I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Метр шелка в 2 раза дороже метра сатина. Что дороже: 8 м сатина или 4 м шелка? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. – Стоимость одинакова. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
– В каких случаях достаточно переставить цифры, чтобы получились верные равенства? 36 – 82 = 8 58 + 63 = 94 28 + 18 = 100 71 – 37 = 43 | Ответ: в трех первых выражениях: 36 – 28 = 8 58 + 36 = 94 82 + 18 = 100 |
– Перед вами четырехугольник и пятиугольник. Какие получатся новые фигуры, если стороны АВ и CD продолжить так, чтобы они пересеклись? | – Треугольник, четырехугольник |
II. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 80–81). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий. – Почему Заяц, не выполняя вычислений, сразу показал сумму? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять контроль действий по результату |
– Выполните вычисления. | | Проверка | | |
Задание 2 | – Выполните сложение и сравните результаты. Сделайте вывод | 80008 + 27681 = 107689 27681 + 80008 = 107689 302998 + 563 = 303561 563 + 302998 = 303561 651295 + 246116 = 897411 246116 + 651295 = 897411 – От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. Это свойство называют переместительным свойством сложения |
III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 82–86). Задание 10. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – На рис. 1, 2 назовите пары чисел, соответствующие каждой из вершин четырехугольника. Как называется на каждом из рисунков четырехугольник АВСD? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Рис. 1. А (2; 3), В (2; 7), С (6; 7), D (6; 3). Квадрат. Рис. 2. А. (2; 2), В (6; 2), С (6; 8), D (2; 8). Прямоугольник. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
Задание 11. | – Как называется первый многоугольник? – Назовите его вершины. – Назовите его стороны. – Как называется второй многоугольник? – Назовите его вершины. – Назовите его стороны. – Как называется третий многоугольник? – Назовите его вершины. – Назовите его стороны. | – Первый многоугольник – четырехугольник. – Его вершины: А, В, С, М. – Его стороны: АВ, ВС, СМ, МА. – Второй многоугольник – пятиугольник. – Его вершины: В, D, Е, К, О. – Его стороны: ВD, DЕ, ЕК, КО, ОВ. – Третий многоугольник – треугольник. – Его вершины: D, К, Р. – Его стороны: DК, КР, РD. |
Задание 12. | – Не выполняя вычисления, определите, сколько цифр в частном 375 : 5. | – Две цифры в частном, так как первое неполное делимое – 37. |
Задание 13. | – Какое число надо прибавить к данным числам, чтобы получилось 10 000? | 10 000 – 3000 = 7000 10 000 – 9000 = 1000 10 000 – 2500 = 7500 10 000 – 9997 = 3 10 000 – 8800 = 1200 10 000 – 5000 = 5000 |
Задание 14. | – Четырехзначное число увеличили на 10 и получили пятизначное число. Назовите четырехзначное число. | 9990 + 10 = 10000 9995 + 10 = 10005 9991 + 10 = 10001 9996 + 10 = 10006 9992 + 10 = 10002 9997 + 10 = 10007 9993 + 10 = 10003 9998 + 10 = 10008 9994 + 10 = 10004 9999 + 10 = 10009 |
Задание 15. | – Какое время показывают часы? – Какое время они показывали полтора часа назад? Какое время покажут часы через четверть часа? | – 11 ч 45 мин. показывают часы. – 10 ч 15 мин. часы показывали полтора часа назад. – 12 часов покажут часы через четверть часа. |
Задание 16. | – В каком году было построено каждое здание? | Запись: МСМLIX = 1959, MCDVI = 1406. |
Задание 17. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. | Дорога | | t | s | Асфальт | 70 км/ч | 5 ч | ? км | Грунт | 40 км/ч | 3 ч | ? км | Решение: 1) 70 · 5 = 350 (км) – по асфальту. 2) 40 · 3 = 120 (км) – по грунту. 3) 350 + 120 = 470 (км) – всего. |
Задание 18. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. | Запись: 2 ч – 18 км 3 ч – ? км Решение: 1) 18 : 2 = 9 (км/ч) – скорость. 2) 9 · 3 = 27 (км) – за 3 часа. |
Задание 19. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. | Запись: s = 120 км = 48 км/ч s через 2 ч – ? км Осталось – ? км Решение: 1) 48 · 2 = 96 (км) – проехал за 2 часа. 2) 120 – 96 = 24 (км) – осталось. |
Задание 20 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу | Запись: Было 28 см Прополз – ? (четвертую часть) Осталось – ? см Решение: 1) 28 : 4 = 7 (см) – прополз. 2) 28 – 7 = 21 (см) – осталось |