СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование уроков географии в 9 классе УМК "Сферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе УМК "Сферы"

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование уроков географии в 9 классе УМК "Сферы"»

Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу  «География. Россия: природа, население, хозяйство»

в 9 классе (68 ч., 2 часа в неделю)

п/п


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

обязательного

минимума

образования

Требования к

уровню 

обучающихся

Характеристика

основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных действий)

контроль

д/з

Дата по плану

Введение

(1 час)

1

Введение

Предмет изучения курса «Социально- экономическая география РФ».

1

Вводный

Основная тема курса, цель и задачи курса, предмет изучения.

Знать:

Предмет изучения курса

Знакомиться с комплектом учебных пособий по курсу географии 9 класса.

Обсуждать существенные признаки понятий «отрасль», «хозяйство страны».

Определять отраслевой состав хозяйства на основе анализа иллюстративного материала учебника и статистических

материалов.

Выявлять исторические этапы формирования хозяйства страны на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять примеры отраслей, относящихся к разным секторам хозяйства.


индивидуальный устный опрос



Раздел 8. Хозяйство России

Тема 1. «Общая характеристика хозяйства»

(7 часов)

2

Особенности хозяйства России

Практическая работа

1 «Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»


1

Урок изучения нового материала

Устройство хозяйства России. Секторы хозяйства. МОК. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура.

Знать: определения понятий «отраслевая» и «территориальная структура хозяйства»

Уметь определять отраслевую и территориальную структуру хозяйства России, выделять типы территориальной структуры хозяйства на основе анализа экономических карт


Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия.

Устанавливать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира.

Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа тематических (экономических) карт.


практическая работа, географический диктант

С. 8-11, основные понятия


3

ГП как фактор развития хозяйства

1

Комбинированный

Влияние северного положения на хозяйство страны. Особенности её транспортного, геополитического, геоэкономического, соседского положения.

Знать: влияние на хозяйство северного положения страны, особенности транспортного, геополитического и геоэкономического положения России, соседское положение России.

Уметь: характеризовать географическое положение России, выявлять влияние ГП на развитие хозяйства страны.


Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты ГП, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России.

Составлять характеристику ГП России.


С. 12-13, анализ схем


4

Человеческий капитал и качество населения

1

Урок изучения нового материала

Человеческий капитал. Оценка качества населения. Географические различия в качестве населения и перспективы развития человеческого капитала.

Знать: что такое человеческий капитал, как оценивают качество населения, что влияет на географические различия в качестве населения, как будет развиваться человеческий капитал России.

Уметьопределять и оценивать долю человеческого капитала в национальном богатстве страны; раскрывать причины территориальных различий по показателю качества.


Сравнивать по статистическим данным долю человеческого капитала в хозяйстве России и других стран мира.

Анализировать по картам (статистическим материалам) территориальные различия ИЧР по субъектам РФ.


фронтальная письменная работа

С. 14-15

МГИ


5

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

1

Урок изучения нового материала

Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработица. Сферы занятости населения. Территориальные различия в уровне занятости населения.

Знать: что такое трудовые ресурсы и экономически активное население, где работают россияне, как изменится рынок труда.

Уметь выявлять основные сферы занятости населения и перспективы развития рынка труда в России.


Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. Выявлять соотношение этих понятий.

Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах.

фронтальный устный опрос

С. 16-17

МГИ


6

Природно-ресурсный капитал

Практическая работа

2 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России»

1

Урок формирования умений

Понятие «природно-ресурсный капитал». Минеральные ресурсы. Территориальные различия в размещении природных ресурсов. Перспективы использования природно-ресурсного капитала.

Знать: что такое природно-ресурсный капитал, как размещены природные ресурсы по территории страны, перспективы использования природно-ресурсного капитала.

Уметьоценивать долю природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны, определять место России в мире по запасам природных ресурсов и основные черты их географии.


Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России.

Определять по картам особенности ГП основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Выявлять по картам и сравнивать природно-ресурсный капитал крупных районов России.


практическая работа, географический диктант

С. 18-19, анализ схем


7

Производственный капитал

1

Урок изучения нового материала

Состав производственного капитала, его распределение по видам экономической деятельности и территории страны. Перспективы изменения географии производственного капитала.

Знать: что такое производственный капитал, как он распределяется по видам экономической деятельности  и по территории страны.

Уметь оценивать долю производственного капитала в национальном богатстве страны, выявлять современное и перспективное распределение производственного капитала по территории страны.


Определять по статистическим данным долю видов экономической деятельности в производственном капитале России и степень его износа.

Анализировать по картам распределение производственного капитала по территории страны.


С. 20-21

МГИ


8

Обобщающий урок по теме «Общая характеристика хозяйства России»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме



проверочная работа

подготовка сообщений, презентаций


Тема 2. «Промышленность»

(11 часов)

9

ТЭК.

Состав, структура и значение в хозяйстве

1

Урок изучения нового материала


Знать: состав, место и значение ТЭК для хозяйства страны.

Уметь применять полученные знания по теме «Общая характеристика хозяйства», определять состав ТЭК, анализировать динамику структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.


Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников

исторические этапы формирования хозяйства страны.

Обсуждать закономерности развития хозяйства страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Наблюдать и обсуждать проявления цикличности в развитии хозяйства своей местности на основе анализа дополнительных источников географической информации.

Определять состав ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства на основе работы с текстом и иллюстративными материалами учебника.

Обсуждать географическое понятие «топливно-энергетический баланс».

Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива.

Подготавливать краткие сообщения/презентации об истории

становления топливной промышленности в России.


фронтальный устный опрос

С. 22, схема в тетради


10

Газовая промышленность

1

Урок изучения нового материала

Запасы, добыча, использование, транспортировка природного газа. Газовая промышленность и охрана окружающей среды. Перспективы развития газовой промышленности.

Знать: величину запасов и добычи природного газа в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние газовой промышленности на окружающую среду, перспективы развития газовой отрасли.

Уметь определять место России в мире по запасам и добыче газа, выявлять основные районы добычи газа и основные сферы его использования, определять влияние отрасли на окружающую среду.


работа в к/к

С. 23-25

МГИ


11

Нефтяная промышленность

1

Урок изучения нового материала

Запасы, добыча нефти. Система нефтепроводов. География нефтепереработки. Нефтяная промышленность и охрана окружающей среды. Перспективы развития нефтяной промышленности.

Знать:величину запасов и добычи нефти в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние нефтяной промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли.

Уметь определять место России в мире по запасам и добыче нефти, выявлять основные районы добычи нефти и основные сферы ее использования, определять влияние отрасли на окружающую среду


работа в к/к

С. 26-29

МГИ


12

Угольная промышленность

Практическая работа

3 «Составление характеристики одного каменноугольного бассейна по картам и статистическим материалам»

1

Урок формирования умений

Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Знать:величину запасов и добычи угля в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние угольной  промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли.

Уметьопределять место России в мире по запасам и добыче угля, выявлять основные районы добычи угля и основные сферы его использования, определять влияние отрасли на окружающую среду


практическая работа, работа в к/к

С. 30-31, анализ схем


13

Электроэнергетика

Практическая работа №4 «Составление сравнительной характеристики типов электростанций и географии их размещения»

1

Урок формирования умений

Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду.

Перспективы развития электроэнергетики.

Знать: типы электростанций и объемы производства электроэнергии в России.

Уметь определять место России в мире по производству электроэнергии, сравнивать типы электростанций и их особенности в производстве э/э.
















Обсуждать роль электроэнергетики в хозяйстве страны и жизни населения.

Определять долю России в мире по производству электроэнергии и долю разных типов электростанций в производстве электроэнергии страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Выявлять особенности, преимущества и недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС), факторы и районы их размещения на территории РФ на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.

Находить, показывать на карте атласа,обозначать на контурной карте крупнейшие электростанции страны.

Сравнивать преимущества и недостатки электростанций разных типов.

Определять по карте атласа географию Единой энергосистемы страны,

обсуждать значение энергосистемы в хозяйстве страны.

Обсуждать проблемы и перспективы развития ТЭК, экологические проблемы, связанные с ТЭК, и пути их решения.


практическая работа (заполнение таблицы)

С. 32-35, анализ схем, МГИ, к/к


14

Машиностроение

Практическая работа

5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

1

Урок формирования умений

Объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География отраслей машиностроения. Влияние отрасли на окружающую среду.

Перспективы развития отрасли.

Знать: что такое машиностроение, его отраслевой состав.

Уметьопределять объемы производства, факторы и географию размещения предприятий машиностроения, формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны.


Аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны.

Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Наносить на к/к крупнейшие центры машиностроения России.

практическая работа

С. 36-39, МГИ

подготовка сообщений, презентаций


15

Чёрная металлургия

1

Урок изучения нового материала

Объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии чёрных металлов. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду.

Перспективы развития отрасли.

Знать: основные стадии производства черных металлов. Уметь определять объемы производства черной металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли, сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии: определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.


Определять типы предприятий и особенности их размещения на основе

текста и иллюстративных материалов учебника.

Обсуждать географическое понятие «комбинирование», выявлять его существенные признаки.

Обсуждать традиционную и современную технологию получения проката на основе сообщений/презентаций школьников.

Выявлять факторы, влияющие на размещение предприятий чѐрной

металлургии, на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.

Выполнять задания на определение факторов размещения предприятий

чѐрной металлургии на основе анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника.


индивидуальный устный опрос; работа в к/к

С. 40-43, МГИ, к/к


16

Цветная металлургия

1

Урок изучения нового материала

Объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду.

Перспективы развития отрасли.

Знать: основные стадии производства черных металлов. Уметь определять объемы производства цветной  металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли, выявлять по картам атласа главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых и легких металлов; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.


Обсуждать направления использования цветных металлов в хозяйстве страны, в быту.

Определять группы цветных металлов и состава отрасли на основе анализа

иллюстративных материалов учебника.

Выявлять особенности производства цветных металлов и факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии, на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.

Определять факторы размещения предприятий металлургии меди и

алюминия на основе анализа текста учебника и карт атласа.

Составлять характеристику одной из металлургических баз с использованием текста учебника, карт и статистических материалов по плану:

1. Металлургическая база.

2. Факторы размещения

металлургических предприятий.

3. Примеры металлургических центров(предприятий).

Обсуждать проблемы и перспективы развития металлургии в России, проблемы охраны окружающей среды.


фронтальный устный опрос; работа в к/к

С. 44-47, МГИ, к/к


17

Химическая промышленность

1

Урок изучения нового материала

Объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду.

Перспективы развития отрасли.

Иметь представление о химической промышленности. Уметьопределять объемы и особенности производства химической промышленности; определять по картам атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье; выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.


Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.

Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью.

Определять по картам атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье.

Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их.


фронтальный устный опрос, индивидуальный устный опрос

С. 48-51, МГИ, к/к


18

Лесная промышленность

1

Урок изучения нового материала

Лесные ресурсы. Состав и продукция лесной промышленности. Факторы размещения. География лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду.

Перспективы развития отрасли.

Иметь представление о лесной промышленности.

Уметьопределять объемы производства и состав лесной промышленности; выявлять направления использования древесины в хозяйстве; сопоставлять по картам атласа  географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.


Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей.

Определять по картам атласа ГП основных районов лесозаготовок и ЛПК с обоснованием принципов их размещения.

Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности.

Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности.

фронтальный устный опрос, индивидуальный устный опрос

С. 52-55, МГИ, к/к


19

Обобщающий урок по теме «Промышленность»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме



проверочная работа

повторить основные понятия по теме


Тема 3. «Сельское хозяйство и АПК»

(5 часов)

20

АПК. Состав, значение.

Проблемы.

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение АПК и с/х в экономике. Отличие с/х от других отраслей хозяйства.

Земельные ресурсы и с/х угодья, их структура.

С/х и охрана окружающей среды.

Знать:

Состав АПК.

Значение для хозяйства страны.

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.

Составлять таблицы, схемы.

Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК.

Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и с/х угодий России с другими странами (регионами).

Формулировать черты отличия с/х от др. отраслей экономики.

Выявлять и обсуждать проблемы.


фронтальный устный опрос

с. 56-57, схема в тетради


21

Сельское хозяйство.

Растениеводство

Практическая работа №6 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

1

Урок изучения нового материала

Зерновые и технические культуры. Назначение этих культур, их требования к агроклиматическим ресурсам.

Знать  значение  с/х  для страны.

Уметь  определять состав и особенности с/х и растениеводства; определять по эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур; выявлять влияние с/х на окружающую среду и перспективы развития растениеводства.


Определять по картам, эколого - климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур.

Анализировать карты атласа

фронтальная письменная работа (заполнение таблицы)

С. 58-59, МГИ, таблица


22

Животноводство

Практическая работа № 7 «Определение главных районов животноводства»



1

Урок изучения нового материала

Отрасли животноводства, их значение и география.

Иметь представление о животноводстве России.

Уметь определять основные направления и районы животноводства в России; выявлять перспективы развития отрасли.


Определять по картам, эколого - климатическим показателям главные районы животноводства.

Анализировать карты атласа

фронтальная письменная работа (заполнение таблицы)

С. 60-61, таблица


23

Пищевая и лёгкая промышленность

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды.

Знать:

Отрасли лёгкой и пищевой промышленности.

Основные центры и районы лёгкой промышленности России.

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.

Составлять таблицы, схемы.

Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции.

Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности.

Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.


фронтальная письменная работа (с/р)

С. 62-63, анализ схем, диаграмм


24

Обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и АПК»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме


проверочная работа

подготовка сообщений, презентаций


Тема 4. «Сфера услуг»

(6 часов)

25

Инфраструктурный комплекс.

Состав, значение, проблемы.

1

Урок изучения нового материала

Инфраструктурный комплекс. Состав. Значение для жизнедеятельности.

Уметь:

Работать с дополнительными источниками информации.

Анализировать схему «инфраструктурный комплекс».

Выявлять проблемы комплекса.


Конспект в тетради, анализ диаграмм, состав учить


26

Железнодорожный и автомобильный транспорт


1

Комбинированный

Состав, место и значение в хозяйстве. Сухопутная транспортная система. Типы транспортных узлов. Протяжённость ж/д и автомобильных дорог.

Оценивание работы транспорта, влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.


Выявлять и анализировать преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли ж/д транспорта в России.

Определять по статистическим данным долю ж/д и автотранспорта в транспортной работе.

фронтальная письменная работа (заполнение таблицы)

С. 64-67, С. 68-69, МГИ, к/к


27

Морской и речной транспорт

1

Комбинированный

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяжённость судоходных, речных путей.

Знать:

Виды морского и речного транспорта и их главные показатели.

Важнейшие морские и речные порты.

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.



Выявлять и анализировать преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли отдельных морских и речных бассейнов в работ транспорта.

Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

фронтальная письменная работа (заполнение таблицы); работа в к/к

С. 72-75, с. 76-77, заполнение таблицы, к/к


28

Авиационный и трубопроводный транспорт

1

Комбинированный

Место и значение в транспортном комплексе и хозяйстве страны. Объём и характер перевозимых грузов. Количество аэропортов, их география. Проблемы развития транспорта. Воздействие на окружающую среду.


Знать:

Виды авиационного транспорта и их главные показатели.

Важнейшие аэропорты России.

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.


Определять по материалам учебника преимущества и недостатки воздушного транспорта.

Определять по статистическим данным долю воздушного транспорта в транспортной работе.


фронтальная письменная работа (заполнение таблицы)

конспект, анализ карт атласа


29

Связь












1

Урок изучения нового материала

Виды связи.

Сфера обслуживания.Место и значение связи в хозяйстве страны. Виды связи. География связи.







Знать:

Важнейшие виды связи.

Понятие «услуга»

Уметь:

Работать с тематическими картами атласа.

Работать с к/к.

Статистическими материалами

Работать с дополнительными источниками информации.


Определять по схеме виды связи, преимущества и недостатки каждого из них.

Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах.






фронтальный устный опрос

С. 78-79, анализ схем, графиков



Наука и образование














Урок изучения нового материала

Наука и образование и их роль в современном обществе. Развитие науки и образования в стране, их география. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития.

Иметь представление о значении науки и образования в хозяйстве страны. Уметь сравнивать долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции; определять тенденции и перспективы развития науки и образования в стране; анализировать по карте географию наукоградов и академгородков России.


Определять по статистическим данным долю России и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, долю затрат стран на научные исследования.

Анализировать по картам географию городов науки.

Устанавливать по картам и статистическим данным районы России, лидирующие в науке и образовании

фронтальный устный опрос

С. 80-83, анализ схем, диаграмм



Жилищное хозяйство



Урок изучения нового материала

Показатели развития жилищного хозяйства. География жилищного хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.






Знать особенности жилищного хозяйства страны. Уметь сравнивать показатели жилищного хозяйства в России и в других странах мира, определять территориальные различия в обеспеченности жильем населения России; определять тенденции и перспективы развития жилищного хозяйства; объяснять влияние жилищного хозяйства на окружающую среду.


Определять территориальные различия в обеспеченности жильём районов России.

Анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах мира.

Анализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения

фронтальный устный опрос

С. 84-85, анализ диаграмм


30

Обобщающий урок по теме «Сфера услуг»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме.



проверочная работа

подготовка сообщений, презентаций


Раздел 9. « Районы России»

Тема 5. «Западный макрорегион – Европейская Россия»

(24 часа)

31

Западный макрорегион. Общая характеристика региона.

Практическая работа

8 «Анализ разных видов районирования России»


1

Урок изучения нового материала

Европейская Россия - регион, в котором исторически сложилось Русское государство.

Особенности: высокий уровень хозяйственной освоенности, высокий производственный и научный потенциал, преобладание городского населения. Регион городских агломераций и развитой экономики.


Знать:

Состав Западного макрорегиона по федеральным округам, природно-экономическим районам и субъектам.

Уметь:

Работать с картами различного содержания, анализировать их

  • Выявлять специфику географического положения региона.

  • Выявлять специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 88-89, анализ карт атласа, диаграмм


32

Европейский Север. Состав, ГП, ЭГП

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Европейского Севера. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Северного ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 92-93, к/к


33

Особенности природы Европейского Севера

1

Комбинированный

Характер поверхности территории Европейского Севера. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 94-97, МГИ


34

Население Европейского Севера

1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к..

фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 98-99, МГИ


35

Хозяйство Европейского Севера

Практическая работа

9 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».


1

Урок формирования умений

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.

Знать:

Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

Уметь:

Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

  • Составлять простой и сложный план воспроизведения материала.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

практическая работа, к/к

С. 100-103, к/к


36

Европейский Северо-Запад.

Состав, ГП, ЭГП

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Северо-Западного экономического района. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Северо-Западного ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 104-105, к/к


37

Особенности природы Европейского Северо-Запада

1

Комбинированный

Характер поверхности территории Северо-Запада. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальный устный опрос

С. 106-109, МГИ


38

Население и хозяйство Северо-Запада


1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Крупнейшие города.

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.


Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Выполнять задания в к/к.


самостоятельная работа (составление таблицы). к/к

С. 110-111, анализ диаграмм

С. 112-115, к/к


39

Центральная Россия. Состав, ГП, ЭГП.

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Центральной России. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Центральной России.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, ннамммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа.

Фронтальная письменная работа, ннавидуальный устный опрос

С. 116-117,МГИ, к/к


40

Особенности природы Центральной России

1

Комбинированный

Характер поверхности территории Центральной России. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе ннализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


Фронтальный устный опрос

С. 118-121, анализ карт атласа


41

Население и хозяйство Центральной России

1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Крупнейшие города.

Центральная Россия –огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов. Географические особенности Центральной России и её узловых районов.

Влияние природно- ресурсного потенциала на хозяйство ЦР.

Промышленная и с/х специализация ЦР.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.


Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

  • Составлять простой и сложный план воспроизведения материала.

фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 122-123, С. 124-127, к/к анализ графиков


42

Европейский Юг. Состав, ГП, ЭГП.

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Европейского Юга. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 128-129, к/к


43

Особенности природы Европейского Юга

Практическая работа

10 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»


1

Урок формирования умений

Характер поверхности территории Европейского Юга. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


практическая работа

С. 130-133, МГИ


44

Население Европейского Юга

1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 134-135, МГИ


45

Хозяйство Европейского Юга.


1

Комбинированный

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.

Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

Уметь:

Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

  • Составлять простой и сложный план воспроизведения материала.

самостоятельная работа, к/к

С. 136-139,МГИ, к/к


46

Поволжье. Состав, ГП, ЭГП

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Поволжья. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Поволжского ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 140-141, к/к


47

Особенности природы Поволжья

1

Комбинированный

Характер поверхности территории Поволжья. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальный устный опрос

С. 142-145, МГИ, читать


48

Население Поволжья

1


Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.


фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 146-147, анализ диаграмм


49

Хозяйство Поволжья

Практическая работа

11 «Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения»


1

Комбинированный

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.

Внешние экономические связи региона.


Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

  • Основные виды транспорта, проблемы и перспективы развития, внешние экономические связи.

  • Структуру сельскохозяйственных угодий, специализацию сельскохозяйственных зон.

Уметь:

  • Анализировать статистический и картографический материал, оценивать перспективы развития ВЭС.

  • Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

  • Составлять простой и сложный план воспроизведения материала.

самостоятельная работа, к/к

С. 148-151, к/к


50

Урал.

Состав. ГП, ЭГП

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Уральского природно-экономического района. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Уральского ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.


  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 152-153, к/к


51

Особенности природы Урала

1

Комбинированный

Характер поверхности территории Урала. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальный устный опрос

С. 154-157, МГИ


52

Население Урала

1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.


  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.


фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 158-159, анализ карт атласа, диаграмм


53

Хозяйство Урала

Практическая работа

12 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»



1

Урок формирования умений

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры.

Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

  • Основные виды транспорта, проблемы и перспективы развития, внешние экономические связи.

  • Структуру сельскохозяйственных угодий, специализацию сельскохозяйственных зон.

Уметь:

  • Анализировать статистический и картографический материал, оценивать перспективы развития ВЭС.

  • Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

практическая работа, к/к

С. 160-163, МГИ, к/к


54

Обобщающий урок по теме «Западный макрорегион»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме



проверочная работа

подготовка сообщений, презентаций


Тема 6. «Восточный макрорегион – Азиатская Россия»

(11 часов)

55

Восточный макрорегион. Общая характеристика.














1

Урок изучения нового материала

Площадь, численность населения и состав макрорегиона.

Удалённость территории от основных экономических районов России.

Использование огромного природно-ресурсного потенциала.

Возрастающая роль региона в экономике страны.

Различия в природе и хозяйстве западной и восточной частей макрорегиона.

Знать:

  • Состав Восточного макрорегиона.

Уметь:

  • Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Выявлять специфику географического положения региона.

  • Выявлять специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Составление схемы по материалам учебника

С. 90-91, к/к, конспект в тетради


56

Западная и Восточная Сибирь

Практическая работа

13 «Сравнение ГП Западной и Восточной Сибири»

1

Урок формирования умений

Особенности географического положения Западной и Восточной Сибири. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Западно-Сибирского и Восточного ПЭР.

  • ГП и ЭГП регионов.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.


  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 164-165, с. 176-177, к/к


57

Особенности природы Западной Сибири


1

Комбинированный

Характер поверхности территории Западной Сибири. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


практическая работа

С. 166-169, МГИ


58

Особенности природы Восточной Сибири


1

Комбинированный

Характер поверхности территории Восточной Сибири. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.


  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальный устный опрос

С. 178-181, МГИ, читать


59

Население Западной и Восточной Сибири



1

Комбинированный

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.


фронтальная письменная работа (составление таблицы)

С. 170-171, 182-183,

анализ диаграмм


60

Хозяйство Западной Сибири.


1

Комбинированный

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.

Отраслевой состав сельского хозяйства. Основные виды транспорта региона. Центры науки и культуры. Рекреационное хозяйство.

Внешние экономические связи региона.

Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

Уметь:

Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.


  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы,

  • Формулировать выводы.

самостоятельная работа, к/к

С. 172-175,МГИ, к/к


61

Хозяйство Восточной Сибири.

Практическая работа

14. «Составление характеристики Норильского промышленного узла по плану».


1

Урок формирования умений

Особенности хозяйства. Характеристика промышленности и отрасли специализации региона. Промышленные центры. Проблемы региона.

Отраслевой состав сельского хозяйства. Основные виды транспорта региона. Центры науки и культуры. Рекреационное хозяйство.

Внешние экономические связи региона.


Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

Уметь:

Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

практическая работа

С. 184-187, к/к


62

Дальний Восток.

Состав, ГП, ЭГП.

Особенности природы Дальнего Востока

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Дальнего Востока. Страны и районы соседи. Субъекты, входящие в состав региона. Особенности природы и ресурсной базы.

Характер поверхности территории Дальнего Востока. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Знать:

  • Субъекты, входящие в состав Дальневосточного ПЭР.

  • ГП и ЭГП региона.

Уметь:

Читать и анализировать карты, диаграммы, картограммы, схемы, статистические таблицы.

  • Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП.

  • Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.

  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа карт: между особенностями строения ЗК и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения ЗК и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.


фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос

С. 188-189, к/к

С. 190-193, МГИ


63

Население Дальнего Востока

Практическая работа

15 «Анализ взаимодействия природы и человека на Дальнем Востоке»


1

Урок формирования умений

Численность, плотность населения. Процентное соотношение городского и сельского населения. Демографическая ситуация в регионе, проблемы и перспективы.

Национальный состав населения.

Крупнейшие города.

Знать:

  • Историю заселения, алгоритм характеристики населения, города региона, проблемы городов и пути их решения.

Уметь:

Работать со статистическим материалом, диаграммами, картодиаграммами, половозрастными пирамидами.

  • Проводить сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населения, устанавливать ПСС и закономерности размещения, городов, объектов хозяйственной деятельности.

  • Составлять описания, характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации и карт.

  • Формулировать выводы.

  • Работать с тематическими картами атласа и к/к.


практическая работа

194-195, МГИ


64

Хозяйство Дальнего Востока.











1

Комбинированный

Отраслевой состав промышленности и сельского хозяйства. Основные виды транспорта региона. Центры науки и культуры. Рекреационное хозяйство.

Внешние экономические связи региона.





Знать:

  • Крупнейшие промышленные предприятия региона, их размещение, отрасли специализации, структуру ВРП.

  • Основные виды транспорта, проблемы и перспективы развития, внешние экономические связи.

  • Структуру сельскохозяйственных угодий, специализацию сельскохозяйственных зон.

Уметь:

  • Анализировать статистический и картографический материал, оценивать перспективы развития ВЭС.

  • Читать и анализировать экономическую карту, давать характеристику отраслей по плану.

  • Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.

  • Анализировать воздействие природы и человека на территории.

  • Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

  • Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы.

самостоятельная работа, к/к

С. 196-199, МГИ, к/к


65

Обобщающий урок по теме «Восточный макрорегион»

1

Урок проверки и контроля знаний

Выполнение заданий в формате ОГЭ по теме

Уметь применять полученные знания по теме



проверочная работа

подготовка сообщений, презентаций


Раздел 10. «Россия в мире»

(2 часа)

66

Россия и мировое хозяйство

Практическая работа

16 «Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран»

1

Урок формирования умений

Роль России в мировой торговле. Состав экспорта и импорта. Торговые партнёры России. Перспективы развития внешней торговли.

Знать:

  • основные понятия по теме

  • главных торговых партнёров России

Уметь:

  • читать и анализировать карты атласа, работать со статистическими материалами.

Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства.

Определять территориальную структуру внешней торговли России.

практическая работа

С. 202-203, МГИ


67

Россия в системе мировых транспортных коридоров

1

Урок изучения нового материала

Понятие о транспортных коридорах. Россия и мировая система транспортных коридоров.

Знать:

  • основные понятия по теме

Уметь:

  • анализировать схемы, карты

  • давать оценку событиям и прогнозировать последствия

Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП России по отношению к мировой системе транспортных коридоров.

Анализировать схемы и карты, отражающие положение России в системе транспортных коридоров, формулировать выводы.

Прогнозировать перспективы развития страны по мере её дальнейшей интеграции в систему мировых транспортных коридоров.

фронтальный устный опрос, индивидуальная письменная работа

С. 204-205, основные понятия


Обобщение и повторение пройденного материала за год

(1 час)

68

Обобщение и повторение материала по курсу «География. Россия: природа, население, хозяйство»

1

Урок-зачёт

Выполнение заданий в формате ОГЭ по темам курса



индивидуальный письменный (устный) опрос








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!