СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка тематического планирования включает пояснительную записку с УУД по каждой тематике, что соответствует стандарту ФГОС. Расчитана программа шестого класса на два часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 – х классов составлена в соответствии с нормативными документами:


  • Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897. ФГОС №1577 от 31 декабря 2015 г. (с изменениями)

  • Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2011.

  • Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2012).

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №8»

  • Учебный план МКОУ СОШ №8 на 2017-2018 учебный год .

  • Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г.№576 и от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26 января 2016 г. №38 , письмо Минобрнауки КБР от 21.04.2016 г. №22-01-13/2298) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год.

учебник и тетрадь:

1. Биология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / [Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]

2. Биология: рабочая тетрадь для 6 класса / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]

  • Положение о рабочей программе МКОУ «СОШ №8» г.о. Нальчик


Согласно учебному плану МКОУ «СОШ №8» на изучение биологии в 6 классе отводится 70 ч., 2 часа в неделю.



Особенность построения курса состоит в том, что он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического

образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье

человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных

качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных

и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.






Планируемые результаты изучения курса


Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Регулятивные УУД:

ученик научится

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

ученик научится

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли жизни (1-я линия развития);

– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).


Коммуникативные УУД:

ученик научится

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Предметные результаты ( по разделам)


Тема 1. "Наука о растениях - ботаника"

учащиеся узнает

  • науки, изучающие живую природу

  • органы вегетативные и генеративные

  • клетка – единица строения и жизнедеятельности

  • запасные вещества клетки

  • функции основных частей клетки

учащиеся научится

  • сравнивать различные жизненные формы

  • обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны

  • устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания

  • объяснять отличия молодой клетки от старой

  • доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого



Тема 2. "Органы цветкового растения"

Учащиеся узнает:

  • особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

  • особенности строения цветка как генеративного органа;

  • строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

  • видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;

  • использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся научится:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать функции органов растений;

  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;

  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

  • различать и определять типы корневых систем;

  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;

  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;

  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;

  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;

  • объяснять особенности роста органов растения;

  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;

  • систематизировать знания по теме;

  • оценивать свои результаты и достижения.


Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"

учащиеся узнает

  • макро- и микроэлементы

  • космическую роль зеленых растений

  • значение воды в жизни растений

  • этапы водообмена

  • половое и бесполое размножение

  • вегетативное размножение отпрысками и прививкой

  • приспособленность растений к разным способам опыления

  • искусственное опыление

  • ветвление, формирование кроны

  • образование годичных колец

  • периоды индивидуального развития растений

зависимость роста и развития от условий окружающей среды

учащиеся научится

  • объяснять роль составных частей почвы в жизни растения

  • обосновывать необходимость охраны почв

  • объяснять результаты опытов

  • обосновать приспособленность растений к фотосинтезу

  • обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений

  • сравнивать фотосинтез и дыхание

  • определять по внешнему виду растений – способ опыления

  • ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега

объяснять рост побега


Тема 4 «Многообразие и развитие растительного мира»

учащиеся узнает

  • половое и бесполое размножение водорослей

  • жизненные циклы мхов и папоротников

  • древовидные папоротники

  • жизненных цикл сосны

  • покрытосеменные – господствующая группа растений

  • редкие и охраняемые растения Республики Бурятия

  • усложнение растений в процессе исторического развития

  • причины господства покрытосеменных растений

  • происхождение культурных растений

  • понятие сорта

  • достижения науки в выведении новых сортов

основные регионированные сорта

учащиеся научится

  • уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши

  • выявлять приспособления у растений к среде обитания

  • различать лекарственные и ядовитые растения

  • выявлять приспособленность растений к среде обитания

находить черты усложнения у растений разных отделов


Тема 5. "Природные сообщества" - 2часа

учащиеся узнает

  • строение и структуру сообщества

  • характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;

  • круговорот веществ и поток энергии как главном условии существования природного сообщества;

  • смена сообществ, причины и этапы

  • многообразие природных сообществ

  • о роли зелёных растений в природных сообществах;

учащиеся научится

строить схемы разнообразных природных сообществ










Система оценки планируемых результатов


Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при вы­полнении учебных проектов.


Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:


  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.


Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;

  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;

  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.


Оценка предметных результатов:


Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.


Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.


Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.



Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля



Личностные



Анкетирование, тестирование, беседа, составление портфолио



Метапредметные



Фронтальный опрос, устный и письменный индивидуальный и групповой опрос, текущие контрольные работы



Предметные



Промежуточные аттестации, департаменский и административный контроль, итоговые контрольные работы. Проектная деятельность


Критерии оценки

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ


Наука о растениях – ботаника (6 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.


Органы растений (20ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятиео жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Лабораторные работы

«Изучение строения семени фасоли».


Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней.Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи свыполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы,определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа

«Строение корня проростка».


Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строениестебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органическихвеществ в запас.Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственноезначение.


Лабораторные работы

«Строение вегетативных и генеративных почек».

«Внешнее строение листа».


Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки.Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие ибиологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособлениярастений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельскомхозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.


Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образованиеорганических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторные работы

«Черенкование комнатных растений».


Многообразие и развитие растительного мира (26 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории:царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенностиодноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ.Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности исельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охранаплаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножениеголосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и вхозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств:Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств:Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности изначение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

«Изучение строения мхов (на местных видах)».


Природные сообщества (8 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типывзаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

• Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

• Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

• Словесные: рассказ, беседа.

• Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

• Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.

• Самостоятельные: письменные упражнения.

формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческое задание.


Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Из них кол-во к.р.

Тема и № лаб.раб.

Тема и №

практич. раб

1

Наука о растениях - ботаника

6

1



2.

Органы растения

20

2

Лабораторные работы№1

«Изучение строения семени фасоли».

Лабораторная работа№2

«Строение корня проростка».

Лабораторные работы№3

«Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторные работы№4

«Внешнее строение листа».



3.

Основные процессы жизнедеятельности

10

1

Лабораторные работы№5 «Черенкование комнатных растений».



4.

Многообразие и развитие растительного мира

26

5

Лабораторные работы№5

«Изучение строения мхов



Природные сообщества

8

1



Тематическое планирование


Тема урока


Кол-во

часов

Дата


по плану

фактически


1. Наука о растениях - ботаника (6 ч)


1

Царство Растения.

1

05.09



2

Внешнее строение.

1

09.09



3

Многообразие жизненных форм растений

1

12.09



4

Клеточное строение растений

1

16.09



5

Ткани растений

1

19.09



6

Контрольная работа « Введение в ботанику»

1

23.09



2. Органы растения (20 ч)


7

Семя. Строение и значение

1

26.09



8

Лабораторные работы№1

«Изучение строения семени фасоли».

1

30.09



9

Условия прорастания семян.

1

03.10



10

Корень, его строение.

1

07.10



11

Лабораторная работа№2

«Строение корня проростка».

1

10.10



12

Видоизменение корней. Значение корней

1

14.10



13

Побег.

1

17.10



14

Почка

1

21.10



15

Лабораторные работы№3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1

24.10



16

Лист, его строение и значение

1

28.10



17

Лабораторные работы№4

«Внешнее строение листа».

1

31.10



18

Видоизменение листьев. Листопад

1

11.11



19

Контроль знаний «Семя. Корень. Побег. Лист. Почка»

1

14.11



20

Стебель, его строение и значение

1

18.11



21

Видоизменение стебля

1

21.11



22

Цветок, его строение и значение

1

25.11



23

Соцветия

1

28.11



24

Цветение и опыление

1

02.12



25

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

05.12



26

Контрольная работа " Органы цветкового растения"

1

09.12



3. Основные процессы жизнедеятельности (10 ч.)



12.12

27

Минеральное питание растений и значение воды

1

12.12



28

Воздушное питание – фотосинтез

1

16.12



29

Биологическое значение фотосинтеза

1

19.12



30

Дыхание и обмен веществ у растений

1

23.12



31

Размножение растений

1

26.12



32

Оплодотворение растений

1

30.12



33

Вегетативное размножение

1

13.01



34

Лабораторные работы№5 «Черенкование комнатных растений».

1

16.01



35

Рост и развитие растений

1

20.01



36

Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности»

1

23.01



4. Основные отделы царства растений (26 ч)



27.01

37

Систематика растений

1

27.01



38

Водоросли

1

30.01



39

Типы Водорослей. Значение

1

06.02



40

Отдел Моховидные

1

10.02



41

Лабораторные работы№5

«Изучение строения мхов

1

13.02



42

Отдел Папоротники. Плауны. Хвощи

1

17.02



43

Особенности размножения споровых растений

1

21.02



44

Контрольная работа «Водоросли и споровые растения»

1

24.02



45

Отдел Голосеменные

1

27.02



46

Отдел Голосеменные

1

03.03



47

Отдел Покрытосеменные

1

06.03



48

Отдел Покрытосеменные

1

10.03



49

Контрольная работа « Общая характеристика голосеменных и покрытосеменных»

1

13.03



50

Семейство двудольные:

1

17.03



51

Семейство двудольные:

1

03.04



52

Семейство двудольные:

1

07.04



53

Контрольная работа « Представители Семейства Двудольные»

1

10.04



54

Семейство однодольные

1

14.04



55

Семейство однодольные

1

17.04



56

Контрольная работа « Представители Семейства Однодольные»

1

21.04



57

Эволюция живого мира

1

24.04



58

Историческое развитие растительного мира

1

28.04



59

Происхождение культурных растений Дары нового и Старого Света

1

05.05



60

Центры культурных растений Дары нового и Старого Света

1

08.05



61

Значение растений

1

12.05



62

Контрольная работа «Основные отделы растений»

1

15.05



5. Природные сообщества (8ч)



19.05

63

Понятие о природном сообществе.

1




64

Структура природного сообщества

1




65

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1




66

Понятие о смене природных сообществ - сукцессия

1




67

Разнообразие природных сообществ

1




68

Контрольная работа «Природные сообщества»

1




69

Итоговая контрольная работа за курс 6 класс

1




70

Задание на лето

1







Учебно-методический комплекс

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

  6. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009

  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!