№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля | Д/з | Дата |
Введение (2 часа) |
1 | География: древняя и современная наука | 1 | вводный | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, его структурой и особенностями используемых компонентов УМК. Географические объекты, явления и процессы. Значение географии для человека | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. определять понятие «география» | фронтальный устный опрос | С. 5-9, вопросы | |
2 | География в современном мире | 1 | комбинированный | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные объекты. | индивидуальный письменный опрос и устный опрос | С. 10-11, вопросы, подготовка сообщений | |
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) |
3 | География в древности | 1 | урок изучения нового материала | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и древняя Индия. | Показывать по картам территории Древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древних государствах Востока | фронтальный устный опрос; составление таблицы | С. 14-15, составление таблицы | |
4 | Географические знания в древней Европе | 1 | урок изучения нового материала | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме | Показывать по картам территории Древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме | фронтальный устный опрос; составление таблицы | С. 16-17, составление таблицы | |
5 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | 1 | комбинированный | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Находить информацию (в Интернете и других источниках) иобсуждать значение открытий А. Никитина и Марко Поло и его книги | фронтальный устный опрос; подготовка сообщений; выполнение заданий в к/к | С. 18-21, вопросы, подготовка сообщений | |
6 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий | 1 | комбинированный | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествие Х. Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи ВГО. | фронтальный устный опрос; подготовка сообщений; | С. 22-25, вопросы, номенклатура | |
7 | Эпоха Великих географических открытий Практическая работа № 1 «Великие русские путешественники» | 1 | урок формирования умений | | Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме | практическая работа | составление презентации; | |
8 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | комбинированный | Открытия и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследование Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев). Первое кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лиснянского | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лиснянского. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания | фронтальный устный опрос; подготовка сообщений; | С. 26-27, вопросы, номенклатура | |
9 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | обобщающий | Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. | проверочная работа | С. 28-30, вопрос 2,3 | |
Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов) |
10 | Изображения земной поверхности | 1 | урок изучения нового материала | Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки | Распознавать различные виды изображения ЗП: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок | | С. 32-33, вопрос1-3 | |
11 | Масштаб | 1 | урок формирования умений | Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний. | Определять по топографической карте (плану местности) расстояние между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба Решать практические задачи по переводу масштаба одного вида в другой | фронтальная письменная работа; индивидуальный устный опрос | С. 34-35, задание на карточке | |
12 | Условные знаки | 1 | комбинированный | Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительныеподписи. Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков. | фронтальная письменная работа; | С. 36-37, рисунок в тетради | |
13 | Способы изображения неровностей земной поверхности | 1 | урок изучения нового материала | Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышение точек относительно друг друга. | географический диктант | С. 38-39, выписать основные понятия | |
14 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | урок формирования умений | Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира | Определять стороны горизонта по компасу, Солнцу Определять углы с помощью транспортира | уплотнённый опрос | С. 40-41, вопросы | |
15 | Съёмка местности Практическая работа № 2. «Определение на местности направлений и расстояний» | 1 | урок формирования умений | Глазомерная съёмка. Определение расстояний и азимутов на местности. Ориентирование по плану, определение азимутов на местности и плане | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и плане. Определять стороны горизонта на плане | практическая работа | С. 42-43, задание на карточке | |
16 | Составление плана местности Практическая работа № 3. «Полярная съёмка местности» | 1 | урок формирования умений | Практическая работа по проведению полярной съёмки местности | Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности | практическая работа | С. 44-45, задание на карточке | |
17 | Географические карты | 1 | урок изучения нового материала | Отличие карты от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. Искажения на картах | Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты различного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. | | С. 46-47, рисунок в тетради | |
18 | Параллели и меридианы | 1 | урок изучения нового материала | Градусная сеть на плане и карте. Понятия «параллели и меридианы». Использование параллелей и меридианов для определения координат точек | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор и начальный меридиан, параллели и меридианы. Показывать градусную сеть на глобусе и карте | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 48-49, заполнение таблицы | |
19 | Географические координаты | 1 | урок формирования умений | Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки | Определять по картам географическую широту и долготу Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам Определять расстояния с помощью градусной сетки. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами | уплотнённый опрос | С. 50-51, вопрос 2, задания на карточке | |
20 | Географические информационные системы | 1 | урок изучения нового материала | Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. | | фронтальный устный опрос | С. 52-53, вопросы | |
21 | Обобщающий урок по теме: «Изображения земной поверхности и их использование».Практическая работа № 4. «Составление маршрута воображаемой экспедиции» | 1 | урок формирования умений | Определение по глобусу и карте направлений и расстояний между точками путешествия, определение географических координат указанных точек, нанесение на к/к точек по координатам. Изображение маршрута по описанию на к/к | | практическая работа | С. 54 | |
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы (5 часов) |
22 | Земля в Солнечной системе. | 1 | комбинированный | Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Солнечная активность и жизнь людей. Космические тела, их особенности | Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты СС по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Составлять описание происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями | фронтальный устный опрос | С. 56-57, вопросы | |
23 | Осевое вращение Земли | 1 | комбинированный | Вращение Земли вокруг своей оси, движение по орбите и смена времён года. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. | Наблюдать действующую модель теллурий и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и по орбите с помощью теллурия. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | фронтальный письменный опрос | С. 58-59, вопрос 2 письменно | |
24 | Орбитальное движение Земли | 1 | комбинированный | Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости | Наблюдать действующую модель теллурий и описывать особенности движения Земли по орбите. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. | фронтальный письменный опрос | С. 60-61, составление схемы | |
25 | Влияние космоса на жизнь людей | 1 | комбинированный | Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы и их особенности | Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о космических процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | индивидуальный устный опрос | С. 62-63, подготовка сообщений | |
26 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | обобщающий | | | проверочная работа | С. 64 | |
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов) |
27 | Строение Земли. | 1 | урок изучения нового материала | Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, ЗК. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Анализировать схему преобразования горных пород | фронтальный устный опрос | С. 66-67, рисунок в тетради, подготовка сообщений | |
28 | Горные породы Практическая работа № 5.«Определение горных пород и их свойств» | 1 | урок формирования умений | практическая работа | |
29 | Земная кора и литосфера | 1 | урок изучения нового материала | Строение континентальной и океанической ЗК. Литосфера, её соотношение с ЗК. Литосферные плиты и их взаимодействие | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | фронтальный письменный опрос | С. 68-69, составление и заполнение таблицы | |
30 | Рельеф Земли | 1 | урок изучения нового материала | Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа | Распознавать на физ. картах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсол. высоты. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | уплотнённый опрос; зачёт по номенклатуре | С. 70-71, вопросы, понятия | |
31 | Внутренние силы Земли | 1 | комбинированный | Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия для населения. | Выявлять при сопоставлении карт закономерности распространения землетрясений и вулканов. Устанавливать главные пояса землетрясений и вулканизма. Показывать на карте пояса землетрясений, вулканы | фронтальный устный опрос | С. 72-73, составление схемы | |
32 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | 1 | урок изучения нового материала | Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф | Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием. | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 74-77, составление схемы, понятия | |
33 | Человек и мир камня. Обобщение и повторение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» Практическая работа № 6. «Построение профиля рельефа по физической карте» | 1 | урок формирования умений | Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы | | практическая работа | С. 78-80, подготовка сообщений | |
Повторение и обобщение пройденного материала за год (1 час) |
34 | Повторение и обобщение пройденного материала за год | 1 | обобщающий | | | проверочная работа | | |