Конспект урока по русскому 3 класс
Тема: Правописание слов с удвоенной согласной.
Русский язык (по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) УМК «Школа Росси»
Цель: формирование умений правильно писать слова с удвоенными согласными.
Задачи:
1. Познакомить с новыми словами;
2. Совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне;
3. Развивать орфографическую зоркость;
4. Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, словаря;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- умение пользоваться различными словарями русского языка
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова.)
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
3. Актуализация знаний. Индивидуальная работа
К данным словам подберите однокоренные слова с непроизносимыми согласными, отвечающие на вопрос какой? Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые согласные.
Образец: радость — радостный.
Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост, уста.
4. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Устный, свистеть, вестник, стояла, ужасный, голодно, бежит, робкий, мягкий, ветвистый, кленовый, берёзка, опасная.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)
- Какую часть слова учат писать эти правила?
5. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте сказку про девочку Аллу.
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. Как-то на дом было задано написать слова с удвоенными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой удвоенные согласные и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила! Ты не можешь правильно написать слова с удвоенными согласными! В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
Когда на уроке русского языка дети писали «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? — спросила её учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на девочку и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция.
- Сформулируйте тему урока.
6. Работа по теме урока.
Работа по учебнику: Упр. 233 (с. 121).
Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
Объясните лексическое значение каждого слова. (Бал — большой танцевальный вечер, балл — цифровая отметка успехов; сор — мелкие сухие отбросы, ссора — состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.)
Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) Прочитайте ниже сведения о языке.
- Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?
7. Физкультминутка
8. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику. Упр. 234 (с. 122). Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов. Выполните письменные задания к упражнению. Прочитайте слова в алфавитном порядке. Прочитайте слова, образованные от выделенных слов. (Теннисист, хоккеист.)
- С помощью, какой части слова образованы однокоренные слова? (С помощью суффикса -ист.)
2. Работа со словами из словаря. Объясните значение слов коллектив и коллекция. (Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Коллекция — систематизированное собрание каких-нибудь предметов: монет, марок, картин и др.)
Найдите слова коллектив и коллекция в орфографическом словаре. Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
Составьте предложения со словами коллектив и коллекция, запишите. Запомните написание этих слов.
9. Рефлексия
Прочитайте. Назовите слова с удвоенными согласными в корне.
Спросите, не повысив тона:
Что больше — центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
- Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
- Оцените свою работу на уроке.
10. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: Упр. 235 (с. 122).
Согласовано:
Руководитель ОО _________________________________ Дата:_________________
(подпись, ФИО)