Окружающий мир, 1 класс
Тема: «Насекомые»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать представление о существенном свойстве насекомых;
2) сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;
3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Материал к занятию
Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3) опорные сигналы по понятям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5) опорный сигнал по понятию «насекомые».
Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию «насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придет на урок.
− Кто пришел к вам на урок? (Мыслик.)
− Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных.)
− Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом?
Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.
− Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)
− Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
− Назовите шаги.
Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.
− Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
− Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.)
Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:
У зверя уши слишком отросли,
А хвост, как шарик, не мешает бегу.
Бывает летом он под цвет земли,
Ну а зимой подобен снегу.
(Заяц.)
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит!
(Дятел.)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает!
(Курица.)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка.)
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака.)
Птичка – невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.
(Синица.)
− Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.)
− Что вы уже знаете о животных? (Животные – это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)
− Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)
− Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)
− Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)
Учитель открывает на доске эталон:
Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.
− Разбейте этих животных на группы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
− Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу зверей, птиц.)
Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.
− Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.
− У кого из вас по-другому? (…)
− Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.)
Учитель вывешивает на доску эталон «Звери»:
Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
− Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.
− У кого из вас по-другому? (…)
− Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.)
Учитель вывешивает на доску эталон «Птицы»:
Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
− К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.)
− Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)
− Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.)
Учитель фиксирует тему урока на доске.
− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)
− Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Учитель вывешивает на доску картинки из набора:
Аналогичные карточки раздаёт учащимся.
− Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.)
− Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)
Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.
− Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.
− Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)
− Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»:
− Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
− Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
− Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)
− Кто выбрал, назовите животных.
Несколько учащихся озвучивают свои результаты.
− Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.
− Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)
− Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)
Учитель на доске записывает вопросительный знак.
− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение».
− Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)
Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»:
− Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.)
− Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие – к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)
− Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)
Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»:
− Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)
− Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.)
− Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.)
− А как вы выберите этот признак? (…)
Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.
− В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.
− Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)
Учитель правильно располагает картинки:
− Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)
− Какое животное к ним не относится? (Паук.)
5. Реализация построенного проекта.
− Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах.
Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.
− Выполните задание.
Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
− Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи?
Ученики высказывают свои предположения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.
− Какой же признак подходит? (Количество лапок.)
− Сколько лапок у насекомых? (Шесть.)
− Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)
− Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)
Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.
− Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)
− Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)
− Я предлагаю вам самим составить эталон.
Учитель раздает заготовки каждому ученику:
− Составьте свои эталоны.
Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Насекомые»:
− Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.
− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)
− Мы преодолели затруднение? (Да.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
− Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.
Учащиеся по цепочке выполняют задание.
− Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)
Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.
− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тетрадь, № 11, стр. 18.
− Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
− Проверьте.
Учитель открывает на доске образец кроссворда.
− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
− Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.)
− Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
− У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Где вы сможете использовать открытые знания?
− Как в жизни вы сможете эти знания использовать?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
− Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.)
− Достигли ли вы цели?
− Кому удалось сделать «открытие» самому?
− Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам бабочек.
Учитель раздает учащимся бабочки:
− Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
− В чем возникали трудности на уроке?
− Какие трудности остались на конец урока?
1