Конспект урока учителя начальных классов Сергеевой Алены Михайловны
Предмет: Русский язык
Класс: 1.11
Дата: 22.02.2023
Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей».
Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
Планируемые результаты
предметные:
- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
- личностные:
- проявлять интерес к родному языку;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Ход урока.
1.Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
2. Минутка чистописания. Запись даты, показ образца чистописания: я яя яг яз ям ся ня вя тя ял
3.Актуализация знаний. Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)
- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.
(Слайд 2)
Кто альбом раскрасил наш?
Ну конечно … (карандаш).
Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Чтоб на праздник сделать маски,
Нам потребуются …(краски).
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
Аз + буки. (Азбука)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка)
- Какое слово у вас получилось? (Русский)
- Запишите в тетрадь с «красной» строки.
- Прочитайте слова. Начать содержательную часть урока нужно отсюда.
(Слайд3)
Пенал, тетрадь, язык,портфель.
- Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)
- Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4)
- Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.)
- Какое это слово? (Многозначное.)
- Запишите его в тетрадь рядом со словом русский.
- Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5)
- Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.
- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?
(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)
- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы).
- Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык).
- Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)
- Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие.
Здравствуй, русский язык.
- Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3.
- Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3)
- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)
- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)
- На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.
- А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)
5.Постановка учебной задачи и ее решение. - Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.)
- Выскажите свои предположения о том, что такое речь.
- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)
- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)
- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)
Физкультминутка
6.Решение частных задач. - Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?»)
- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)
-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Как ответить на вопрос?
- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)
- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 1)
- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 2)
с опорой на схему и рисунки (с. 5 )
- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?
- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
- В каких случаях в жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
Работа со слайдами презентации:
1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.
2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7.
3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.
4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.
- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,
говорение, чтение, письмо – это наша речь.)
- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь - есть один из главных способов общения людей друг с другом.)
7. Самостоятельная работа. - Выполните самостоятельно задания на распечатке.
- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?
– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?
(Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:
Хорошую речь приятно слушать.)
Итог урока. - Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь
позволяет людям общаться друг с другом.)
- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)
- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)
- Что можно отнести к говорению?
- Что можно отнести к слушанию?
- Что можно отнести к чтению?
- Что можно отнести к письму?
- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)
Прочитайте название темы урока.
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня я узнал …
Мне было интересно …
Я выполнял задания ….