СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по окружающему миру во 2 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст (стихотворение); делать выводы из изученного материала.

Оборудование: листочки с вопросами для работы в группах; у учащихся — стрелки из цветной бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное.

Живет спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет... (черепаха — пресмыкающееся).

 

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке. (Рыба.)

 

Лежит веревка,

Шипит, плутовка,

Брать ее опасно —

Укусит. Ясно? (Змея — пресмыкающееся.)

 

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела — насекомое.)

 

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля — птица.)

— Кто дома сравнил жабу и лягушку? Поделитесь своим открытием.

— Кто узнал о каком-либо животном?

(Заслушиваются сообщения учащихся. Можно использовать КИМы (тест 14, с. 20).)

III. Самоопределение к деятельности

— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. {Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)

— Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями с дуба.)

— Что произошло бы с лесом, если бы исчезли осины, волки? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Невидимые нити.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что называют невидимыми нитями.)

— А что говорит Муравьишка? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока

(Учитель или подготовленные ученики читают рассказ на с. 64—65 учебника.)

— О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

— Как можно озаглавить этот рассказ? («Доброе» дело. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Лес и человек. Как лес людям отомстил.)

— Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? (Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.)

— Как вы думаете, чем это все закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

— Прочитайте задание на с. 65. Выполните его в парах.

— Какие связи вы увидели? (Примерный ответ. 1. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2. Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда. 3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.)

— Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.)

Действительно, божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей.

— Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.) В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

V. Физкультминутка

Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять

без слов, а только с помощью жестов.

— Покажите жестами то, о чем я сейчас буду говорить.

• Ярко светит солнце.

(Учащиеся расставляют пальцы и соединяют ладони.)

• Растут цветы.

(Учащиеся соединяют локти и раскрывают ладони.)

• Рядом с полянкой бежит ручеек. (Учащиеся руками изображают волны.)

• На цветок садится красивая бабочка.

(Учащиеся раскрывают ладони, соединив большие пальцы.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Моделирование

— Предложите способ изображения связей с помощью моделей. (Например, с помощью стрелок из цветной бумаги.)

(Эту работу можно проводить в группах.)

2. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Подготовленный ученик или учитель читают стихотворение Б. Заходера на с. 66—67. Учитель заранее готовит на отдельных листочках вопросы к стихотворению для каждой группы. Учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на выбранный вопрос.) Вопросы

1. Докажите, что человеку нужны мошки.

2. Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.

3. Почему без кошки у мышки не лучше делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто-нибудь лишним покажется?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 24).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?

— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?

— Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?

Домашнее задание

1. Приготовить рассказ о невидимых нитях.

2. С помощью взрослых привести примеры того, как человек может нарушить связи в природе.

Дополнительный материал

***

Растения — не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери — кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. А животные, в свою очередь, помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками и кедровками, вырастают новые хвойные деревья.

— Как вы думаете, что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? Останется ли лес жить дальше или умрет?

А знаете ли вы, что...

• Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова спасет в год 1 г хлеба.

• Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по окружающему миру во 2 классе.»

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст (стихотворение); делать выводы из изученного материала.

Оборудование: листочки с вопросами для работы в группах; у учащихся — стрелки из цветной бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное.

Живет спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет... (черепаха — пресмыкающееся).

 

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке. (Рыба.)

 

Лежит веревка,

Шипит, плутовка,

Брать ее опасно —

Укусит. Ясно? (Змея — пресмыкающееся.)

 

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела — насекомое.)

 

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля — птица.)

— Кто дома сравнил жабу и лягушку? Поделитесь своим открытием.

— Кто узнал о каком-либо животном?

(Заслушиваются сообщения учащихся. Можно использовать КИМы (тест 14, с. 20).)

III. Самоопределение к деятельности

— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. {Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)

— Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями с дуба.)

— Что произошло бы с лесом, если бы исчезли осины, волки? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Невидимые нити.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что называют невидимыми нитями.)

— А что говорит Муравьишка? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока

(Учитель или подготовленные ученики читают рассказ на с. 64—65 учебника.)

— О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

— Как можно озаглавить этот рассказ? («Доброе» дело. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Лес и человек. Как лес людям отомстил.)

— Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? (Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.)

— Как вы думаете, чем это все закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

— Прочитайте задание на с. 65. Выполните его в парах.

— Какие связи вы увидели? (Примерный ответ. 1. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2. Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда. 3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.)

— Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.)

Действительно, божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей.

— Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.) В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

V. Физкультминутка

Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять

без слов, а только с помощью жестов.

— Покажите жестами то, о чем я сейчас буду говорить.

• Ярко светит солнце.

(Учащиеся расставляют пальцы и соединяют ладони.)

• Растут цветы.

(Учащиеся соединяют локти и раскрывают ладони.)

• Рядом с полянкой бежит ручеек. (Учащиеся руками изображают волны.)

• На цветок садится красивая бабочка.

(Учащиеся раскрывают ладони, соединив большие пальцы.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Моделирование

— Предложите способ изображения связей с помощью моделей. (Например, с помощью стрелок из цветной бумаги.)

(Эту работу можно проводить в группах.)

2. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Подготовленный ученик или учитель читают стихотворение Б. Заходера на с. 66—67. Учитель заранее готовит на отдельных листочках вопросы к стихотворению для каждой группы. Учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на выбранный вопрос.) Вопросы

1. Докажите, что человеку нужны мошки.

2. Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.

3. Почему без кошки у мышки не лучше делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто-нибудь лишним покажется?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 24).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?

— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?

— Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?

Домашнее задание

1. Приготовить рассказ о невидимых нитях.

2. С помощью взрослых привести примеры того, как человек может нарушить связи в природе.

Дополнительный материал

***

Растения — не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери — кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. А животные, в свою очередь, помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками и кедровками, вырастают новые хвойные деревья.

— Как вы думаете, что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? Останется ли лес жить дальше или умрет?

А знаете ли вы, что...

• Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова спасет в год 1 г хлеба.

• Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!