СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Насекомые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Насекомые»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о существенном свойстве насекомых;

2) сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 1 класс Насекомые»

Окружающий мир, 1 класс

Тема: «Насекомые»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о существенном свойстве насекомых;

2) сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3) опорные сигналы по понятям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5) опорный сигнал по понятию «насекомые».

Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию «насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придет на урок.

− Кто пришел к вам на урок? (Мыслик.)

− Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных.)

− Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом?

Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.

− Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)

− Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.

Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

− Назовите шаги.

Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

− Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

− Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.)

Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:

 У зверя уши слишком отросли,

А хвост, как шарик, не мешает бегу.

Бывает летом он под цвет земли,

Ну а зимой подобен снегу.

(Заяц.)

 Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит!

(Дятел.)

 Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает!

(Курица.)

 Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка.)



 К своим ласкается,

На чужих ругается.

У своего теремочка

Сидит на цепочке.

(Собака.)

 Птичка – невеличка,

Воробью сестричка:

Сама мелковата,

Животиком желтовата.

(Синица.)

− Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.)

− Что вы уже знаете о животных? (Животные – это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)

− Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)

− Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)

− Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)

Учитель открывает на доске эталон:

Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.

− Разбейте этих животных на группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

− Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу зверей, птиц.)

Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.

− Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

− У кого из вас по-другому? (…)

− Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Звери»:

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

− Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

− У кого из вас по-другому? (…)

− Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Птицы»:

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

− К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.)

− Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)

− Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.)

Учитель фиксирует тему урока на доске.

− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)

− Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

Учитель вывешивает на доску картинки из набора:

Аналогичные карточки раздаёт учащимся.

− Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.)

− Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)

Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.

− Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.

− Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)

− Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»:







− Выполните это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

− Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

− Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)

− Кто выбрал, назовите животных.

Несколько учащихся озвучивают свои результаты.

− Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.

− Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)

− Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)

Учитель на доске записывает вопросительный знак.

− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение».

− Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)

Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»:










− Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.)

− Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие – к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)

− Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)

Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»:

− Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)

− Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.)

− Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.)

− А как вы выберите этот признак? (…)

Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.

− В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.

− Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)

Учитель правильно располагает картинки:


− Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)

− Какое животное к ним не относится? (Паук.)

5. Реализация построенного проекта.

− Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах.

Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.

− Выполните задание.

Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:

− Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи?

Ученики высказывают свои предположения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.

− Какой же признак подходит? (Количество лапок.)

− Сколько лапок у насекомых? (Шесть.)

− Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)

− Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)

Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

− Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)

− Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)

− Я предлагаю вам самим составить эталон.

Учитель раздает заготовки каждому ученику:

− Составьте свои эталоны.

Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Насекомые»:

− Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

− Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.

Учащиеся по цепочке выполняют задание.

− Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)

Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.

− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тетрадь, 11, стр. 18.

− Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверьте.

Учитель открывает на доске образец кроссворда.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

− Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.)

− Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

− У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Где вы сможете использовать открытые знания?

− Как в жизни вы сможете эти знания использовать?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

− Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.)

− Достигли ли вы цели?

− Кому удалось сделать «открытие» самому?

− Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам бабочек.

Учитель раздает учащимся бабочки:

− Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

− В чем возникали трудности на уроке?

− Какие трудности остались на конец урока?


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!