№ п/п | Тема Урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з (стр. учебника) | Дата |
Введение (1 час) |
1 | Введение | 1 | вводный | Ориентирование в информационном поле УМК. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. | | | | |
Тема «Гидросфера – водная оболочка Земли» (10 часов) |
2 | Гидросфера | 1 | урок изучения нового материала | Понятие «гидросфера». Объём гидросферы и её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека | Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, состав вод суши Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы определять по карте глубины океанов и морей показывать по карте: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения | фронтальный письменный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 82-83, вопросы | |
3 | Мировой океан | 1 | урок изучения нового материала | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность. Значение гидросферы для Земли и человека | уплотнённый опрос; зачёт по номенклатуре | С. 84-85, вопросы, номенклатура | |
4 | Движения воды в океане. Практическая работа № 1. «Описание по картам вод Мирового океана» | 1 | урок формирования умений | Ветровые волны, цунами. Течения в океане. Приливы и отливы. Вертикальные движения | Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, состав вод суши. Уметь: определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления ветров находить на карте течения | практическая работа | С. 86-87 | |
5 | Реки | 1 | урок изучения нового материала | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек | Знать: понятия «река», части реки Уметь: показывать крупные речные системы на карте составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт | фронтальный устный опрос, индивидуальный устный опрос | С. 88-91, понятия, вопросы | |
6 | Практическая работа № 2. «Описание реки своей местности» | 1 | урок формирования умений | практическая работа | | |
7 | Озёра и болота | 1 | комбинированный | Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. | Знать: понятия «озеро», «болото»; виды и особенности подземных вод, меры по их бережному использованию и охране Уметь: определять по карте ГП и размеры крупнейших озёр и болот мира составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению по форме озерной котловины определять ее происхождение | фронтальный устный опрос, географический диктант | С. 92-93, понятия | |
8 | Подземные воды | 1 | урок изучения нового материала | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | фронтальный устный опрос | С.94-95 | |
9 | Ледники и многолетняя мерзлота | 1 | урок изучения нового материала | Ледники. Горные ледники. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. | фронтальный устный опрос | С. 96-97, вопросы | |
10 | Человек и гидросфера | 1 | комбинированный | Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; зачёт по номенклатуре | С. 98-99, сообщения, презентации | |
11 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | 1 | обобщающий | Подземные воды. Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоемы. | Называть и показывать: реки, озера, каналы, водохранилища Давать характеристику географического положения объектов вод суши по плану | проверочная работа | С. 82-100 | |
Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (10 часов) |
12 | Атмосфера | 1 | урок изучения нового материала | Атмосфера – смесь газов. Тропосфера. Стратосфера. Верхние слои атмосферы. Озоновый экран. Температура воздуха. Термометры. Амплитуда. | Знать: строение и состав атмосферы Уметь: определять температуру воздуха по термометру вычислять амплитуду анализировать графики годового хода температур вычерчивать и анализировать графики изменения суточных температур на основе дневника наблюдений | фронтальный устный опрос, индивидуальная письменная работа | С. 102-103, вопросы | |
13 | Температура воздуха. Практическая работа № 3. «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды» | 1 | урок формирования умений | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. | Знать: особенности нагрева воздуха атмосферы; факторы, влияющие на температуру воздуха Уметь: | практическая работа | С. 104-105 | |
14 | Влажность воздуха. Облака. | 1 | урок изучения нового материала | Водяной пар. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Относительная влажность и абсолютная влажность. Туман. Облака. Виды облаков. | Знать: понятия «относительная» и «абсолютная» влажность, «туман», виды облаков, виды осадков Определять: облачность, основные виды облаков . | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 106-107, понятия | |
15 | Атмосферные осадки. Атмосферное давление. | 1 | урок изучения нового материала | Атмосферные осадки. Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. Атмосферное давление. Барометр – анероид. Нормальное АД. Ртутный барометр. | Знать: виды осадков; причины образования атмосферных осадков, понятия «АД». Уметь: | фронтальный устный опрос, индивидуальная письменная работа | С. 108-109 С. 110 | |
16 | Ветер | 1 | урок изучения нового материала | Ветер. Причины образования. Бризы. Муссон. Значение ветра. Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель. | Знать: «ветер», причины возникновения ветра Уметь: решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте объяснять причину различий в величине АД в разных широтных поясах планеты определять направление и скорость ветра по картам | практическая работа | С. 111-113, вопросы | |
17 | Практическая работа № 4. «Построение розы ветров» | | урок формирования умений | | Уметь: | | | |
18 | Погода | 1 | комбинированный | Погода. Причины изменения погоды. Типы погоды. Прогноз погоды. Климат. Типы климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. | Знать: причины, влияющие на климат, климатообразующие факторы, понятия «климат», «погода», как составляют прогноз погоды Описывать: погоду и климат своей местности Уметь: анализировать климатограммы | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 114-115, вопросы | |
19 | Климат | 1 | урок изучения нового материала | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | фронтальный устный опрос, индивидуальная письменная работа | С. 116-117, вопросы | |
20 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | 1 | комбинированный | Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу | Знать: явления, связанные с отражением солнечного света и электричества Уметь: объяснять распределение солнечного света и тепла находить дополнительную информацию об неблагоприятных и оптических атмосферных явлениях составлять и заполнять таблицу «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос, составление таблицы | С. 118-121, сообщения, презентации | |
21 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | 1 | обобщающий | | | проверочная работа | С. 101- 122 | |
Тема «Биосфера – оболочка жизни» (5 часов) |
22 | Биосфера. | 1 | урок изучения нового материала | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах — реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. | Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножия гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций составлять схему биологического круговорота веществ | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 124-125, вопросы | |
23 | Жизнь в океане и на суше. | 1 | комбинированный | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. | подготовка сообщений, презентаций | С. 126-127, сообщения, презентации | |
24 | Значение биосферы. Экологические проблемы в биосфере | 1 | комбинированный | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые ПТ. Всемирное природное наследие | фронтальный устный опрос, подготовка сообщений, презентаций | С. 128-129 С. 132-133, сообщения, презентации | |
25 | Человек – часть биосферы. | 1 | урок изучения нового материала | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. | Знать: понятие «раса», экологические проблемы Уметь: различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира описывать меры, направленные на охрану биосферы | фронтальный устный опрос, подготовка сообщений, презентаций | С. 130-131, сообщения, презентации | |
26 | Обобщение по теме «Биосфера – оболочка жизни» | 1 | обобщающий | | проверочная работа | | |
Тема «Географическая оболочка – самый крупный ПТК» (8 часов) |
27 | Географическая оболочка. | 1 | урок изучения нового материала | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования. Свойства географической оболочки. | Знать: Уметь: | фронтальный устный опрос | С. 136-137, вопросы | |
28 | Почва | 1 | комбинированный | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. | Знать: понятие «почва», строение, состав и типы почв Уметь: | индивидуальная письменная работа | С. 140-141, понятия | |
29 | Природные комплексы Ледяные пустыни и тундры | 1 | урок изучения нового материала | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы. Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Знать: понятия «ПК», «природная зона», «антропогенный комплекс», основные понятия по теме Уметь: характеризовать ГП природных зон; приводить примеры растительного и животного мира этих природных зон выявлять отличия ПК от ПАК | заполнение таблицы по плану | С. 138-139 С. 142-143 | |
30 | Леса | 1 | урок изучения нового материала | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | заполнение таблицы | С. 144-147 | |
31 | Степи и саванны. Засушливые области планеты | 1 | урок изучения нового материала | Засушливые области планеты: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | заполнение таблицы | С. 148-151 | |
32 | Природные комплексы Мирового океана | 1 | урок изучения нового материала | Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. | Знать: зональные природные комплексы в океане; особенности органического мира в океане Уметь: объяснять причины количества массы организмов в различных зонах океанов; приспособление животных к среде обитания | фронтальный устный опрос | С. 152-153, сообщения, презентации | |
33 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | 1 | комбинированный | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. | Знать: понятия «Всемирное наследие человечества», «культурные ландшафты» Уметь: | фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; подготовка презентаций и сообщений по теме | С. 154-157, сообщения, презентации | |
34 | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс» Практическая работа №5 «Описание ПК своей местности» | 1 | обобщающий | | | практическая работа | | |