Технологическая карта урока по предмету «Химия» в 9 классе
Авторы, разработчики: | Мохнатова Г.В. |
Предмет | «Химия» |
Класс | 9 класс |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология построения урока | Технология развития критического мышления |
Тема | Физические свойства металлов |
Цель | 1.Расширить представление о физических свойствах металлов 2.Формирование универсальных учебных действий. |
Основные термины, понятия | Металлическая связь, пластичность, твёрдость, сверхпроводимость, теплопроводность, чёрные, цветные, драгоценные |
Таблица № 1 Планируемый результат |
Предметные умения: - изучить физические свойства металлов - выделять химическую связь в металлах - устанавливать связь физических свойств с применением | Личностные УУД: 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 3. Оценивать собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определять критерии изучения физических свойств металлов Познавательные УУД: 1. Работать по проблемным вопросам 2. Находить отличия 3.Составление схем-опор 4.Работа с информационными текстами 5.Объяснение значения новых слов 6.Сравнивать и выделять признаки 7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи |
Таблица №2 Организация пространства |
Формы работы: фронтальная, групповая | Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана, дополнительная литература |
Таблица №3 Дидактические задачи этапов урока |
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Регулятивные УУД: - определить цели и задачи урока - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии физических свойств металлов Познавательные УУД: - работать с таблицей : Личностные УУД Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Осмысление | Познавательные УУД: - находить отличия - составлять схемы-опоры - работать с информационными текстами - объяснять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - работать в группах по обсуждению информации - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать физические свойства металлов - уметь выделять химическую связь в металлах - устанавливать связь физических свойств металлов с применением |
Рефлексия | - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
Таблица № 4 Технология изучения |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока - определяют критерии физических свойств металлов Познавательные УУД: - работать с таблицей : Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Сообщает, что сегодня урок будет посвящен веществам и их свойствам Что за свойства мы имеем? От дождя мы не ржавеем, И не гнёмся, не темнеем. Как алмазы в бою крепки, Как лозиночки, гибки. Можем дерево пилить, Резать ткань, металл сверлить, Все мы можем, все умеем - На педаль и на пищаль, На скрижаль и на медаль. Что за свойства – отвечай? 3. Подводит обучающихся к формированию темы урока: Как называются эти свойства? Расшифруйте слово: и сформулируйте тему урока. 4. Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают о физических свойствах металлов 5. Предлагает обучающимся заполнить таблицу, прочитав текст учебника или дополнительного источника «Знаю – Хочу знать – Узнал» З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | 6. Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о физических свойствах металлов, о каких именно? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать физические свойства | 1.Слушают учителя 2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово, формулируют тему и цель урока. 3.Обучающиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. 4.Заполняют таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» 5.Определяют критерии изучения физических свойств металлов - важнейшие физические свойства - сфера применения - значение физических свойств металлов в жизни человека |
Осмысление | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - находить отличия - составление схем-опор - работа с информационными текстами - объяснение значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - групповая работа по обсуждению информации - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать физические свойства металлов - уметь выделять химическую связь в металлах - устанавливать связь физических свойств металлов с применением | 1.Организует работу в группах. 2.Дает задания: 17 человек - 4 группы 1-2 группа изучает важнейшие физические свойства Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию о физических свойствах, определить их количество (8 свойств), поделить их на две группы, использовать рисунки, электронную таблицу, ПК Задание 2. Изобразите на схеме основные физические свойства металлов Задание3. Кратко расскажите о каждом свойстве Физкультминутка. 3группа изучает лёгкие и тяжёлые металлы, цветные и драгоценные металлы Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать электронные таблицы, ПК Задание 2. Составьте Фишбон Задание 3. Выписать новые слова. Объяснить их 4 группа изучает сферу применения и значение физических свойств в жизни человека Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать ПК Задание 2. Составьте кластер (гроздья) Задание 3. Закончить схему, подготовить рассказ | 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2. Знакомятся с информацией о физических свойствах в учебнике, используют рисунки, электронные таблицы, работают с ПК 3. Отображают информацию графически. 4. Обсуждают записи, объясняют новые понятия 5. Проводят сравнение физических свойств 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2. Знакомятся с информацией в учебнике о лёгких и тяжёлых металлах, (делятся на две группы по плотности), о цветных и драгоценных металлах, используют рисунки, электронные таблицы, ПК 3. Отображают информацию графически. 4. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты Лёгкие (литий, галлий) Тяжёлые (осмий, вольфрам Металлы обладают Физич.свойствами Чёрные (железо и его сплавы) Цветные Драгоценные (золото, серебро, платина и др) 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о применении в технике физических свойств металлов и значение их для жизни человека в учебнике, используют рисунки, ПК 3. Отображают информацию графически. 4. Обсуждают записи 5. Объясняют новые понятия 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты |
Рефлексия | Регулятивные УУД: - выработка критериев оценивания работы в группах ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы | 1.Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп 2. Организует заполнение таблицы СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 3.Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность | 1. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы 2. Подводят итоги, выступают по своему заданию 3.Делают выводы, что нового они узнали о физических свойствах. Оценивают свою деятельность Пример «синквейна» Свойства Физические, металлические Обуславливается металлической связью Меня заинтересовали драгоценные металлы Связи |
Домашнее задание. 1). п.8, вопросы 3,4. 2). Используя дополнительные источники литературы, ПК подберите ключевые слова, цвета, музыку, стихи для физических свойств металлов
Текст приложения.
Ребята, ещё у металлов есть такое свойство, которое используют для изготовления колокольчиков и колоколов (учитель демонстрирует звон маленького колокольчика). Что это за свойство? – Металлы звенят.
Самые звонкие металлы – это драгоценные металлы, о которых вы сегодня уже говорили, это золото, серебро, медь. Медь звучит густым, гудящим звоном – «малиновым звоном», называемым так из-за голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола, которые были лучше, чем голландские, а жители русских городов и посёлков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше.
Демонстрационный опыт: золотое кольцо (без камня) повесить на длинный волос, ударить по кольцу деревянной палочкой. Слышен долгий и чистый высокий звук. Сможете объяснить это явление? Если нет, то у вас есть возможность найти дома ответ на этот вопрос.
В нашей стране колокола появились почти одновременно с принятием христианства святым князем Владимиром и Крещением Руси (в 988 г.), т.е. в конце X века.
Демонстрация иллюстрации «Царь-колокол».
Самым большим колоколом в мире является «Царь-колокол», стоящий теперь в московском Кремле. Он и по величине, и по художественному литью не имеет себе равных, а весит он 208 тонн. «Царь-колокол» был отлит русскими мастерами – отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными – в 1733-1735 годах. Отличительными чертами русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается благодаря:
- точной пропорции меди и олова, нередко с добавлением серебра, т.е. правильным сплавом;
- правильной пропорции колокола, т.е. верным соотношением высоты и ширины колокола;
- точной толщине стен колокола;
- правильному подвешиванию колокола;
- правильному способу прикрепления колокольного языка к колоколу и другими способами.
Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Не случайно язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: «Это голос христианского Бога слышен!»
Колокольный звон радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица… и бесконечно долго вьётся в воздухе.
В 2004 году Россия обрела новый могучий голос: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре был поднят «Царь колоколов» весом в 72 тонны, отлитый из олова и меди (демонстрация фотографий колокольни и «Царя колоколов»).
Давайте послушаем звон колокола. Включается аудиозапись колокольного звона.
Как вы думаете, для чего употребляется колокольный звон?
Колокольный церковный звон употребляется, чтобы:
- созывать людей в храм на богослужение
- выражать торжество Православной Церкви и её богослужений
- возвещать тем, кто находится вне храма, о совершении особо важных моментов богослужения.
Кроме того, колокольным звоном созывался народ на вече (народное собрание).
Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
Колокольным звоном люди предупреждались о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре.
В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества.
Колокольным звоном оповещали о победе в битве, приветствовали возвращение воинов-победителей с поля боя.
Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Металлы различают по цвету: они бывают чёрными, цветными и драгоценными (золото, платина, серебро). Золото – это металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли, например, в мастерской Карла Фаберже замечательные пасхальные яйца.
Демонстрация иллюстраций двух пасхальных яиц Фаберже.
«Соедини золото с мыслью», – эти слова Виктора Гюго как нельзя лучше выражают суть творчества мастеров Карла Фаберже.
Сообщение учащегося. В мастерской Карла Фаберже одним из самых выдающихся мастеров был Михаил Евлампиевич Перхин. В 1891 г. из золота и платины им выполнена модель крейсера «Память Азова». Модель полностью воспроизводит внешний вид корабл
Она закреплена на аквамариновой пластинке, имитирующей воду, и вкладывается в яйцо из тёмно-зелёного гелиотропа.
Особым художественным вкусом отличается пасхальное яйцо в форме вазы с букетом лилий, представляющее собой часы. Сочетание оттенков золота вносит в это изделие своеобразный декоративный эффект.
Лучшие изделия ювелирной мастерской Карла Фаберже отличаются чистотой и тщательностью отделки, виртуозностью техники исполнения и тонкими цветочными сочетаниями. Они являются неиссякаемым источником для творческой мысли современных художников и высоким образцом для воспитания эстетического вкуса.
7. Выполненное домашнее задание: четверостишия о колокольном звоне, колоколах:
Звуки Отчизны небесной –
Благовест Церкви святой.
Радостен глас твой чудесный,
Люб мне призыв твой родной!
Н. Добронравов.
* * *
Колокол грянул, и медные звуки,
Полные скорби, рыданий и муки
Льются в кровавую даль –
В даль, где пылает Отчизна Святая.
С. Бекетов.
* * *
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
В. Шалонин.