Дата:30.01.17
Класс: 1-Г
Тема: Переместительное свойство сложения
Цель: вывести правило о том, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется
Задачи:
Образовательные: формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их; формировать навык каллиграфического письма.
Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, умение работать сообща и дружно с одноклассниками; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать устную и письменную речь; развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, аккуратность в выполнении работы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать отрезки; находить массу предмета по рисункам; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; письменно оформлять свои мысли с учетом учебных задач.
Вид урока: открытие новых знаний
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Личностные УУД:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова (УМК «Перспектива»), рабочая тетрадь
Дидактическое сопровождение: раздаточный материал
Интернет-ресурсы:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/http://www.nachalka.com/ http://www.zavuch.info/
- Методический центр: http://numi.ru/
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Устный счёт
Логическая разминка
(Работа в группах по рядам.)
— Найдите закономерности и нарисуйте недостающие фигуры.
(Проверка.)
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
2+4 4+2
3+1 1+3
1+4 4+1
Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В примерах первого и второго столбиков меняются местами слагаемые.)
Решите примеры.
Что вы можете сказать об ответах? (Ответы не меняются.)
Сегодня на уроке мы будем исследователями: понаблюдаем над тем, что происходит при перестановке слагаемых. Что мы должны выяснить? (Меняется ли ответ в примере на сложение, если поменять местами слагаемые.)
Работа по теме урока
Практическая работа (Один ученик работает у доски.)
Положите слева 1 оранжевый квадрат, а справа — 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5.)
Запишите в тетради пример. (7 + 4 = 5.)
Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 оранжевый. Сколько стало квадратов? (5.)
Запишите пример под первым. (4 + 1 = 5.)
(Слагаемые одни и те же, но меняются местами, результат остается тем же.)
(Один ученик записывает на доске.)
Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2 + 3 = 5.)
Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму. (3 + 2 = 5.)
(Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)
Работа по учебнику
№ 1 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
№2 (с. 26).
Прочитайте задачи, скажите, чем они похожи и чем отличаются. (Числовые данные переставлены. Все остальное одинаково.)
Решите эти задачи самостоятельно.
Прочитайте ответы к задачам.
Почему ответы получились одинаковые? (В решении задан числа поменяли местами, а от перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
(Бег на месте.)
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте.)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3 (с. 27). (Коллективное выполнение с комментированием.)
Примерные рассуждения: 3 + 5 = 5 + 3, потому что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
№4 (с. 27).
Прочитайте задание.
Как вы думаете, какое правило мы будем использовать для заполнения пропусков в записях? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Выполните задание самостоятельно.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка.)
№5 (с. 27).
Прочитайте задание. Ответьте на вопросы. (В каждом столбце примеры похожи числами, отличаются знаками. При вычитании всегда получается меньше, чем было, а при сложении — больше, значит, в примерах на вычитание ответ будет больше.)
Решите примеры, проверьте наше предположение.
(Проверка.)
Работа в тетради на печатной основе
№1 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Назовите пары ботинок. (3 + 2 = 2 + 3, 5 + 7 = 7 + 5, 3 + 4 = = 4 + 3, 5 + 4 = 4 + 5.)
Докажите, что ответы на парных ботинках совпадают. (На них указаны одинаковые слагаемые, а от перестановки слагаемых сумма не меняется.)
№ 2 (с. 34).
дополнять условие задачи одним недостающим данным; преобразовывать задачи; выполнять вычисления вида □ ± 1,2, 3, 4, 5.
№3(с. 34).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке. Самооценка.)
№4 (с. 35).
Прочитайте задачу.
Что показывает первый отрезок? (Сколько снежков слепил Дима.)
Что показывает второй отрезок? (Сколько снежков слепила Ира.)
Какое число: большее или меньшее нужно узнать? (Меньшее.)
Решите задачу. Запишите ответ.
№5 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
№ 6 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Рефлексия Работа по карточкам 3+6=6+3=9 и т.п.
(Коллективная проверка.) Оцените свою работу на уроке ты «Светофор».
Подведение итогов урока
- Какой математический закон мы сегодня открыли?
- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?
- Кто понял новую тему?
- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?