СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Дата проведения: 16.10.19

Тема: Что такое «СЛОВО»

Цели: формировать понятие «слово»; учить разделять понятия «слово» и «предмет»; развивать устную речь; учить классифицировать предметы; отрабатывать алгоритм действия на странице прописи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты –

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Проверка готовности детей к уроку.

II. Работа по теме урока.

1. Введение понятия «слово».

– Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его. (Ответы детей.)

– Вот видите, какие разные слова были у вас первыми.

2. Установление различий между предметом и обозначающим его словом.

Игра «Угадай слово».

– Здание, где учатся дети. (Школа.)

– Первый день недели. (Понедельник.)

– Суп из свежей рыбы. (Уха.)

– Отгадайте  загадку:

                То я в клетку, то в линейку –

                Написать по мне сумей-ка!

                Можешь и нарисовать. Кто такая я?  ...

                (Тетрадь.)

Учитель показывает тетрадь.

– Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет? (Возможный ответ детей: «Одно и то же».)

– Проверим. Что можно сделать с тетрадью? А в тетради? (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать самолетик; тетрадь можно положить в портфель.)

– А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», сделать из него самолетик…

– Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет? (Нет.)

– Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они? (Словами мы называем предметы.)

– Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам.

Показ иллюстраций: кит, муравей.

– Кто это? Что вы о них знаете?

– А теперь сравните слова – названия этих предметов.

Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот. Приведите еще примеры.(Дом – избушка.)

Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

                Н. Шилов

– Пока мы не научились писать, каждое слово будем обозначать схемой-полоской. (Показ на доске.)

– С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Ласковое слово что солнышко».

Мы шагаем, мы шагаем, 
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, 
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся –
Ёжик сладко потянулся.


3. Работа по учебнику. ( с. 18)

По дорожке, по дорожке 
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке 
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем...
Дальше мы пешком пойдем.

III. Письменная работа.

1. Повторение правил посадки при письме.

– Посчитайте, сколько этажей в этом доме? (4.)

– Возьмите простой карандаш, дорисуйте окна первого этажа. Образец выполнения смотрите вверху в зеленых прямоугольниках.

– Дорисуйте окна второго и третьего этажей. Каким карандашом раскрасите дом? (Зеленым.)

– Но вдруг на втором этаже начался пожар.

– Как пожарным добраться до огня? (По лестницам.)

– Найдите первую лестницу. На что указывает черная стрелка? (Направление движения: слева направо.)

– Дорисуйте первую лестницу. Помните, что расстояние между ступенями-линиями должно быть одинаковым.

– Дорисуйте 2-ю и 3-ю лестницу.

– Пожарные добрались до огня. Пожар потушен.

2. Обобщение.

– Из-за чего возникает пожар? (От неосторожного обращения со спичками; от оставленных без присмотра электроприборов; от незатушенных костров; от поджигания сухой травы, тополиного пуха.)

– Вы все верно сказали. Но что же делать, если все-таки случается пожар? (Ответы детей.)

– продолжи ряд.

IV. Итог урока.

Что такое «слово»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!