Конспект урока «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение».
Эпиграф: « Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет».
А. Ахматова.
Цели и задачи урока:
Формулировка целей учащимися:
Мы лучше узнаем о том, как граждане нашей страны жили и трудились во время Великой Отечественной войны.
Мы узнаем, какой конкретный вклад внесли мирные граждане в дело победы над армией врага;
Мы сможем еще раз убедиться в том, как важно единство всего народа в достижении общей цели;
Мы сможем понять на примерах из истории, как поступают люди, верные своему гражданскому долгу, которые знают, что от каждого конкретного человека зависит судьба всего народа.
Цели и задачи, сформулированные учителем (на слайде презентации)
Формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы Великой Отечественной войны, понимания роли и значения трудового подвига и партизанского движения, их влияния на ход и результаты войны.
Развитие умений формулировать и аргументированно излагать свои суждения и оценки событий; развитие умения анализировать материал, обобщать, выделять основные мысли в текстах;
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к самопожертвованию и героизму партизан и трудовому подвигу советских граждан;
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран;
Учебники по истории России, тетради, ручки.
Ход занятия.
Организационный момент. 1 мин
Объявление темы урока. Формулировка целей. Запись темы в тетради 2 мин.
Ознакомление с ходом занятия. 1мин.
Письменный опрос по теме: Основные сражения Великой Отечественной войны 1943-1945гг. Тест 2 варианта, взаимная проверка 7 мин.
Беседа по ранее изученному материалу: об эвакуации граждан, демонтаже предприятий и перебазировании промышленности на восток страны в первые месяцы Великой Отечественной войны. 4 мин.
Презентация: Деятельность тружеников тыла и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» 4-5 слайдов с цифрами и фактами: «Динамика развития промышленности, новые виды вооружения, Партизанское движение» записи в тетради. 7 мин.
Сообщения учащихся о партизанах: О Кузнецове и о партизанском соединении Ковпака 2 сообщения с презентацией по 4 мин.
Фильм 7 мин.
Закрепление. Презентация с вопросами для закрепления 5 мин.
Выводы и отметки за работу на уроке 3 мин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: приветствие, отмечаются отсутствующие на уроке. Тема сегодняшнего занятия: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение». Прежде всего, как обычно, нужно определить цели занятия. Как вы думаете, каковы эти цели? Учитель: Теперь посмотрим на слайде, как цели сформулированы учителем и определим, в какой мере совпадают наши ожидания. |
Ответы учащихся: 1. Мы лучше узнаем о жизни советских граждан в годы войны. 2.Мы узнаем, какой вклад внесли мирные граждане в победу над врагом. 3. Мы сможем еще раз убедиться в том, как важно единство всего народа в достижении общей цели. 4. Мы познакомимся с примерами того, как должны поступать люди, верные своему гражданскому долгу. Учащиеся читают слайд и сообщают учителю, что в целом ожидания совпадают. |
Учитель сообщает ход занятия: Сейчас вы запишете число и тему занятия в свои тетради. Затем письменно вы ответите на вопросы теста по содержанию предыдущей темы « Основные события Великой Отечественной воны 1943-45гг.» На работу с тестом дается 5 мин. Затем вы обмениваетесь листами ответов с соседом и проверяете работу соседа в соответствии с ключом на слайде. На проверку дается 2 минуты. Начинайте работу. Не забудьте указать номер варианта и свою фамилию. Время пошло. Учитель сообщает критерии оценки. | Учащиеся записывают число и тему. Учащиеся выполняют работу. Через 5 мин. По команде учителя обмениваются листами ответов и проверяют работы. 2 мин. После завершения работы листы с ответами передаются по цепочке в начало ряда и кладутся на стол учителя. |
Учитель. Когда мы приступали к изучению Великой Отечественной войны, то касались вопроса эвакуации мирных граждан и перебазирования промышленности за Урал. Давайте вспомним основные цифры и факты. | Ответы учащихся 1й ученик: В стране было введено военное положение: сверхурочные работы на предприятиях, отмена выходных дней и отпусков, рабочие закреплены за предприятиями. 2й ученик: Создан Государственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандования и штаб партизанского движения. 3й ученик: Был организован совет эвакуации. С июля по ноябрь 1941 года эвакуировано 1500 предприятий и перевезено за Урал 10 миллионов человек. 4й ученик: То, что нельзя было демонтировать или не успевали, то уничтожалось. Скот перегоняли, зерно убирали и прятали под землю, что не успевали – сжигали. 5й ученик: Все это было возможно благодаря высокой организованности и дисциплине граждан и упорному сопротивлению войск. Войска противника не могли продвигаться так быстро, как было задумано. |
Учитель: Мы знаем, что в России самыми развитыми в промышленном отношении были Западные и Центральные районы страны. Оккупация этих районов привела к резкому спаду промышленного производства в первые месяцы войны. Ситуация была исправлена в рекордные сроки. Давайте посмотрим документальные кадры о том, как это было. Факты, которые следует: сколько предприятий было построено за Уралом в годы войны и когда СССР смог превзойти Германию по промышленному производству. |
Учащиеся смотрят хронику и отвечают на поставленные вопросы: В годы войны за Уралом было построено более двух тысяч крупных предприятий. Германию удалось превзойти к концу 1942 года. |
Учитель: Сейчас мы просмотрим презентацию и запишем основные цифры и факты. | Запись в тетради: Слайд №3, 4,6.
Сообщение учащегося: «Вооружение Красной армии во время Великой Отечественной войны» 3 мин. |
Учитель: Переходим к партизанскому движению. Вообще, что такое партизанское движение? Учитель: В своем обращении к народу 3 июля 1941 года Сталин призвал к партизанской борьбе. Но в первые месяцы войны к партизанской борьбе было настороженное отношение. Как вы думаете, почему? | Ответ ученика: Партизанское движение – это вооруженная борьба мирных граждан против оккупантов. Ответ ученика: фашисты пытались привлечь население на свою сторону и некоторые переходили. Власть понимала, что многие были недовольны репрессиями. И поэтому присматривались, чтобы определить, против кого будет направлена борьба. И только когда стало ясно, что большинство на стороне Красной армии, было решено возглавить движение и направлять его. |
Учитель: Видеофрагмент.2 мин.30 сек. Презентация. | Записи в тетради. 4 слайд. Дата создания штаба. 5, 6 слайд – этапы и задачи. 8 и 10. Сообщение учащегося о Николае Кузнецове 3 мин. |
Вопросы для закрепления на слайдах. Что можно сказать о настроении и моральном духе мирных граждан СССР в годы войны? Какие периоды выделяются в развитии военной экономики страны?
Назовите имена знаменитых конструкторов советской военной техники.
Почему к партизанскому движению сначала относились настороженно?
Кто возглавлял штаб партизанского движения? Назовите фамилии командиров партизанских соединений. Как называлась самая крупная партизанская военная операция? | Ответ ученика: подавляющее большинство граждан СССР были полны решимости победить врага, они верили в победу и отдавали все свои силы этой борьбе. Ответ: В первые месяцы войны резкий спад производства и героические усилия по демонтажу и эвакуации предприятий и населения, затем – к концу 1942 года – стабилизация, превзошли уровень 1941 года, с 1943 года – превзошли Германию по количеству и качеству вооружения.
Ответ: Кошкин – конструктор танка Т-34, Дегтярев и Шпагин – конструкторы пистолетов-пулеметов, Туполев, Ильюшин, Яковлев – конструкторы самолетов. Ответ: Часть граждан перешли на сторону врага, власть выжидала, чтобы понять, кого поддерживает большинство населения оккупированных территорий.
Ответ: Штаб возглавлял Пономаренко, самые известные партизанские командиры – Сидор Ковпак, Вершигора, Гришин, Сабуров.
Ответ «Рельсовая война» |
Учитель: мы выполнили задачи урока. Мы убедились, что в годы Великой Отечественной войны наш народ сплотился во имя единой цели – победы над врагом. Труженики тыла, жители оккупированных территорий проявили чудеса стойкости, самоотверженности и героизма. Отметки за урок. | |
Тест Основные события Второй мировой войны. 1943-1945гг.
Вариант 1
Прочтите отрывок из воспоминаний участника Великой Отечественной войны и укажите, о каком городе идет речь.
"Потерпев неудачу в своих расчетах взять город с ходу, а затем и штурмом, фашисты замкнули вокруг города стальное кольцо блокады, перерезав все сухопутные коммуникации, связывавшие его со страной. На стиснутой вражескими клещами территории осталось не менее двух с половиной миллионов мирных жителей, в том числе около 400 тысяч детей. Фашисты пытались во что бы то ни стало сломить сопротивление населения. Ежедневно город подвергался массированным обстрелам и бомбежкам".
А) Москве
Б) Ленинграде
В) Киеве
Оборонительный этап Сталинградской битвы продолжался:
А) с 17 июля по 19 декабря 1942 года;
Б) с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года;
В) с 17 июля по 19 ноября 1942 года;
В результате окружения группировки германских войск под Сталинградом в плен попали части 6 армии, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс. Это произошло:
А) 23 ноября 1942 года;
Б) 19 декабря 1942 года;
В) 2 февраля 1943 года;
В результате сражения на Курской дуге:
А) в немецком Генеральном штабе возник заговор, и было совершено покушение на Гитлера;
Б) германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции;
В) германское командование сделало вывод о необходимости разрабатывать новые наступательные операции на Восточном фронте;
Битва за Днепр
А) происходила в два этапа с 26 августа по 20 декабря 1943 года и включала в себя Черниговско-Полтавскую и Нижнеднепровскую операции;
Б) происходила в три этапа с 26 августа по 20 декабря и включала в себя Черниговско-Полтавскую, Нижнеднепровскую и Донбасскую операции;
В) происходила в два этапа с 26 августа по 30 сентября 1943 года и включала в себя Черниговско-Полтавскую и Нижнеднепровскую операции.
Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоеван Советской армией:
А) 22 октября 1943 года;
Б) 22 сентября 1943 года;
В) 22 ноября 1943 года;
В ходе операции «Багратион» общее руководство боевыми действиями было поручено советским военачальникам:
А) Жукову и Рокоссовскому:
Б) Жукову и Коневу;
В) Жукову и Василевскому;
В результате операции «Багратион» войсками Советской армии:
А) была освобождена территория Украины и Молдавии;
Б) была снята блокада Ленинграда и освобождена часть Литвы;
В) была освобождена Белоруссия, часть Литвы, советские войска вошли на территорию Польши;
Берлинская наступательная операция – одна из последних стратегических операций советских войск Великой Отечественной войны:
А) проводилась силами 1, 2 и 3-го Украинских фронтов и Днепровской военной флотилии;
Б) проводилась силами 1 и 2 -го Белорусского фронта, 1-го Украинского фронта, Днепровской военной флотилии и Краснознаменного Балтийского флота;
В) проводилась силами Прибалтийского, 1 и 2 Украинского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота;
Первый обстрел Берлина из дальнобойных орудий был произведен:
А) 16 апреля 1945 года;
Б) 20 апреля 1945 года;
В) 25 апреля 1945 года;
Знамя Победы на куполе рейхстага было установлено:
А) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 1 на 2 мая 1945 года;
Б) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года;
В) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым, Мелитоном Кантарией и замполитом Алексеем Берестом в ночь с 8 на 9 мая 1945 года;
В Потсдамской конференции глав держав - победительниц во Второй мировой войне, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года и закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над Германией, а также обсудила проблемы послевоенного устройства Европы, принимали участие:
А) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля К. Эттли);
Б) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль;
В) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль ( с 28 июля К. Эттли)
Тест Основные события Второй мировой войны. 1943-1945гг.
Вариант 2
Окружение группировки германских войск под Сталинградом осуществлялось силами Сталинградского, Донского и Юго –Западного фронтов Советской армии:
А) с 19 по 23 ноября 1942 года;
Б) с 19 ноября по 19 декабря 1942 года;
В) с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года.
Курская битва происходила:
А) с 5 июля по 23 августа 1943 года;
Б) с 5 по 13 июля 1943 года;
В) с 5 июля по 13 августа 1944 года;
Главный бой знаменитого танкового сражения в ходе Курской битвы происходил:
А) возле деревни Прохоровка 5 июля 1943 года;
Б) возле деревни Прохоровка 12 июля 1943 года;
В) возле деревни Прохоровка 23 августа 1943 год.
Как называлось оборонительное укрепление фашистов, взятое Красной Армией в ходе форсирования Днепра?
А) «Линия Маннергейма»
Б) «Тевтонский вал»
В) «Восточный вал»
Советское наступление на левом берегу Днепра в 1943 году производилось силами 5-ти фронтов, которым с 20 октября 1943 года были даны новые названия. Соотнесите старые и новые названия фронтов – цифру в левой колонке соотнесите с буквой в правой колонке.
1.Центральный фронт а) 4-й Украинский фронт;
2. Воронежский фронт б) 1-й Белорусский фронт;
3. Степной фронт в) 2-й Украинский фронт
4. Юго-Западный г) 1-й Украинский фронт
5. Южный д) 3-й Украинский фронт
Операция «Багратион» осуществлялась в 4 этапа силами 4-х советских фронтов и происходила:
А) на территории Белоруссии с 23 июня по 29 августа 1944 года;
Б) на территории Украины с 23 июня по 29 августа 1943 года;
В) на территории Белоруссии с 23 июня по 23 августа 1943 года;
Фраза Ф. Рузвельта: «Если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то, возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится», была произнесена:
А) в феврале 1943 года после Сталинградской битвы;
Б) в июле 1943 года после Курской битвы;
В) в августе 1944 года после операции «Багратион»
В ходе операции «Багратион» советские войска:
А) в течение месяца продвинулись в сторону западной границы на расстояние 500 км.
Б) заняли Прибалтику и Восточную Пруссию;
В) освободили территорию Крыма и Молдавию.
Берлинская наступательная операция – одна из последних стратегических операций советских войск Великой Отечественной войны:
А) продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, ширина фронта – 300 км., артиллерийская плотность – 270 орудий на 1 км.
Б) продолжалась 19 дней – с 20 апреля по 8 мая 1945 года, глубина продвижения – 300 км., артиллерийская плотность – 270 орудий на км.
В) продолжалась 38 дней – с 1 апреля по 8 мая 1945 года, глубина продвижения – от 100, артиллерийская плотность – 270 орудий на 1 км.
Первое советское знамя на территории Берлина было установлено:
А) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантарией 8 мая 1945 года;
Б) рядовыми 150 стрелковой дивизии Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантарией в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года;
В) бойцами 26 гвардейского и 32 стрелкового корпусов 21 апреля 1945 года;
11. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан представителями германского военного командования и принят представителями антигитлеровской коалиции во главе с маршалом Жуковым:
А) утром 8 мая 1945 года в центре Берлина;
Б) утром 9 мая 1945 года в пригороде Берлина;
В) в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина;
12. В Потсдамской конференции глав держав - победительниц во Второй мировой войне, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года и закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над Германией, а также обсудила проблемы послевоенного устройства Европы, принимали участие:
А) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля К. Эттли);
Б) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль;
В) председатель ГКО СССР И. Сталин, президент США Г.Трумен, премьер-министр Великобритании У. Черчилль ( с 28 июля К. Эттли)