Дидактическая цель:обобщение и закрепление знаний уч-ся падежей имён существительных, падежных вопросов, вспомогательных слов,совершенствования умения определения падежа слова в предложении.
Тип урока: урок обобщении и закрепления знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
Методы обучения:
- Словесные (беседа, фронтальный опрос);
- Наглядные (наглядный тренажер-презентация, демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
- Практические (упражнения);
- Поисковые (частично-поисковые);
- Аналитический;
- Самостоятельной работы учеников.
Форма работы:коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения: Учебник, карточки для коллективной и групповой работы, индивидуальные карточки, компьютер, музыкальное сопровождение для релаксации: «игра на сексофоне»
Ход урока.
I. Организационный момент
-Проверьте, ребята:вы готовы начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все МЫ правильно сидим?
Все внимательно глядим?
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости". -Как вы ее понимаете?( Мы узнаем что-то новое.) - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
-Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)
1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)
2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)
3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)
4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?(Винительный падеж)
5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)
6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)
-МОЛОДЦЫ, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ ПРАВИЛЬНО.
-СКАЖИТЕ ТЕМУ УРОКА:падежи имен существительных.
- Сегодня мы ОБОБЩИМ И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯИ ПО ТЕМЕ.
II.Минутка чистописания.
( под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».)
- Итак, откройте тетради, запишите число:
Двадцать восьмое января:
Классная работа.
Начнём урок с минутки чистописания.
- Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
- Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…
-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
- А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Запишите в тетрадиЗа зи зк аз
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
- Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин.
- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.
СЛОВАРНЫЙ диктант:
Мороз, метель, январь,
пальто,платок,февраль, северный лед, снегирь,погода,ветер,декабрь,иней,коньки,лопата.
- Перечитайте слова еще раз внимательно, отметьте орфограммы в словах.
-Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?
(Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное).
- Составьте предложение с любыми существительными.
-Определите их род, число, падеж .
Чтение примеров по выбору
III. Блиц – опрос.
-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
- Что происходит с существительными при склонении?
(Изменяется окончание)
-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
- Сколько падежей в русском языке? (6)
-Как они называются?
Откуда пошли названия падежей.
Он ещё не родился, а уже думали , какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь предложным.
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным))
-Какие падежные вопросы имеют?
-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?
- Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу. На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова, расположены беспорядочно. Дети ставят всё в нужной последовательности.
Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек
Индивидуальные карточки: «Заполни таблицу»
2.ИГРА. «Собери слова нужного падежа»
УСЛОВИЕ ИРЫ: Каждый ряд выбирает своих представителей 2 чел.
Каждая пара получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт карточки с существительными в одном и том же падеже.
на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне, у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.
3. Коллективная работа.
1.Прочитайте предложение, записанное на доске.
На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно.
- Здесь есть ошибки. Какие? (В предложении нет связи слов). - Исправить ошибки нам поможет знание падежей. Давайте разберем это предложение: найдем главные и второстепенные члены предложения. Что? Кувшин это подлежащее, выраженное сущ, в каком падеже? Правильно, в и.п. Кувшин что делал? Стоял –это сказуемое, выраженное глаголом
Стоял (где?на чем?) на дворе, Кувшин (с чем?) с водой, ставим окончание -ой.
Была (в чем?) в кувшине,окончание -е.
Была (на чем?) на дне, окончание -е.
-Прочитайте и запишите исправленное предложение.
4.Работа по индивидуальным карточкам с взаимопроверкой
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
5)Выполните задания:
Показ слайдов: тренажер –падежи.
Задание: определи падеж имени сущ.
Электронная физминутка для глаз.
— Ребята посмотрите на ЭКРАН. Следите взглядом за движением.
-Закройте глаза, откройте, отдохните.
4.Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.
-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.
-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
- Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?
- Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение?
- Какое задание было интересным и вам понравилось?