Тема: Повторение. Пунктуация в простом осложненном предложении.
Цели урока:
актуализировать знания о простом осложненном предложении, закрепить умения различать однородные и неоднородные определения, повторить пунктуацию предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом при однородных членах;
развивать мыслительные способности учащихся;
создать ситуацию для воспитания бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.
ХОД УРОКА
Организационный момент
I.Проверка домашнего задания.Опрос или взаимоопрос по теоретическим сведениям по теме «Простое предложение».Проверка упр. 16.
Кодированный диктант (ОЛП, НЛП, БП, НАЗ).
Горы (назывное). 2. Белыми хлопьями залепило глаза (безличное). 3. Сгребаем лепестки пригоршнями (определенно-личное). 4. У камня намело сугробы из лепестков (безличное). 5. Хоть на лыжах катайся и лепи снеговика (определенно-личное). 6. В глазах рябит (безличное). 7. Заметает, кружит, заносит (безличное). 8. И удивительно, и смешно (безличное).
Обратить внимание: Лес на каменной стене (двусоставное неполное предложение, т. к. есть состав сказуемого — обстоятельство).
II. Актуализация знаний по теме «Простое осложненное предложение»
Фронтальный опрос.
— Какое предложение называется простым осложненным? Чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями.)
III.Работа с учебником. Схема на с. 10.
Обсуждение схемы. Иллюстрирование схемы своими примерами простых осложненных предложений.
3. Выполнение задания в тетрадях.
— Запишем предложение и охарактеризуем его.
Летом я купался в реке. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное.)
— А сейчас, работая в парах или индивидуально, дополним это предложение таким образом, чтобы оно стало простым осложненным.
Примерные ответы:
Летом я, конечно, купался в реке (осложнено вводным словом). Летом я купался в реке, собирал в лесу ягоды и читал книги (осложнено однородными сказуемыми). Летом я. отдыхая у бабушки в деревне, купался в реке (осложнено обособленным обстоятельством — деепричастным оборотом). Летом я купался в реке, находящейся недалеко от нашей деревни (осложнено обособленным определением — причастным оборотом, который находится после определяемого слова). Летом, друзья мои, я купался в реке (осложнено обращением).
Физкультминутка
4. Повторение пунктуации (знаки препинания при однородных членах предложения).
Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. (Равноправные по отношению друг к другу и отвечающие на один вопрос, который задан от одного члена предложения.)
С какой целью однородные члены используются в речи? Могут ли быть неоднородными определения? (Определения являются неоднородными, если характеризуют предмет с разных сторон. Например: Было ясное осеннее утро.)
Ставится ли запятая между неоднородными определениями? (Нет.)
5. Работа с учебником. Упр. 13 (устно).
6. Анализ таблицы. Упр. 13.
Выборочное иллюстрирование схем своими примерами простых предложений с однородными членами. Обратить внимание на постановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами, причем обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
7. Упр. 14 (по вариантам).
1. Великая сила жизни видна во всем: колебании вершин, пересвисте птиц, мягком освещении. 2. Она была красива той непосредственной врожденной красотой, которая распространяется на все: лицо, глаза, волосы, манеру говорить, смеяться, сердиться. 3. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми — обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов тех встреч и впечатлений невозможно не только осуществлять радость, но и существовать. 4. Ни одного следа: ни санного, ни человеческого, ни звериного — не было видно. 5. Мосты, кинотеатры, жилые дома, стадионы, заводы — все выполняется в монолитном железобетоне с помощью изумительной по аккуратности опалубки, армирования, бетономешалок, увлажняющих брызгалок.
8. Работа на доске и в тетрадях.
— Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Разобрать по составу слово безмятежное, объяснить правописание приставки. Определить лексическое значение этого слова, подобрать к нему синонимы.
Какой темой объединены предложения, взятые из текстов К. Паустовского, М. Пришвина, Н. Рыленкова? (Темой любви к родной природе.) Несет ли человек, в том числе и мы с вами, ответственность за сохранение природы? Нуждается ли сегодня, в век технического прогресса, природа в защите?
9. Работа на доске и в тетрадях.
— Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.
Дорога тянулась между скал поросших мхом.
Утомлённый ходьбой по болотам забрел я в сарай и заснул глубоко.
Была белая ночь облачная и тихая.
Казбек, Кавказа царь Могучий, виден из нашего окна.
Мы, бывшие партизаны, собрались на митинг.
Вода, зашумев, полилась по трубам.
Он стоял у самого подъезда закрыв лицо багровым воротником.
Тётушка несмотря на преклонный возраст отлично видит.
Впрочем ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.
IV. Рефлексия. Подведение итогов
Что мы вспомнили о простом осложненном предложении? Были ли у вас трудности? Какой материал вызвал затруднения? Следует обратить особое внимание на вопросы, показавшиеся вам сложными, при подготовке домашнего задания.
Домашнее задание. Упражнение 18.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.
Задание. Записать под диктовку следующие предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схемы предложений.
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие. Еще я высыпал на стол много красных грибов, и белых, и черных. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи — все это располагает, к сказке. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди — не боятся человека.