- метапредметные: формировать умения давать ответ, обобщать, сравнивать, способствовать развитию положительной мотивации к учебно - познавательной и творческой инициативе и активности.
- личностные: формировать выразить свои чувства при помощи междометий. Воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.
Личностные: воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.
-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
УМК: Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. (Эмоциональный настрой) | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Чтение стихотворения «Улыбка» (Слайд 2) Беседа о том, какую роль играет улыбка в жизни человека? Улыбка в жизни человека огромную роль. Она придает уверенность, силы. Дарите друг другу улыбки. Откройте тетради запишите число, классная работа. Тему запишем позже. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Прослушивание стихотворения «Улыбка». Обучающиеся отвечают. |
2. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала -Актуализация знаний - создание проблемной ситуации. | На слайде 3 записаны предложения. Задание: прочитать, списать, определить часть речи. Ай, я уколола палец. Ай-ай, какой ты грязный! Какие слова у вас вызвали затруднения? | При выполнении заданий, ребята сталкиваются с проблемой: они не знают, что обозначают слова «ай, ай-ай». |
| -Постановка учебной задачи. | Чтобы узнать, как называются эти слова, предлагаю выполнить задание (тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите) Задание: к словам, записанным на слайде 4, подберите и синонимы и запишите их в столбик в тетрадь. -Мелкий -Пища -Букашка -Жилище - Два (мальчика) -Гастроном -Один -Помидор -Иней -Доносчик Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали. Значит, как называются слова: Ай, ай-ай? Получилось слово «Междометия» -Итак, как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 6) -Запишите ее в тетрадь. | Обучающиеся записывают синонимы в тетрадь. Сверяют на слайде 5 Маленький Еда Жук Дом Оба Магазин Единица Томат Изморозь Ябеда Обучающиеся записывают в тетрадь тему. |
| -Целеполагание | -Какую мы поставим цель перед собой? -Какие необходимо решить задачи для достижения этой цели? | Обучающиеся отвечают. Цель: узнать, что такое междометие.( Слайд 7) -Знать определение междометий; -Знать для чего служит междометие в предложении; -Уметь отличать междометие от других частей речи; -Находить междометия в предложениях, текстах. |
3. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | -Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, хотела обратить ваше внимание на волшебную яблоню, (Слайд 8) которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как выдумаете, почему яблоки могут быть зелеными? (по одной причине: от сорта, например, семеренко), но они могут быть зелеными по другой причине – неспелые -А почему на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зеленые, нет ни одного красного? (Потому что не знаем материала) - А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? (выучить новое правило, работать). -По ходу урока у вас будет возможность сорвать свое яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать. Работа с предложениями. (Слайд 9) Увы, мы проиграли! На, возьми книгу! Задание: определить грамматическую основу, задать вопрос к второстепенным членам предложения. -К какому из слов вы не смогли задать вопрос? -Сформулируйте самостоятельно правило, что такое междометия? Ребята, вы сегодня оценивать себя будете сами. Обратите внимание на оценочные листы, которые лежат на парте. | Обучающиеся выделяют грамматическую основу, задают вопросы к второстепенным членам. Обучающиеся делают вывод о том, что к междометиям нельзя задать вопрос, они не являются никаким членом предложения. Сверяют формулировку, данную ими с правилом в учебнике на с.183. Междометия - это слова, которые выражают различные чувства и побуждения, но не называют их. Бывают производными и непроизводными. Приложение 1. Теория в таблице. |
4. | Этап усвоения новых знаний. Работа с таблицами-подсказками | Перед вами таблички-подсказки ( Слайд 10)в одной ее колонке междометия, выражающие чувства, настроения, побуждения, а другую мы с вами заполним примерами из слов, записанных на доске (Караул, пожалуйста, эх, увы, ого, прочь, брысь, а). Приложение 2. Междометия-слова, выражающие чувства, настроения, побуждения. | Примеры | Производные междометия образованы от слов других частей речи: А) глаголов ( здравствуйте, прощайте, Б) существительных (батюшки) В) наречий (довольно, полно) Г) местоимений (то-то же) | | Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух, звуков Ах! Ох! Ух! | | | Заполняют таблицу. Караул, а, пожалуйста, эх, увы, ого, брось, прочь, тьфу. Сверяют на слайде 11 Междометия-слова, выражающие чувства, настроения, побуждения. | Примеры | Производные междометия образованы от слов других частей речи: А) глаголов ( здравствуйте, прощайте, Б) существительных (батюшки) В) наречий (довольно, полно) Г) местоимений (то-то же) | Караул, пожалуйста, прочь, брысь | Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух, звуков Ах! Ох! Ух! | А, эх, увы, ого. | |
5. | Динамическая пауза. | Приложение 3. | Выполняют упражнение. |
6. | Этап проверки понимания учащимися нового материала Работа с учебником. | Продолжаем урок. Предлагаю выполнить упражнение 459 на с.183. Начнем вместе, а продолжите самостоятельно. | Выполняют упражнение. Обучающиеся находят междометия, делят их на группы. |
7. | Закрепление нового материала | 1.Составьте устно диалог, используя междометия (по две реплики на каждого) 2.Распределительный диктант. -Нужно распределить слова на две колонки 1-производные 2-непроизводные. Ой, ура, увы, марш, ай-ай-ай, ужас, страсть, ой-ой-ой, матушки, будьте добры. 3. Самостоятельная работа. Приложение 4. Тест. 1.Укажите предложение, в котором выделенное слово является междометием А) Я опоздал на занятия, извините. Б) Вкус, батюшка, отменная манера. В) Буду работать, пока бьется сердце. 2.Выделенное слово не является междометием в предложении А) Ух, и устал же я. Б) Боже мой, какая прелесть. В) В День Победы у Вечного огня стоит почетный караул. 3.Укажите предложение с междометием, выражающим чувства. А) Ах! Бедный песик! Что же мы теперь будем делать? Б) Эй, Алена Дмитриевна! Отворяйте! В) Марш отсюда! Чтобы глаза мои тебя больше не видели. 4.Укажите предложение с междометием, выражающим побуждение. А) Нам, ой-ой-ой, как нужны рабочие руки Б) «Ура! Мы спасены!»- обрадованно закричал Миша. В) На, возьми!»- закричала хозяйка, указывая на дверь. 4. Игра «Лингвистический футбол». -Ученик выходит к доске, он «вратарь». Ему задаются вопросы по новой теме. -Что такое междометие? -Какие междометия бывают? -Являются ли членами предложения? -Чем отличаются производные междометия от непроизводных? | Работа в парах. Составляют небольшой диалог. Работа у доски. Выполняют у доски. Работают с тестами. Сверьте со слайдом 12 свои ответы. 1)А 2) В 3) А 4) В Отвечают на вопросы. |
8. | Подведение итогов.(Слайд 13) | Давайте подведем итоги нашего урока. -О каких словах мы сегодня говорили? -Достигнута ли цель урока? | Озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал. |
9. | Рефлексия. | -Можете ли вы, используя изученный материал, оцените сегодняшний урок и знания, полученные вами? Если можно, то оцените Ах! Ох! Спасибо вам за урок. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. (Слайд 14) | Отвечают на вопрос. |
10. | Информация о домашнем задании. Приложение 5. Работа в оценочных листах. Выставление оценок. | Предлагаю домашнее задание. (Слайд 15) -Всем п.74 На выбор: -упр. 460 -используя материалы упражнений п.74,докажите, что с помощью междометий выражаются чувства, а также отношение к окружающему. | Записывают домашнее задание. Выставление оценок в дневник. |