Ход урока
Организационный настрой
Здравствуйте ребята, у нас сегодня гости давайте повернемся и поздороваемся. СЛАЙД ……..
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок
- Сегодня продолжает свою работу наш НИК – научно-исследовательский коллектив.
- А что изучает наш коллектив? (организм человека)
- Какие системы организма человека мы уже изучили? Их роль?
(………………………………………………………………………………..)
- На сегодняшнем заседании наш НИК будет работать над изучением новой системы человеческого организма. Не забывайте, что уже на следующем уроке вы сможете поделиться своими знаниями, и мы вновь определим лучших научных сотрудников нашего коллектива. Старайтесь!
2. Постановка темы, целей урока.
- Ну а откроет наше заседание сегодня ваш хороший знакомый – Гоша (герой мультфильма – скелет).
(фрагмент мультфильма «Анатомия для детей» с 31мин 30сек по 33 мин 15 сек – эксперимент по задержке дыхания)
- Ответим на вопрос Гоши – для чего же нужно сделать вдох?
- А без чего еще не сможет жить человек? (без пищи – до 40 дней, без воды – не более 3-5 суток)
- А сколько может человек прожить без воздуха? (около 5 мин).
- Скажите, кто уже понял, о какой системе органов человека мы сегодня будем говорить?(дыхательная система)
-Что вы уже знаете об этом?
- А что нам сегодня нужно будет на уроке узнать о дыхательной системе человека? Ребята давайте предлагайте мне свои планы
1 Какие органы входят в дыхательную систему и как они работают?
Как сохранить здоровье органов дыхания?
- Где мы найдем ответы на интересующие нас вопросы? (учебник, исследования, справочная литература)
Сегодня вам выдается Рабочий Лист сотрудника НИК, с помощью которого вы будете работать.
3. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на теме урока (стр. 26) СЛАЙД..
- С чего начнем нашу работу? (исследование)
- Прочитать задание. (измерение объема грудной клетки при вдохе и выдохе)
Работа в парах. Результат записываем в Лист.
( 3 первых результата записать в таблицу на экране)
-Для точного вывода всегда проводят несколько измерений, опытов. Сравним результаты. Сделайте вывод. Почему это происходит? Нашли ли мы уже ответ на какой-нибудь вопрос из нашего плана?
-Тогда продолжим работу.
Работа с текстом.
Теперь вам поможет учебник. Найдите и отметьте в тексте ответы на вопросы.
1) Что происходит в процессе дыхания человека?
2) Что происходит с воздухом в носовой полости?
3) Какие органы входят в дыхательную систему? Перечислите их по порядку. Покажите их на схеме.
4) Где происходит обмен кислорода и углекислого газа?
5) Как по составу отличаются вдыхаемый и выдыхаемый воздух?
-После этого расскажите друг другу, как вы ответили на вопросы.
-Скажите, на какие вопросы мы уже можем ответить. (На доске отметить эти вопросы)
4. Контроль первичного усвоения
-Давайте проверим, что же вы узнали об этом.
На экране рисунок дыхательной системы человека, названия органов закрыты ,выберите только те органы, которые входят в дыхательную систему:
Записали, а сейчас оцените себя
Оцените себя!
Дописать недостающий орган (глотка)
-Почему говорят «Когда я ем – я глух и нем»?
А теперь найдите на схеме, под какими номерами расположены эти органы и пронумеруйте их в своей таблице.
Проверка: один ученик у доски соединяет или вписывает номера. Оцените себя!
-Кто может претендовать на звание лучшего научного сотрудника следующей недели?
-Кто может по этой схеме рассказать, как происходит процесс дыхания. (с опорой на вопросы несколько детей рассказывают)
-Давайте посмотрим на наши вопросы. Что мы уже знаем? (Отметить на доске)
-Оцените себя на Листе после вопросов.
Физминутка
- А теперь отдохнем – сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, закройте глаза и представьте, что происходит у вас внутри.
Видео
5.Охрана и укрепление дыхательной системы человека
На экране – слайды презентации.
Посмотрите, как выглядят легкие здорового человека. На что они похожи? На дерево. (рассмотреть, дома найти красивое название легочных пузырьков) Легкие еще называют «Деревом с поющим корнем». Почему?
(Перевернуть изображение.)
- В гортани – связки, благодаря которым с помощью проходящего воздуха мы можем издавать звуки – громкие и тихие, короткие и долгие, сильные и слабые. Зависит ли сила голоса от состояния дыхательной системы?
-Давайте проверим, как натренированы ваши системы организма. Выполним исследование. (практическая работа №2 стр 27)
-Посчитать количество вдохов за 30 сек. Записать
-Сделать 10 приседаний
-Посчитать количество вдохов за 30 сек.
-Найти разницу. Каким действием это нужно сделать?
Сделайте вывод. Назовите разницу. Почему у кого-то больше, меньше? ( более натренированы)
- А что случилось с этими легкими?!
Так выглядят легкие курящего человека и тех, кто постоянно находится рядом с ним, вдыхая дым от сигарет.
- Как вы думаете, какое важное правило сохранения нашей дыхательной системы надо запомнить? (не курить)
А какие еще правила вы можете назвать, чтобы наши органы дыхания были здоровы?
( ответы учащихся, работа с текстом учебника)
6. Итог урока, д/з
Давайте подведем итоги – все ли мы узнали? (доска)
Оцените себя – раскрасьте рисунок легких на своем листе целиком, если вы сегодня много узнали и запомнили о системе дыхания, раскрасьте одно легкое, если вам кажется, что вы поняли или запомнили еще не все, а если после сегодняшнего урока вам многое осталось непонятным – нарисуйте в легких «знак вопроса».
На следующем уроке вы поделитесь своими знаниями. А поможет вам – домашнее задание.
Учебник: Стр. 26 – 30, в 6,7
Тетрадь: № 19,20,23
По желанию – кроссворд
Угадать центральное слово – (ДЫХАНИЕ), вспомнить слова, связанные с процессом дыхания, последнее слово обозначает название легочных пузырьков – его надо найти в справочной литературе. У кого есть книги – дома почитать дополнительный материал по теме.