001.

4. Берлянчик М. "Искусство и личность". Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. Книга 1. - М. 2009. 6. Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. - М., 2012.

7. Дехант Г. Дирижирование Теория и практика музыкальной интерпретации. - Нижний Новгород. - 2005.

8. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. С-П., М., Краснодар - «Планета музыки», 2013.

10. Ержемский Г.Л. Дирижеру ХХI века Психолингвистика профессии. - СПБ.- 2011.

12. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах.- М., ГМПИ им. Гнесиных, 2002.

13. Карс А. История оркестровки. - М., 1990.

14. Колчева М. Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов. – М., 1983.

15.Курнавина О. О первоначальном музыкальном воспитании. Мысли педагога-практика. - СПб.: Композитор, 2012.

16. Мусин И.А. О воспитании дирижера: очерки / – Л., 1987.

17. Мусин И.А. Техника дирижирования./ И.А.Мусин. – 2-е изд., доп. – СПб., 1995.

18. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. - М.: Музыка, 2011 .

19. Маталаев, Л. Н. Основы дирижерской техники / Л. Н. Маталаев. –

Москва: Сов. композитор, 1986.

18. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. - М. : Советский композитор, 1983.

17. Мравинский Е. Записки на память. - СПБ.- 2004.

20. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов / А. Пересада. - М.: Советский композитор, 1985.

21. Романова И.А. Вопросы истории и теории дирижирования. Учебное пособие.- Екатеринбург. – 1999.

22. Савенко А. Курс изучения партитур. Вып. 1 -2. - Краснодар: Эоловы струны. – 2002.

23. Сидельников Л. Симфоническое исполнительство / Л.Сидельников. – М., 1991.

24. Сивизьянов А. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей.- Шадринск: Изд-во ПО "Исеть", 1997 .

27. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. - СПб.: Композитор, 2005.

28. Чунин В. Современный русский народный оркестр / В. Чунин. - М. : Музыка, 1981.

29. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. – Ленинград: Музыка, 1986.

30. Шахматов Н. М. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов - Л.: Музыка, 1983.

31. Филатов Ю., Ширяева Е. Методические рекомендации к преподаванию инструментовки и чтения оркестровых партитур. - Воронеж, 2001.

32. Филатов Ю. Работа дирижёра с группами оркестра народных инструментов. – Воронеж, 1983.

33. Фролов С. Воспитание дирижёра: история, теория, практика /методическое пособие/. – Воронеж, 2000.

34. Чайкин Н. Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. / Н. Чайкин. – Москва: Музыка, 1967.


Перечень дополнительной методической литературы и источников:


  1. Агафонников Н. Симфоническая партитура. - Ленинград, 1981.

  2. Багриновский М. М. Дирижерская техника рук. – Москва: Музгиз, 1947.

  3. Вольф О. Хрестоматия по чтению партитур: учеб. пособие / О. Вольф.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Ленинград: Музыка, 1976.

  4. Гинзбург Л. Избранное. Дирижеры и оркестры: вопросы теории и практики дирижирования [Текст] / Л. Гинзбург. – Москва: Сов. композитор, 1981.

  5. Гинзбург Л.М. Дирижёрское исполнительство. - М.: Музыка 1975

  6. Темирканов Ю.Х. Штрихи к портрету. – СПб., 1998.

  7. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижера. - М., 1984.

  8. Клебанов Д. Искусство инструментовки. - Киев, 1972.

  9. Иванов-Радкевич, А. П. О воспитании дирижера. – Москва: Музыка, 1973.

  10. Ихманицкий М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. – М., ГМПИ им. Гнесиных, 1981.

  11. Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. – Москва: Музыка, 1967.

  12. Канерштейн М. М. Вопросы дирижирования. – Москва: Музыка, 1965.

  13. Кондрашин К., О дирижерском искусстве. - Л.- М., 1970.

  14. Крунтяева Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова. Изд. 7–е. – Ленинград: Музыка, 1988.

  15. Купер Э. Статьи, воспоминания, материалы. - М.,1988.

  16. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. – Москва: Музыка; Ленинград: Музыка, 1965.

  17. Мингалёв Е. Руководство студенческим оркестром. – Курск, 2002.

  18. Мюнш Ш. Я — дирижер [Текст] / Ш. Мюнш. – 3-е изд. – Москва : Музыка, 1982.

  19. Пазовский А. Записки дирижера / Общая редакция В.Кухарского. – М., 1968.

  20. Поздняков А.Б. Дирижер-аккомпаниатор. Некоторые вопросы оркестрового аккомпанемента. - М.: Институт им. Гнесиных, 1975.

  21. Рождественский Г. Дирижерская аппликатура. – Л.: Музыка, 1974.

  22. Современные дирижеры. Справочник. Составители Л.Григорьев и Платек. - М.- 1969.

  23. Светланов Е. Евгений Светланов. Дирижер. Композитор. Пианист/Составитель П. В. Лукьянченко. - М., 1974.

  24. Способин И. Музыкальная форма / И. Способин. – Москва: Музыка, 1984.

  25. Соколов Ф. Андреев В. и его оркестр / Ф. Соколов. - Л.: Музгиз, 1962.

  26. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. - М.: Музыка, 1984.

  27. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле: статьи / Б. Э. Хайкин. – Москва: Сов. композитор, 1984.

  28. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. - Л.: Музыка, 1974.

  29. Широких Т. Анализ оркестровой партитуры / Т. Н. Широких – Челябинск: ЧГИК, 1986.


Интернет-ресурсы


1. http://www.mosconsv.ru/

2. http://www.rsl/ru/

3. http://www.domgoglya.ru/

4. http://www.amkmgk.ru/

5. http://www.libfl.ru/

6. http://www.mkrf.ru/

7. http://www.gov.ru/

8. http://mkrf.ru/

9. http://adm.rkursk.ru/

10. http://www.sti46.ru/

11. http://www.iroski.ru/

12. http://gnesin-academy.ru/

13. http://www.gnesin.ru/

14. http://odnt-kursk.jimdo.com/

15. http://spbguki.ru/













2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!