СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Партизанское движение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.»

Конспект урока «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение».


Эпиграф: « Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет».

А. Ахматова.

Цели и задачи урока:

Формулировка целей учащимися:

  1. Мы лучше узнаем о том, как граждане нашей страны жили и трудились во время Великой Отечественной войны.

  2. Мы узнаем, какой конкретный вклад внесли мирные граждане в дело победы над армией врага;

  3. Мы сможем еще раз убедиться в том, как важно единство всего народа в достижении общей цели;

  4. Мы сможем понять на примерах из истории, как поступают люди, верные своему гражданскому долгу, которые знают, что от каждого конкретного человека зависит судьба всего народа.

Цели и задачи, сформулированные учителем (на слайде презентации)

  1. Формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы Великой Отечественной войны, понимания роли и значения трудового подвига и партизанского движения, их влияния на ход и результаты войны.

  2. Развитие умений формулировать и аргументированно излагать свои суждения и оценки событий; развитие умения анализировать материал, обобщать, выделять основные мысли в текстах;

  3. Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к самопожертвованию и героизму партизан и трудовому подвигу советских граждан;

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран;

  2. Учебники по истории России, тетради, ручки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. 1 мин

  2. Объявление темы урока. Формулировка целей. Запись темы в тетради 2 мин.

  3. Ознакомление с ходом занятия. 1мин.

  4. Письменный опрос по теме: Основные сражения Великой Отечественной войны 1943-1945гг. Тест 2 варианта, взаимная проверка 7 мин.

  5. Беседа по ранее изученному материалу: об эвакуации граждан, демонтаже предприятий и перебазировании промышленности на восток страны в первые месяцы Великой Отечественной войны. 4 мин.

  6. Презентация: Деятельность тружеников тыла и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» 4-5 слайдов с цифрами и фактами: «Динамика развития промышленности, новые виды вооружения, Партизанское движение» записи в тетради. 7 мин.

  7. Сообщения учащихся о партизанах: О Кузнецове и о партизанском соединении Ковпака 2 сообщения с презентацией по 4 мин.

  8. Фильм 7 мин.

  9. Закрепление. Презентация с вопросами для закрепления 5 мин.

  10. Выводы и отметки за работу на уроке 3 мин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: приветствие, отмечаются отсутствующие на уроке.

Тема сегодняшнего занятия: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение». Прежде всего, как обычно, нужно определить цели занятия. Как вы думаете, каковы эти цели?

Учитель: Теперь посмотрим на слайде, как цели сформулированы учителем и определим, в какой мере совпадают наши ожидания.



Ответы учащихся: 1. Мы лучше узнаем о жизни советских граждан в годы войны.

2.Мы узнаем, какой вклад внесли мирные граждане в победу над врагом.

3. Мы сможем еще раз убедиться в том, как важно единство всего народа в достижении общей цели.

4. Мы познакомимся с примерами того, как должны поступать люди, верные своему гражданскому долгу.

Учащиеся читают слайд и сообщают учителю, что в целом ожидания совпадают.

Учитель сообщает ход занятия: Сейчас вы запишете число и тему занятия в свои тетради. Затем письменно вы ответите на вопросы теста по содержанию предыдущей темы « Основные события Великой Отечественной воны 1943-45гг.» На работу с тестом дается 5 мин. Затем вы обмениваетесь листами ответов с соседом и проверяете работу соседа в соответствии с ключом на слайде. На проверку дается 2 минуты. Начинайте работу. Не забудьте указать номер варианта и свою фамилию. Время пошло. Учитель сообщает критерии оценки.


Учащиеся записывают число и тему.





Учащиеся выполняют работу.




Через 5 мин. По команде учителя обмениваются листами ответов и проверяют работы. 2 мин.

После завершения работы листы с ответами передаются по цепочке в начало ряда и кладутся на стол учителя.

Учитель. Когда мы приступали к изучению Великой Отечественной войны, то касались вопроса эвакуации мирных граждан и перебазирования промышленности за Урал. Давайте вспомним основные цифры и факты.

Ответы учащихся 1й ученик: В стране было введено военное положение: сверхурочные работы на предприятиях, отмена выходных дней и отпусков, рабочие закреплены за предприятиями.

2й ученик: Создан Государственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандования и штаб партизанского движения.

3й ученик: Был организован совет эвакуации. С июля по ноябрь 1941 года эвакуировано 1500 предприятий и перевезено за Урал 10 миллионов человек.

4й ученик: То, что нельзя было демонтировать или не успевали, то уничтожалось. Скот перегоняли, зерно убирали и прятали под землю, что не успевали – сжигали.

5й ученик: Все это было возможно благодаря высокой организованности и дисциплине граждан и упорному сопротивлению войск. Войска противника не могли продвигаться так быстро, как было задумано.

Учитель: Мы знаем, что в России самыми развитыми в промышленном отношении были Западные и Центральные районы страны. Оккупация этих районов привела к резкому спаду промышленного производства в первые месяцы войны. Ситуация была исправлена в рекордные сроки. Давайте посмотрим документальные кадры о том, как это было. Факты, которые следует: сколько предприятий было построено за Уралом в годы войны и когда СССР смог превзойти Германию по промышленному производству.











Учащиеся смотрят хронику и отвечают на поставленные вопросы: В годы войны за Уралом было построено более двух тысяч крупных предприятий. Германию удалось превзойти к концу 1942 года.

Учитель: Сейчас мы просмотрим презентацию и запишем основные цифры и факты.


Запись в тетради: Слайд №3, 4,6.





Сообщение учащегося: «Вооружение Красной армии во время Великой Отечественной войны» 3 мин.

Учитель: Переходим к партизанскому движению. Вообще, что такое партизанское движение?

Учитель: В своем обращении к народу 3 июля 1941 года Сталин призвал к партизанской борьбе. Но в первые месяцы войны к партизанской борьбе было настороженное отношение. Как вы думаете, почему?

Ответ ученика: Партизанское движение – это вооруженная борьба мирных граждан против оккупантов.

Ответ ученика: фашисты пытались привлечь население на свою сторону и некоторые переходили. Власть понимала, что многие были недовольны репрессиями. И поэтому присматривались, чтобы определить, против кого будет направлена борьба. И только когда стало ясно, что большинство на стороне Красной армии, было решено возглавить движение и направлять его.

Учитель: Видеофрагмент.2 мин.30 сек.

Презентация.


Записи в тетради. 4 слайд. Дата создания штаба. 5, 6 слайд – этапы и задачи. 8 и 10.

Сообщение учащегося о Николае Кузнецове 3 мин.

Вопросы для закрепления на слайдах.

  1. Что можно сказать о настроении и моральном духе мирных граждан СССР в годы войны?

  2. Какие периоды выделяются в развитии военной экономики страны?







  1. Назовите имена знаменитых конструкторов советской военной техники.



  1. Почему к партизанскому движению сначала относились настороженно?





  1. Кто возглавлял штаб партизанского движения? Назовите фамилии командиров партизанских соединений.

  2. Как называлась самая крупная партизанская военная операция?

Ответ ученика: подавляющее большинство граждан СССР были полны решимости победить врага, они верили в победу и отдавали все свои силы этой борьбе.

Ответ: В первые месяцы войны резкий спад производства и героические усилия по демонтажу и эвакуации предприятий и населения, затем – к концу 1942 года – стабилизация, превзошли уровень 1941 года, с 1943 года – превзошли Германию по количеству и качеству вооружения.



Ответ: Кошкин – конструктор танка Т-34, Дегтярев и Шпагин – конструкторы пистолетов-пулеметов, Туполев, Ильюшин, Яковлев – конструкторы самолетов.

Ответ: Часть граждан перешли на сторону врага, власть выжидала, чтобы понять, кого поддерживает большинство населения оккупированных территорий.



Ответ: Штаб возглавлял Пономаренко, самые известные партизанские командиры – Сидор Ковпак, Вершигора, Гришин, Сабуров.



Ответ «Рельсовая война»

Учитель: мы выполнили задачи урока. Мы убедились, что в годы Великой Отечественной войны наш народ сплотился во имя единой цели – победы над врагом. Труженики тыла, жители оккупированных территорий проявили чудеса стойкости, самоотверженности и героизма.

Отметки за урок.












Тест Основные события Второй мировой войны. 1943-1945гг.

Вариант 1

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний участника Вели­кой Отечественной войны и укажите, о каком городе идет речь.

"Потерпев неудачу в своих расчетах взять город с ходу, а затем и штурмом, фашисты замкнули вокруг города стальное кольцо бло­кады, перерезав все сухопутные коммуникации, связывавшие его со страной. На стиснутой вражескими клещами территории осталось не менее двух с половиной миллионов мирных жителей, в том числе около 400 тысяч детей. Фашисты пытались во что бы то ни стало сломить сопротивле­ние населения. Ежедневно город подвергался массированным об­стрелам и бомбежкам".

А) Москве

Б) Ленинграде

В) Киеве

  1. Оборонительный этап Сталинградской битвы продолжался:

А) с 17 июля по 19 декабря 1942 года;

Б) с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года;

В) с 17 июля по 19 ноября 1942 года;

  1. В результате окружения группировки германских войск под Сталинградом в плен попали части 6 армии, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс. Это произошло:

А) 23 ноября 1942 года;

Б) 19 декабря 1942 года;

В) 2 февраля 1943 года;

  1. В результате сражения на Курской дуге:

А) в немецком Генеральном штабе возник заговор, и было совершено покушение на Гитлера;

Б) германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции;

В) германское командование сделало вывод о необходимости разрабатывать новые наступательные операции на Восточном фронте;

  1. Битва за Днепр

А) происходила в два этапа с 26 августа по 20 декабря 1943 года и включала в себя Черниговско-Полтавскую и Нижнеднепровскую операции;

Б) происходила в три этапа с 26 августа по 20 декабря и включала в себя Черниговско-Полтавскую, Нижнеднепровскую и Донбасскую операции;

В) происходила в два этапа с 26 августа по 30 сентября 1943 года и включала в себя Черниговско-Полтавскую и Нижнеднепровскую операции.

  1. Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоеван Советской армией:

А) 22 октября 1943 года;

Б) 22 сентября 1943 года;

В) 22 ноября 1943 года;

  1. В ходе операции «Багратион» общее руководство боевыми действиями было поручено советским военачальникам:

А) Жукову и Рокоссовскому:

Б) Жукову и Коневу;

В) Жукову и Василевскому;

  1. В результате операции «Багратион» войсками Советской армии:

А) была освобождена территория Украины и Молдавии;

Б) была снята блокада Ленинграда и освобождена часть Литвы;

В) была освобождена Белоруссия, часть Литвы, советские войска вошли на территорию Польши;

  1. Берлинская наступательная операция – одна из последних стратегических операций советских войск Великой Отечественной войны:

А) проводилась силами 1, 2 и 3-го Украинских фронтов и Днепровской военной флотилии;

Б) проводилась силами 1 и 2 -го Белорусского фронта, 1-го Украинского фронта, Днепровской военной флотилии и Краснознаменного Балтийского флота;

В) проводилась силами Прибалтийского, 1 и 2 Украинского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота;

  1. Первый обстрел Берлина из дальнобойных орудий был произведен:

А) 16 апреля 1945 года;

Б) 20 апреля 1945 года;

В) 25 апреля 1945 года;

  1. Знамя Победы на куполе рейхстага было установлено:

А) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 1 на 2 мая 1945 года;

Б) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года;

В) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 8 на 9 мая 1945 года;

  1. В Потсдамской конференции глав держав - победительниц во Второй мировой войне, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года и закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над Германией, а также  обсудила проблемы послевоенного устройства Европы, принимали участие:

А) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля К. Эттли);

Б) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль;

В) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль ( с 28 июля К. Эттли)

Тест Основные события Второй мировой войны. 1943-1945гг.

Вариант 2

  1. Окружение группировки германских войск под Сталинградом осуществлялось силами Сталинградского, Донского и Юго –Западного фронтов Советской армии:

А) с 19 по 23 ноября 1942 года;

Б) с 19 ноября по 19 декабря 1942 года;

В) с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года.

  1. Курская битва происходила:

А) с 5 июля по 23 августа 1943 года;

Б) с 5 по 13 июля 1943 года;

В) с 5 июля по 13 августа 1944 года;

  1. Главный бой знаменитого танкового сражения в ходе Курской битвы происходил:

А) возле деревни Прохоровка 5 июля 1943 года;

Б) возле деревни Прохоровка 12 июля 1943 года;

В) возле деревни Прохоровка 23 августа 1943 год.

  1. Как называлось оборонительное укрепление фашистов, взятое Красной Армией в ходе форсирования Днепра?

А) «Линия Маннергейма»

Б) «Тевтонский вал»

В) «Восточный вал»

  1. Советское наступление на левом берегу Днепра в 1943 году производилось силами 5-ти фронтов, которым с 20 октября 1943 года были даны новые названия. Соотнесите старые и новые названия фронтов – цифру в левой колонке соотнесите с буквой в правой колонке.

1.Центральный фронт а) 4-й Украинский фронт;

2. Воронежский фронт б) 1-й Белорусский фронт;

3. Степной фронт в) 2-й Украинский фронт

4. Юго-Западный г) 1-й Украинский фронт

5. Южный д) 3-й Украинский фронт

  1. Операция «Багратион» осуществлялась в 4 этапа силами 4-х советских фронтов и происходила:

А) на территории Белоруссии с 23 июня по 29 августа 1944 года;

Б) на территории Украины с 23 июня по 29 августа 1943 года;

В) на территории Белоруссии с 23 июня по 23 августа 1943 года;

  1. Фраза Ф. Рузвельта: «Если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то, возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится», была произнесена:

А) в феврале 1943 года после Сталинградской битвы;

Б) в июле 1943 года после Курской битвы;

В) в августе 1944 года после операции «Багратион»

  1. В ходе операции «Багратион» советские войска:

А) в течение месяца продвинулись в сторону западной границы на расстояние 500 км.

Б) заняли Прибалтику и Восточную Пруссию;

В) освободили территорию Крыма и Молдавию.

  1. Берлинская наступательная операция – одна из последних стратегических операций советских войск Великой Отечественной войны:

А) продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, ширина фронта – 300 км., артиллерийская плотность – 270 орудий на 1 км.

Б) продолжалась 19 дней – с 20 апреля по 8 мая 1945 года, глубина продвижения – 300 км., артиллерийская плотность – 270 орудий на км.

В) продолжалась 38 дней – с 1 апреля по 8 мая 1945 года, глубина продвижения – от 100, артиллерийская плотность – 270 орудий на 1 км.

  1. Первое советское знамя на территории Берлина было установлено:

А) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантарией 8 мая 1945 года;

Б) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантарией в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года;

В) бойцами 26 гвардейского и 32 стрелкового корпусов 21 апреля 1945 года;

11. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан представителями германского военного командования и принят представителями антигитлеровской коалиции во главе с маршалом Жуковым:

А) утром 8 мая 1945 года в центре Берлина;

Б) утром 9 мая 1945 года в пригороде Берлина;

В) в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина;

12. В Потсдамской конференции глав держав - победительниц во Второй мировой войне, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года и закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над Германией, а также  обсудила проблемы послевоенного устройства Европы, принимали участие:

А) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля К. Эттли);

Б) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль;

В) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль ( с 28 июля К. Эттли)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!