СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языкаи в 3 классе по теме "Изменение имен прилагательных по числам"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Технологическая карта урока русского языка

Тема «Изменение имен прилагательных по числам»

Цель: определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число.

Задачи: 1.Научить изменять имена прилагательные в единственном числе в имена прилагательные во множественном числе

2. Научить находить в именах прилагательных окончание

3. Определять роль имен прилагательных в тексте

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация обучающихся на учебную деятельность

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем закреплять новые знания.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей

Актуализация знаний

А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи. 
Наш урок мы начнем с украшения солнца лучами. Перед вами множество лучей с сердцевиной «Имя прилагательное» и «Имя существительное». Ваша задача: вам нужно выбрать те лучи, которые относятся к имени прилагательному и у имени существительному. Будьте внимательны! 
А с остальными учащимися, которые сидят за партами, мы сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….» 
«да»- «+»; « нет» - «-« 
• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (+). 
• Имя прилагательное обозначает признак предмета (+). 

Имя прилагательное отвечает на вопрос кто? Что?(-)
• Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?( +) 

Имя прилагательное дружит с глаголом. ( -)  
Ребята, давайте же проверим, как собрали наши солнышки.

Что же такое имя существительное?

Что же такое имя прилагательное? 

Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Что же это? (весна)

- Назовите первый звук в слове «весна»?

- Дайте ему характеристику

-Какой буквой обозначается на письме этот звук?

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).

Для чего мы с вами проводим минутки чистописания? Верно, чтобы дети которые перешли в широкую линии закрепили навыки письма, а дети которые еще не перешли учатся.

Пропишем заглавную букву вэ в соединении со строчной

Обратите внимание начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, и верхняя петля строчной буквы находится на верху на одном уровне с заглавной буквой.

Итог!!!

Словарная работа

Давайте вспомним, какие словарные слова начинаются на букву В. Я вам буду говорить лексическое значение слова, а вы должны сказать, что это за слово (запишите одним словом). В каждом слове поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую нужно запомнить

• Как говорят когда произошло внезапно, неожиданно

• Как говорят когда радостное настроение

• Движение потока воздуха в горизонтальном положении

• Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений

• Птица с черно – серым оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах

-Итак, поменяйтесь листами с соседом по парте и над словами поставьте +если слово написано верно, - если допущена ошибка. Ребята на протяжении всего урока вы будете считать правильные ответы и помечать их +, они нам понадобятся в конце урока для выставления оценок .

-Итак, встаньте дети которые не допустили ни одной ошибки, молодцы, можете погладить себя по голове, а у кого есть ошибки, вам нужно будет подтянуться.


2 ребенка работают у доски, расставляя лучи солнцам



Дети работают по сигнальным карточкам




+

+

-

+

-


Дети рассказывают привило, выставляем оценки








Отгадывают загадку, называют первый звук

([вь])

согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)



















У доски работает 1 ученик, остальные у себя на индивидуальных листах



(вдруг)

(весело)

(ветер)


(воробей)


(ворона)

Применение знания на практике


Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Но весна — это не только красивое время года, но и время года которое таит в себе множество опасностей. Какие же опасности могут нас подстерегать?

Тонкий лед

Легкая одежда

Найдите у себя в листах упр 2. Посмотрите на слова

Что в них общего?

Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и составьте словосочетания

Последний ……., тёплое …….., зелёная ……, веселые…….

Слова для справок: снег, солнышко, трава, ручей, капель

У прилагательных выделите окончание, укажите род

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.

Найди среди имен прилагательных лишнее слово

Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам.

Верно, научимся изменять имена прилагательные по числам, находить в именах прилагательных окончание, определять роль имен прилагательных в тексте

Посмотрите на слайд.

Что вы видите?

Обозначает, сколько предметов?

А на другой –.

Составим словосочетания и запишем.

Воздушный шар – воздушные шары

- Какие части речи вы использовали при записи?

- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

ИТОГ!!!- Какой вывод можно сделать?

А, сейчас мы с вами поупражняемся в изменении имен прилагательных по числам. Вы будете работать в парах.

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число. Такое же задание у вас будет в домашней работе

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза кудрявая ………… какие? ……..

Облако пушистое ………… какие? ……...

Река быстрая ………… какие? ……..

Пруд мелкий …………. какие?........

Бабочка красивая ………… какие?

-Итак, давайте проверим, сейчас нам пара Алены и Кирилла прочитают полученные словосочетания, а остальные если у вас получилось также ставим рядом +, если нет, то -. Молодцы. Какой можно сделать вывод?

Мы поработали, а теперь отдохнем.

Физкультминутка

Отдохнули, а теперь работаем дальше.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть на репродукцию к картине Константина. Федоровича. Юона «Мартовское солнце» на слайде.

–Что вы видите на картине?

- На ваших индивидуальных листах есть деформированный текст, который описывает нашу картину. Прочитаем его.

На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут __________облака.

Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке. Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.

Слова для справок: ранняя, долгожданная, теплое, голубому, пушистые, ласковому,

Вам нужно из слов для справок выбрать подходящие по смыслу имена прилагательные и вставить в наш текст. Итак, работаем самостоятельно, на выполнение у вас 5 минут.

-Кто зачитает получившийся текст? А есть те, у кого получился другой текст. Вы тоже молодцы, ведь каждый из вас выбирал разные имена прилагательные

- Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные?

- Какую роль выполняют имена прилагательные?

Найдите в тексте имена прилагательные стоящие в единственном числе, а во множественном?

Воспитательный момент








(это имена прилагательные)









(веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета)







шар,

(один)

несколько таких же предметов







(имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)





Берёзы кудрявые

Облака пушистые

Реки быстрые

Пруды мелкие

Бабочки красивые



Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.





























имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.


Итог урока

Итак, на какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? Для чего необходимы имена прилагательные?

А сейчас посчитайте плюсы на своих листах и карандашом поставьте себе оценки

10 + «5»

9-8 + «4»

7-5 + «3»

ИТОГ!!!

Домашнее задание упр 139

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам украсить наше солнышко лучиками: желтого цвета – мне очень понравился урок, получили много интересной информации; голубого цвета – если, я, старался, но у меня не всё получилось, красный - мне нужна помощь. Будем выходить по рядам.

Посмотрите, какая картина у нас получилась. А мы с вами знаем песню про это время года, а давайте споем для наших гостей, чтобы улучшить им настроение и они с хорошим настроением работали весь день.

Поют песню солнечная капель, идут видео слайды

Какие?

Ие, ые




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!