Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 – х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. ФГОС №1577 от 31 декабря 2015 г. (с изменениями)
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2011.
Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2012).
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №8»
Учебный план МКОУ СОШ №8 на 2017-2018 учебный год .
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г.№576 и от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26 января 2016 г. №38 , письмо Минобрнауки КБР от 21.04.2016 г. №22-01-13/2298) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год.
учебник и тетрадь:
1. Биология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / [Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]
2. Биология: рабочая тетрадь для 6 класса / Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ №8» на изучение биологии в 6 классе отводится 70 ч., 2 часа в неделю.
Особенность построения курса состоит в том, что он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье
человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных
и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Планируемые результаты изучения курса
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Регулятивные УУД:
ученик научится
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ученик научится
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
ученик научится
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Предметные результаты ( по разделам)
Тема 1. "Наука о растениях - ботаника"
учащиеся узнает
органы вегетативные и генеративные
клетка – единица строения и жизнедеятельности
запасные вещества клетки
функции основных частей клетки
учащиеся научится
сравнивать различные жизненные формы
обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны
устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания
объяснять отличия молодой клетки от старой
доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого
Тема 2. "Органы цветкового растения"
Учащиеся узнает:
особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
особенности строения цветка как генеративного органа;
строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся научится:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать функции органов растений;
описывать стадии развития органов растений и всего растения;
называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
различать и определять типы корневых систем;
определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
объяснять особенности роста органов растения;
устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
систематизировать знания по теме;
оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"
учащиеся узнает
макро- и микроэлементы
космическую роль зеленых растений
значение воды в жизни растений
этапы водообмена
половое и бесполое размножение
вегетативное размножение отпрысками и прививкой
приспособленность растений к разным способам опыления
искусственное опыление
ветвление, формирование кроны
образование годичных колец
периоды индивидуального развития растений
зависимость роста и развития от условий окружающей среды
учащиеся научится
объяснять роль составных частей почвы в жизни растения
обосновывать необходимость охраны почв
объяснять результаты опытов
обосновать приспособленность растений к фотосинтезу
обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений
сравнивать фотосинтез и дыхание
определять по внешнему виду растений – способ опыления
ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега
объяснять рост побега
Тема 4 «Многообразие и развитие растительного мира»
учащиеся узнает
половое и бесполое размножение водорослей
жизненные циклы мхов и папоротников
древовидные папоротники
жизненных цикл сосны
покрытосеменные – господствующая группа растений
редкие и охраняемые растения Республики Бурятия
усложнение растений в процессе исторического развития
причины господства покрытосеменных растений
происхождение культурных растений
понятие сорта
достижения науки в выведении новых сортов
основные регионированные сорта
учащиеся научится
уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши
выявлять приспособления у растений к среде обитания
различать лекарственные и ядовитые растения
выявлять приспособленность растений к среде обитания
находить черты усложнения у растений разных отделов
Тема 5. "Природные сообщества" - 2часа
учащиеся узнает
строение и структуру сообщества
характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
круговорот веществ и поток энергии как главном условии существования природного сообщества;
смена сообществ, причины и этапы
многообразие природных сообществ
о роли зелёных растений в природных сообществах;
учащиеся научится
строить схемы разнообразных природных сообществ
Система оценки планируемых результатов
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Личностные |
Анкетирование, тестирование, беседа, составление портфолио |
Метапредметные |
Фронтальный опрос, устный и письменный индивидуальный и групповой опрос, текущие контрольные работы |
Предметные |
Промежуточные аттестации, департаменский и административный контроль, итоговые контрольные работы. Проектная деятельность |
Критерии оценки
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Наука о растениях – ботаника (6 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (20ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятиео жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторные работы
«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней.Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи свыполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы,определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строениестебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органическихвеществ в запас.Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственноезначение.
Лабораторные работы
«Строение вегетативных и генеративных почек».
«Внешнее строение листа».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки.Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие ибиологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособлениярастений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельскомхозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образованиеорганических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторные работы
«Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира (26 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории:царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенностиодноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ.Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности исельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охранаплаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножениеголосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и вхозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств:Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств:Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности изначение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение строения мхов (на местных видах)».
Природные сообщества (8 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типывзаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Реализация программы осуществляется при использовании:
1. Форм организации образовательного процесса:
• Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
• Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
2. Методов обучения:
• Словесные: рассказ, беседа.
• Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
• Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.
• Самостоятельные: письменные упражнения.
формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческое задание.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Из них кол-во к.р. | Тема и № лаб.раб. | Тема и № практич. раб |
1 | Наука о растениях - ботаника | 6 | 1 | | |
2. | Органы растения | 20 | 2 | Лабораторные работы№1 «Изучение строения семени фасоли». Лабораторная работа№2 «Строение корня проростка». Лабораторные работы№3 «Строение вегетативных и генеративных почек». Лабораторные работы№4 «Внешнее строение листа». | |
3. | Основные процессы жизнедеятельности | 10 | 1 | Лабораторные работы№5 «Черенкование комнатных растений». | |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 26 | 5 | Лабораторные работы№5 «Изучение строения мхов | |
| Природные сообщества | 8 | 1 | | |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | фактически | |
1. Наука о растениях - ботаника (6 ч) | |
1 | Царство Растения. | 1 | 05.09 | | |
2 | Внешнее строение. | 1 | 09.09 | | |
3 | Многообразие жизненных форм растений | 1 | 12.09 | | |
4 | Клеточное строение растений | 1 | 16.09 | | |
5 | Ткани растений | 1 | 19.09 | | |
6 | Контрольная работа « Введение в ботанику» | 1 | 23.09 | | |
2. Органы растения (20 ч) | |
7 | Семя. Строение и значение | 1 | 26.09 | | |
8 | Лабораторные работы№1 «Изучение строения семени фасоли». | 1 | 30.09 | | |
9 | Условия прорастания семян. | 1 | 03.10 | | |
10 | Корень, его строение. | 1 | 07.10 | | |
11 | Лабораторная работа№2 «Строение корня проростка». | 1 | 10.10 | | |
12 | Видоизменение корней. Значение корней | 1 | 14.10 | | |
13 | Побег. | 1 | 17.10 | | |
14 | Почка | 1 | 21.10 | | |
15 | Лабораторные работы№3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 24.10 | | |
16 | Лист, его строение и значение | 1 | 28.10 | | |
17 | Лабораторные работы№4 «Внешнее строение листа». | 1 | 31.10 | | |
18 | Видоизменение листьев. Листопад | 1 | 11.11 | | |
19 | Контроль знаний «Семя. Корень. Побег. Лист. Почка» | 1 | 14.11 | | |
20 | Стебель, его строение и значение | 1 | 18.11 | | |
21 | Видоизменение стебля | 1 | 21.11 | | |
22 | Цветок, его строение и значение | 1 | 25.11 | | |
23 | Соцветия | 1 | 28.11 | | |
24 | Цветение и опыление | 1 | 02.12 | | |
25 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 05.12 | | |
26 | Контрольная работа " Органы цветкового растения" | 1 | 09.12 | | |
3. Основные процессы жизнедеятельности (10 ч.) | | | 12.12 |
27 | Минеральное питание растений и значение воды | 1 | 12.12 | | |
28 | Воздушное питание – фотосинтез | 1 | 16.12 | | |
29 | Биологическое значение фотосинтеза | 1 | 19.12 | | |
30 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 23.12 | | |
31 | Размножение растений | 1 | 26.12 | | |
32 | Оплодотворение растений | 1 | 30.12 | | |
33 | Вегетативное размножение | 1 | 13.01 | | |
34 | Лабораторные работы№5 «Черенкование комнатных растений». | 1 | 16.01 | | |
35 | Рост и развитие растений | 1 | 20.01 | | |
36 | Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности» | 1 | 23.01 | | |
4. Основные отделы царства растений (26 ч) | | | 27.01 |
37 | Систематика растений | 1 | 27.01 | | |
38 | Водоросли | 1 | 30.01 | | |
39 | Типы Водорослей. Значение | 1 | 06.02 | | |
40 | Отдел Моховидные | 1 | 10.02 | | |
41 | Лабораторные работы№5 «Изучение строения мхов | 1 | 13.02 | | |
42 | Отдел Папоротники. Плауны. Хвощи | 1 | 17.02 | | |
43 | Особенности размножения споровых растений | 1 | 21.02 | | |
44 | Контрольная работа «Водоросли и споровые растения» | 1 | 24.02 | | |
45 | Отдел Голосеменные | 1 | 27.02 | | |
46 | Отдел Голосеменные | 1 | 03.03 | | |
47 | Отдел Покрытосеменные | 1 | 06.03 | | |
48 | Отдел Покрытосеменные | 1 | 10.03 | | |
49 | Контрольная работа « Общая характеристика голосеменных и покрытосеменных» | 1 | 13.03 | | |
50 | Семейство двудольные: | 1 | 17.03 | | |
51 | Семейство двудольные: | 1 | 03.04 | | |
52 | Семейство двудольные: | 1 | 07.04 | | |
53 | Контрольная работа « Представители Семейства Двудольные» | 1 | 10.04 | | |
54 | Семейство однодольные | 1 | 14.04 | | |
55 | Семейство однодольные | 1 | 17.04 | | |
56 | Контрольная работа « Представители Семейства Однодольные» | 1 | 21.04 | | |
57 | Эволюция живого мира | 1 | 24.04 | | |
58 | Историческое развитие растительного мира | 1 | 28.04 | | |
59 | Происхождение культурных растений Дары нового и Старого Света | 1 | 05.05 | | |
60 | Центры культурных растений Дары нового и Старого Света | 1 | 08.05 | | |
61 | Значение растений | 1 | 12.05 | | |
62 | Контрольная работа «Основные отделы растений» | 1 | 15.05 | | |
5. Природные сообщества (8ч) | | | 19.05 |
63 | Понятие о природном сообществе. | 1 | | | |
64 | Структура природного сообщества | 1 | | | |
65 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 1 | | | |
66 | Понятие о смене природных сообществ - сукцессия | 1 | | | |
67 | Разнообразие природных сообществ | 1 | | | |
68 | Контрольная работа «Природные сообщества» | 1 | | | |
69 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класс | 1 | | | |
70 | Задание на лето | 1 | | | |
Учебно-методический комплекс
И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009
Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009
«Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010