Урок по теме: « Кто такие насекомые?»
Предмет: окружающий мир
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: научить отличать насекомых от других животных.
Задачи:познакомить с представителями класса «Насекомые», показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых.
Планируемые результаты: учащиеся насекомых от других животных по основному признаку; познакомятся с жизнью некоторых насекомых, изучат части тела насекомого.
Оборудование: интерактивная доска,презентация к уроку, музыка природы, видеоматериал; у учащихся - цветные карандаши(у подготовленных детей доклады о насекомых с презентациями).
Программа «Школа России»: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Информационное обеспечение: аудио, видео, ИКТ, электронная библиотека Кирилл и Мефодий
Ход урока
I. Организационный момент. Личностные УУД
II. Актуализация знаний. Познавательные УУД
- Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
-О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе.)
- О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)
III. Самоопределение к деятельности (слайд 1).
- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето(звук живой природы). Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей.)
В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
- Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишке Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.) (изображения насекомых меняются на слайдах).
Ж4а47к
Как назвать их всех одним словом? (Насекомые.)
О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)
Почему всех их называют насекомыми?(Выступление заранее подготовленного ученика с докладом «Насекомые, почему они так называются?»)
IV. Работа по теме урока. Коммуникативные УУД.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
— Давайте рассмотрим бабочку (слайд 3). Выступление подготовленного ученика.
(Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.На груди у бабочки крылья и ноги.)
Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
Сколько мы видим? (Два.)
Почему? (Ответы детей.)
Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка. (слайд 4, просмотр видеозаписи «Стрекоза»).
( Учащиеся рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у ни те же части тела.У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти, потому что эти насекомые питаются друга пищей.)
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока. Познавательные УУД
1. Игра «Узнай насекомое»
— Муравьишка загадывает загадки о своих братьях-насекомых . Попробуйте их узнать.
Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит — пищит;
Сядет — молчит.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)(Выступление учащегося)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела. (Оса.)
Необычный я усатик.
Я отважный клоп — ... (солдатик).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
2. Работа по учебнику (работа в парах)
— Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33.Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.
— Приведите примеры других насекомых
- Придумайте и расскажите друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 22).
Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?
Выполните задание.
Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый.)
А для шмеля? (Желтый, коричневый, черный.)
- Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.
№2 (с. 22-23).
Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите? (Жуков)
Сколько ногу жуков? (Шесть.)
Сколько больших жуков на этой странице? (Шесть.) Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.
— Выполните задание.
(Проверка.)
VII. Рефлексия. Личностные УУД
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся, которые оценивают свою работу на уроке положительно поднимает руки)
VIII. Подведение итогов урока
— Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке. (Насекомые — это животные, у которых шесть ног.)(слайд5 )
— Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)
Достигнутые результаты: учащиеся научились называть основной признак насекомых (шесть ног); познакомились с жизнью некоторых насекомых, научились называть части тела насекомого.
Список литературы:
А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 кл.1ч., 2011 г.
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа. 2002. №5. С.19-21.
Интернет ресурсы
http://www.google.com/imgres?imgurl=http://nasekomiy-mir.ru/kihi/stroenienasekomih/foto
http://www.google.com/search
6