СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык» 

 УМК «Начальная школа XXI века». 2 часть. с.22-24

28.01.2014 г.

Тема урока: «Падеж имен существительных» (ур.82)

Дидактическая цель:обобщение и закрепление знаний уч-ся падежей имён существительных, падежных вопросов, вспомогательных слов,совершенствования умения определения падежа слова в предложении.

Тип урока: урок обобщении и закрепления знаний.

Задачи урока:

Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.

Методы обучения: 

- Словесные (беседа, фронтальный опрос);

- Наглядные (наглядный тренажер-презентация, демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

- Практические (упражнения);

- Поисковые (частично-поисковые);

- Аналитический;

- Самостоятельной работы учеников.

Форма работы:коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Средства обучения: Учебник, карточки для коллективной и групповой работы, индивидуальные карточки, компьютер, музыкальное сопровождение для релаксации: «игра на сексофоне»

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход урока.

 

I. Организационный момент

 -Проверьте, ребята:вы готовы начать урок?

 

Все  на месте? Все  в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все МЫ правильно сидим?

Все  внимательно глядим?

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости".                                                                                                        -Как вы ее понимаете?( Мы узнаем что-то новое.)                                                                                                                                                                Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

-Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.

Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО?  отвечает. Оно  имеет род, число. И падежей различных шесть.                                                                                                       И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)

1)Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? – Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)

2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь, Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)

3)Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? – Лишь только я могу сказать. С предлогом "к" порой дружу, Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)

4)Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу. Ведь я важней министра! Все это знают тут!                                                                                      А ну скорей скажите, Как меня зовут?(Винительный падеж)

 

5)Творите – чем? Творите – с кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам "перед", "под" и "над" В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)

6)Мне без предлогов свет не мил. Пусть будет "в", и "о", и "при" –  Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)

-МОЛОДЦЫ, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ ПРАВИЛЬНО.

-СКАЖИТЕ ТЕМУ УРОКА:падежи имен существительных.

- Сегодня мы ОБОБЩИМ  И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯИ  ПО ТЕМЕ.

II.Минутка чистописания.

( под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».) 

 

- Итак, откройте тетради, запишите число:

 Двадцать восьмое января:

Классная работа.

Начнём урок с минутки чистописания.

- Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)  - Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…

-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)  - А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.) 

Запишите в тетради За зи зк аз

Заколдован невидимкой,  Дремлет лес под сказку сна. 

- Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин.   

- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке,                      УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.  

 

СЛОВАРНЫЙ диктант:

 Мороз, метель, январь, пальто,платок,февраль, северный лед, снегирь,погода,ветер,декабрь,иней,коньки,лопата.  - Перечитайте слова еще раз внимательно, отметьте орфограммы в словах.

-Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?

 (Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное).  - Составьте предложение с любыми существительными.

-Определите их род, число, падеж . 

Чтение примеров по выбору  

III. Блиц – опрос.

 

-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

- Что происходит с существительными при склонении?

 (Изменяется окончание) 

-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.

 

- Сколько падежей в русском языке? (6)

-Как они называются?

 

 

Откуда пошли названия падежей.

     Он ещё не родился, а уже думали , какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.

     Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.

     Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным.

     Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

     Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

     Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь предложным.

 

 

 

 

 Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.   Родительный буквально означает «полученный с рождения».   

 Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.  Винительный  — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.   Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.  Предложный  — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным))   

-Какие падежные вопросы имеют?

-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?

В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительныеприлагательныечислительные и местоимения.

-Какие падежи являются косвенными?(все, кроме именительного)

-Назовите начальную форму имени сущ.(И.п.ед.ч)

-ВСЕ ПАДЕЖИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ С ПРЕДЛОГАМИ? 

-Какой падеж не имеет предлогов?

-А какой падеж НАОБОРОТ без предлого не употребляется?

-Какие предлоги имеет дательный падеж?

-А другие падежи какие предлоги имеют, давайте вспомним.

Р.П –без, у, от, до, с, из, около, возле, для.

В.П- на, за, под, в через, про.

Т.П.-над, за, под, с, между, перед.,

П.п- в, об, о, на,при.

-Как определить падеж имени сущ. в предложении?

1.необходимо найти в предложении слово, к которому относится имя сущ.

2.далее задать от этого слова к имени сущ. вопрос как к члену предложения

3.Потом задать к имени сущ вопрос как части речи, т.е.падежный вопрос.

4.С помощью вспомогательного слова, по падежному вопросу и окончанию определяем падеж имени сущ.

- Какими членами предложения могут быть существительные?ГЛ. И ВТОРОСТ.(подл. Доп., и др)

-Имя сущ в И.п в предложеии каким членом бывает?(главным, подлежащим)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закрепление знаний и способов деятельности.

 

1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(1РЯД СОБИРАЕТ ПАДЕЖИ, 2-ВОПРОСЫ,                          3-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА)

1.Игра:СОБЕРИ ТАБЛИЦУ ПАДЕЖЕЙ

 - Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу.                                          На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова, расположены беспорядочно. Дети  ставят всё в нужной последовательности.

Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек

Индивидуальные карточки: «Заполни таблицу»

2.ИГРА. «Собери слова нужного падежа»

УСЛОВИЕ ИРЫ: Каждый ряд выбирает своих представителей 2 чел.

Каждая пара получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт  карточки с существительными в одном и том же падеже.

на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне,        у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.

 

3. Коллективная работа.  

                                                                                                                                                   1.Прочитайте предложение, записанное на доске.

На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно.

Здесь есть ошибки. Какие? (В предложении нет связи слов).                             Исправить ошибки нам поможет знание падежей.                                   Давайте разберем это предложение: найдем главные и второстепенные члены предложения. Что? Кувшин  это подлежащее, выраженное сущ, в каком падеже? Правильно, в и.п. Кувшин что делал? Стоял –это сказуемое, выраженное глаголом

 Стоял (где?на чем?на дворе,                                                                                             Кувшин (с чем?с водой,  ставим окончание -ой.  Была (в чем?в кувшине,окончание .  Была (на чем?на дне,  окончание .

-Прочитайте и запишите исправленное предложение.

 

4.Работа по индивидуальным карточкам с взаимопроверкой

 

 

Физминутка «Падежи»

 

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

 

5)Выполните задания:

Показ слайдов: тренажер –падежи.

Задание: определи падеж имени сущ.

 

           Электронная физминутка для глаз.

— Ребята посмотрите на ЭКРАН. Следите взглядом за движением.

-Закройте глаза, откройте, отдохните.

 

4.Работа по учебнику.

 

-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.

-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.

-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж. 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

- Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?

- Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение?  - Какое задание было интересным и вам понравилось?

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧ-СЯ НА УРОКЕ

 Домашнее задание.Стр.24 учебника, упр.4.

Задание в учебнике ЧИТАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ :

Запись д/з в дневник. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!