Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос кто?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научаться находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, репродукции картин, карточки с индивидуальными заданиями, фишки синего и зеленого цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
II. Самоопределение к деятельности
- Какой раздел мы начали изучать? (Части речи)
- Какие части речи вы знаете? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Что обозначает каждая часть речи? (Предмет, признак предмета, действие предмета)
- На какие вопросы отвечает каждая часть речи? (Кто? Что? Какой, Какая? Что делает? Что сделает?) (Слайд 1)
-Приведите примеры.
Посмотрите на экран и скажите, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей)
- Мы научимся различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Узнаем как они называются. Будем учиться правильно отвечать на вопросы полным ответом, красиво и грамотно писать.
III. Актуализация знаний
Минутка чистописания
-Скажите все что знаете о букве К. (буква К обозначает звук [к] согласный, твердый, глухой, парный и звук [к'] согласный, мягкий, глухой, парный)
Письмо Кк
Орфографическая минутка
На доске слова: картина Крым килька кадка
- Выберите «лишнее слово». Объясните свой выбор.
-Запишите слова в тетрадь.
Словарная работа
-Слово картина – словарное слово. Посмотрите в словаре, что оно обозначает.
- Подберите однокоренные слова к слову картина.
Картина, картинка, картинный. (слайд 2)
- Запишите слова, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне. ( 1 ученик у доски)
- Составьте предложение с одним из слов. (устно)
- Слово картина иногда заменяют синонимами. Я вам буду показывать репродукции и вместо слова картина, назову синоним этого слова. Ваша задача назвать синоним.
- Перед вами полотно И. Шишкина «Рожь» (синоним - полотно)
-Перед вами пейзаж И. Шишкина «Парк в Павловском» ( синоним – пейзаж)
Один ученик рассказывает стихотворение А. Кушнера «Если видишь на картине…»
- Перед вами натюрморт «Цветы и плоды» Хруцкого (синоним – натюрморт).
-Запишите синонимы в тетрадь. (слайд 2)
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте правило.
- К каким именам существительным мы задаем вопрос Кто?
- Как называются такие имена существительные? (Такие имена существительные называются одушевленными)
- Приведите примеры одушевленных имен существительных.
-Прочитайте правило на стр. 50.
- К каким именам существительным мы задает вопрос что?
-Как называются такие имена существительные? (Такие имена существительные называются неодушевленными)
-Приведите примеры неодушевленных имен существительных.
Фронтальная работа ( слайд 3)
-Прочитайте слово, задайте к нему вопрос, определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Книга, конь, змея, окно, чистота, облако, гром, лягушка, перемена.
V. Физкультминутка (на интерактивной доске)
VI. Закрепление
Работа в тетради.
-Запишите имена существительные, которые я буду называть в два столбика. В первый столбик – одушевленные, во второй – неодушевленные имена существительные. (на обратной стороне доски 1 ученик)
Брат, арбуз, этаж, заяц, ветер, сахар, щука, пчела.
Самопроверка на экране (Слайд 4). Самооценка с помощью «светофора».
Работа в парах
-Перед вами иллюстрация к произведению Н. Носова «Прятки». (слайд 5). Каждая пара должна составить одно предложение. Ребята первого ряда составляют предложение, в котором говорится об одушевленных именах существительных. А ребята второго ряда – об неодушевленных существительных. (по окончании работы пары озвучивают свои варианты)
Самостоятельная работа по уровням
1 уровень:
Составить из слов предложения. Подчеркнуть главные члены.
Катя, лук.
Кошка, молоко.
Бабушка, пирог.
2 уровень:
Составить из слов предложения. Подчеркнуть главные члены. (слайд 6)
В, медведь, сладко, берлоге, спит.
Под кучей, уснул, хвороста, ёж.
Под, корой, зимует, пня, жук.
VII. Рефлексия (слайд 7)
- Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевленные и неодушевленные имена существительные и могу помочь другим.
- Я считаю, что научился различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, но мне еще нужна помощь.
- Я считаю, что было трудно на уроке.
VIII. Итого урока.
-Расскажите все, что знаете об имени существительном.
Домашнее задание с. 48, с. 50 выучить правило; с. 51 упр. 86.