СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Выяснение причины появления у слова нескольких значений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс»

Урок русского языка во 2 «Б» классе


Тема « Как появляются многозначные слова»

Цель: Выяснение причины появления у слова нескольких значений.

Задачи:

  • Развивать речь, навык сравнения значения слов в словаре.

  • Учить пользоваться толковым словарём.

  • Воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма, дружеские отношения друг к другу.

Планируемые результаты урока:

Формировать: базовый уровень умений работать с информацией по теме; умение выстраивать речевые высказывания; работать самостоятельно и в паре; уважительное отношение к иной точке зрения ; навыки исследования, логических рассуждений; начальные формы рефлексии.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из словаря, иллюстраций, текстов.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.


Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Тип урока: урок открытия новых знаний


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, работа с информацией, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и оцениванием, деятельностный, проблемный.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.


Учебно-методическое обеспечение:

1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова, 4 –е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Толковые словари.

3. Карточки, схемы.

4. Презентация.













Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организацион-ный.

Мотивация к учебной деятельности.

Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологиче-ский и эмоциональный настрой к общению.

Управление оценкой готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку?

На уроке тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры в вестибюли, коридоры,

Не мешайте нам писать,

Думать, мыслить, рассуждать.


- Итак, чтобы наш урок не прошёл зря, что мы должны с вами делать?

Дети слушают, отвечают на вопросы, настраиваются на работу.








Отвечают на вопрос учителя

( Думать, рассуждать, сравнивать. анализировать, обобщать, делать выводы)

Регулятивные.

Развитие мотивов учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы


































































































































3. Целеполагание



































4. Составление плана работы
















































5. Работа над новым материалом
















































6. Физкультминутка



















7. Работа по теме урока




















































8. Закрепление изученного












































9. Рефлексия




























10. Домашнее зажание



Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.






















































Повторить словарные слова, развивать навыки грамотного письма



Учить работать с орфографическим словарём



Учить анализировать и делать выводы













Развивать речь.






















Нравственное воспитание

























Учить формулировать тему урока

































Учить планировать работу





















Воспитание трудолюбия, стремление к знаниям






















Усвоение новых знаний





Повторение пройденного










































Формирование ценностного отношения к своему здоровью
















Учить работать с толковым словарём.

















































Проверка умения находить слова в прямом и переносном значениях







































Подведение итога урока



Самооценка
































Создание условий для формирования умения выбирать и оценивать учебные действия, умения ставить цель, формулировать тему.


Откройте тетради.

–Запишите число.

Классная работа.


А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.


«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».


- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?


- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
Для этого проведем минутку каллиграфии.

Прочитайте запись «Урок русского языка».

Слайд 1



- Буква, которую мы будем писать, обозначает в одном из слов два звука. Догадайтесь, какая это буква? («я» в слове «языка»)


- Почему вы так решили?

- Потому что буква «я» в начале слова обозначает два звука.

- Какая буква похожа на букву «я» по написанию? (л)

Чем они различаются? (овалом)

Запишите строчку соединений букв я и л , чередуя их.







2. Словарно-орфографическая работа.

-Прочитайте слова.

Б . рёза, . втобус, в . робей, в. кзал,

. зык.

-Запишите, вставляя пропущенные орфограммы.

Самопроверка по орфографическому словарю.

- Что можете сказать об этих слова?

- Какое слово лишнее? (язык). Почему?

Слайд 2

Какие значения слова »язык» мы знаем?



Слайд 3

- Чтобы говорить

- Чтобы чувствовать вкус

- Язык колокола

- Язык огня

- Иностранные языки

- Как вы думаете, когда у нас в стране звучат больше всего иностранные языки?

- Свет от языков пламени Олимпийского огня символизирует чистоту, совершенство, борьбу за победу, мир и дружбу.



Слайд 4







Во время соревнований на ней обязательно присутствуют не только игроки, но и судья и тренер. Все они разговаривают между собой ЯЗЫКОМ специальных жестов.

- Видите, сколько появилось много значений слова «язык».



- Как вы думаете. Какая тема нашего урока

Сообщение темы урока

– Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы предположили? Наш урок относится к разделу «Развитие речи».

-Какую цель мы поставим? (учиться писать без ошибок, пополнить знания о многозначных словах, развивать речь)



Работа с учебником.

Учебник с. 34 Урок 93

Чтение темы:

«Как появляются многозначные слова?

_- Что мы уже знаем?

- Что нам нужно узнать?

Слайд 5



Это проблемный вопрос нашего урока.

Есть проблема, нужно наметить пути решения.

-Что мы будем делать, чтобы ответить на этот вопрос?


Планирование работы


1..Вспомним изученное.

2. Подумаем!

3. Обратимся к учебнику.

4. Спросим учителя.

5. Обратимся к толковому словарю.

6. Поработаем в парах.

7. Сделаем вывод.


Слайд 6



– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Нам придётся много потрудиться, .

чтобы всё у нас получилось, Работать будем под девизом: «Труд – дорога к успеху»

Слайд 7



Участники спортивных соревнований стремятся к вершинам побед в спорте, а мы к знаниям

Запишите девиз в тетради.

- Какие орфограммы встретились?


Вспомним изученное.


Какие слов называются многозначными?



1.Наблюдение над многозначными словами.


-Ребята, большинство слов в русском языке многозначны, т. е. они способны иметь несколько значений. А как же появляются у слов другие значения? Почему это происходит?

(Выслушиваются версии: похожи по форме, по назначению)


Работа с учебником

1.Давай подумаем


Обратимся к учебнику с. 34-35

Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к предложениям. Объясните значения выделенных слов.


Работа в парах с таблицей.

Слайд 8



Тайны языка с. 36 Прочитайте!




Каждое утро, вытягиваясь во весь рост,

Вспомните:

Я- человек!

Всегда готов встать рядом или впереди,

Протянуть руку помощи,

Легко нагнуться к слабому или малому,

Подставить плечи под груз тревог и забот,

Дотянуться до мечты,

Легко балансировать между желаниями и возможностями, Перепрыгнуть через усталость и боль

Бороться с собственной ленью, Глубоко вздохнуть по несбывшемуся

И повторить от начала до победы!



На Олимпийских играх, во время проведения различных международных соревнований участники стремятся к победе. Ну а мы стремимся к знаниям.

Давайте исследуем слово «Олимпиада»

Обратимся к словарю

Откройте словари.

Посмотрите, сколько чисел стоит? (3)

Что можем сказать ?

Это слово многозначное.

Прочитайте первое значение,

Второе значение, третье значение.


Слайд 9


Объясните значение выделенных слов.

Золотая медаль, золотое сердце.

- Как вы думаете, почему можно сказать «золотое сердце»?

В каком случае выделенное слово употреблено в прямом значении?

А когда употребили в переносном значении.

Давайте обратившись в толковый словарик учебника. Проверим свой предположения ( с.160)

Значит, значение многозначных слов могут быть какими?


Заполним таблицу.

Слайд 10


Работа по карточке.


Подчеркни-те слова с прямым значением.


1) Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;


2) Лёгкая работа, лёгкая рука;


3) Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;


4) Железная дисциплина; железный гвоздь;


Подчеркните слова с переносным значением.


1)Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;


2) Лёгкая работа, лёгкая рука;


3) Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;


4) Железная дисциплина; железный гвоздь;




Взаимопроверка


Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.

-Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу.

Как появляются многозначные слова?


-Всё ли нам удалось?



-А теперь я попрошу дать себе самооценку по итогам работы на уроке


1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!


Поставьте себя на одну из ступень пьедестала.


Слайд 11


-



С. 36, № 2

По выбору: составить предложения устно;

записать предложения

в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь число, классная работа.




Орфограмма-

написание, требующее проверки, применения правил орфографии.










Отвечают на вопрос учителя. (Правильно и красиво говорить)

















Отвечают на вопросы учителя.


Высказывают собственное мнение.


Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания


Контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение






Самоопределение








Отвечают на вопрос учителя. ( Слово отвечает на : что? Обозначает предмет, является словарным. Многозначное)






















Отвечают на вопрос учителя





























Предположение детей


Чтение в учебнике






Ответы учеников н вопрос учителя





















Дети называют этапы планирования















































Запись девиза в тетрадь




Ответы детей





















Работают в парах























Выполняют движения



















Работа в парах с толковым словарём

































Работа в парах с таблицей










Работа с таблицей

в парах











Дети работают по карточке индивидуально





















Ответы детей



Делают вывод














Дети оценивают свою работу

























Записывают задание











Регулятивные: целеполагание. Личностные: жизненное самоопределение.


















Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

















Коммуникативные

Регулятивные

Личностные









Коммуникативные

Регулятивные

Дичностные























Коммуникативные

Регулятивные

Дичностные























Коммуникатив-ные

Регулятивные

Дичностные
























Коммуникатив-

ные

Регулятивные

Личностные




































Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные





















Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные



















Коммуникатив-ные


Регулятивные

Личностные


























Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные






Регулятивные

Личностные
































Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные


































Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные









Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные
































Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!