СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Повторение. Пунктуация в простом осложненном предложении.

Цели урока:

  1. актуализировать знания о простом осложненном предложении, закрепить умения разли­чать однородные и неоднородные определения, повторить пунктуацию предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом при однородных членах;
  2. развивать мыслительные способности учащих­ся;
  3. создать ситуацию для воспитания бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

ХОД УРОКА

Организационный момент

I.Проверка домашнего задания.Опрос или взаимоопрос по теоретическим сведениям по теме «Простое предложение».Проверка упр. 16.

Кодированный диктант (ОЛП, НЛП, БП, НАЗ).

Горы (назывное). 2. Белыми хлопьями залепило глаза (безличное). 3. Сгребаем лепестки пригоршнями (определенно-личное). 4. У камня намело сугробы из лепестков (безличное). 5. Хоть на лыжах катайся и лепи снеговика (определенно-личное). 6. В глазах рябит (безличное). 7. Заметает, кружит, заносит (безличное). 8. И удивительно, и смешно (безличное).

Обратить внимание: Лес на каменной стене (двусоставное неполное предложение, т. к. есть состав сказуемого — обстоятельство).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе»


Тема: Повторение. Пунктуация в простом осложненном предложении.

Цели урока:

  1. актуализировать знания о простом осложненном предложении, закрепить умения разли­чать однородные и неоднородные определения, повторить пунктуацию предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом при однородных членах;

  2. развивать мыслительные способности учащих­ся;

  3. создать ситуацию для воспитания бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

ХОД УРОКА

Организационный момент

I.Проверка домашнего задания.Опрос или взаимоопрос по теоретическим сведениям по теме «Простое предложение».Проверка упр. 16.

Кодированный диктант (ОЛП, НЛП, БП, НАЗ).

Горы (назывное). 2. Белыми хлопьями залепило глаза (безличное). 3. Сгребаем лепестки пригоршнями (определенно-личное). 4. У камня намело сугробы из лепестков (безличное). 5. Хоть на лыжах катайся и лепи снеговика (определенно-личное). 6. В глазах рябит (безличное). 7. Заметает, кружит, заносит (безличное). 8. И удивительно, и смешно (безличное).

Обратить внимание: Лес на каменной стене (двусоставное неполное предложение, т. к. есть состав сказуемого — обстоятельство).


II. Актуализация знаний по теме «Простое осложненное предложение»

 Фронтальный опрос.

— Какое предложение называется простым осложненным? Чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными слова­ми, словосочетаниями и предложениями.)

 III.Работа с учебником. Схема на с. 10.

Обсуждение схемы. Иллюстрирование схемы своими примерами простых осложненных пред­ложений.

3. Выполнение задания в тетрадях.

— Запишем предложение и охарактеризуем его.

Летом я купался в реке. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, рас­пространенное.)

— А сейчас, работая в парах или индивидуально, дополним это предложение таким образом, чтобы оно стало простым осложненным.

Примерные ответы:

Летом я, конечно, купался в реке (осложнено вводным словом). Летом я купался в реке, со­бирал в лесу ягоды и читал книги (осложнено однородными сказуемыми). Летом я. отдыхая у ба­бушки в деревне, купался в реке (осложнено обособленным обстоятельством — деепричастным оборотом). Летом я купался в реке, находящейся недалеко от нашей деревни (осложнено обо­собленным определением — причастным оборотом, который находится после определяемого слова). Летом, друзья мои, я купался в реке (осложнено обращением).


Физкультминутка


4. Повторение пунктуации (знаки препинания при однородных членах предложения).

  • Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. (Равноправные по отношению друг к другу и отвечающие на один вопрос, который задан от одного члена пред­ложения.)

  • С какой целью однородные члены используются в речи? Могут ли быть неоднородными определения? (Определения являются неоднородными, если характеризуют предмет с разных сторон. Например: Было ясное осеннее утро.)

  • Ставится ли запятая между неоднородными опре­делениями? (Нет.)


5. Работа с учебником. Упр. 13 (устно).


6. Анализ таблицы. Упр. 13.

Выборочное иллюстрирование схем своими примерами простых предло­жений с однородными членами. Обратить внимание на постановку знаков препинания при одно­родных членах с обобщающими словами, причем обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.


7. Упр. 14 (по вариантам).

1. Великая сила жизни видна во всем: колебании вершин, пересвисте птиц, мягком освеще­нии. 2. Она была красива той непосредственной врожденной красотой, которая распространяется на все: лицо, глаза, волосы, манеру говорить, смеяться, сердиться. 3. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми — обогащает и облагораживает человека. Обще­ние необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов тех встреч и впечатлений невозможно не только осуществлять радость, но и существовать. 4. Ни одного следа: ни санного, ни человеческого, ни звериного — не было видно. 5. Мосты, кинотеатры, жилые дома, стадионы, заводы — все выполняется в монолитном железобетоне с помощью изумительной по аккуратности опалубки, армирования, бетономешалок, увлажняющих брызгалок.


8. Работа на доске и в тетрадях.

— Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.

  • Разобрать по составу слово безмятежное, объяснить правописание приставки. Определить лексическое значение этого слова, подобрать к нему синонимы.

  • Какой темой объединены предложения, взятые из текстов К. Паустовского, М. Пришвина, Н. Рыленкова? (Темой любви к родной природе.) Несет ли человек, в том числе и мы с вами, от­ветственность за сохранение природы? Нуждается ли сегодня, в век технического прогресса, при­рода в защите?


9. Работа на доске и в тетрадях.

— Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

  1. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

  2. Дорога тянулась между скал поросших мхом.

  3. Утомлённый ходьбой по болотам забрел я в сарай и заснул глубоко.

  4. Была белая ночь облачная и тихая.

  5. Казбек, Кавказа царь Могучий, виден из нашего окна.

  6. Мы, бывшие партизаны, собрались на митинг.

  7. Вода, зашумев, полилась по трубам.

  8. Он стоял у самого подъезда закрыв лицо багро­вым воротником.

  9. Тётушка несмотря на преклонный возраст отлич­но видит.

  10. Впрочем ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.


IV. Рефлексия. Подведение итогов

Что мы вспомнили о простом осложненном предложении? Были ли у вас трудности? Какой материал вызвал затруднения? Следует обратить особое внимание на вопросы, показавшиеся вам сложными, при подготовке до­машнего задания.

Домашнее задание. Упражнение 18.











Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.


Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.

Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствиеЕще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черныхВсе в тающей дымке: холмы, перелескиСеверная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказкеВсе эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!