Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт (1 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся (6 мин) | Организует проверку домашнего задания. - Определите вид химической связи в молекуле кислорода О2 (сероводорода Н2S) и запишите механизмы их образования. - Индивидуальная работа на карточках (№ 1). 1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона. 2. У всех металлов имеется ……………… блеск. 3. Все металлы по агрегатному состоянию ……………….., за исключением………… 4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………... 5. Все металлы проводят …………………………… 6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи. 7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl | Проявляют умение оценить выполненные задания. - одновременно выполняют задание 4 ученика: двое у доски, двое - в тетрадях. Осуществляют взаимоконтроль. - выполняют задания, сверяют их с ответами учителя. |
1.3. Создание проблемной ситуации (2 мин) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Давным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ. - Чем по свойствам порошок отличался от металла? - О каком явлении, на ваш взгляд, идёт речь? - Мнение одно. Нам предстоит доказать: верное оно или нет. | Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. - Не имеет металлического блеска - В данном случае наблюдалось протекание химической реакции, в результате которой образовалось новое вещество. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование. (10 мин) | Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог. Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место. Семь металлов создал свет По числу семи планет: Медь, железо, серебро… Дал нам Космос на добро. Злато, олово, свинец… Сын мой, сера – их отец. А еще ты должен знать: Всем им ртуть – родная мать. - Внимательно посмотрите на ряд: он у вас не вызывает сомнений? - Каждому элементу-металлу соответствует соединение или простое вещество? - Исключите, пожалуйста, лишний элемент. - А этому элементу соответствует простое вещество или соединение? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какова цель нашего урока? Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания. - Попробуем выяснить, что вам известно о неметаллах. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если не согласны, в графе «В начале урока» (карточка №2). Работа в парах. Утверждение | В начале урока | В конце урока | Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов | | | Неметаллы проводят тепло и электрический ток | | | Белый фосфор ядовит. | | | Кислород образует 2 газа: О2 и О3. | | | Инертные газы в реакции не вступают | | | «Оловянная чума» - заболевание. | | | Для живых организмов особое значение имеет кислород. | | | При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. | | | Химических элементов-неметаллов насчитывается 22, а простых веществ, образованных ими – гораздо больше. | | | | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. Делают записи в тетради, а один из учащихся - на обратной стороне доски. Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg - Только шесть химических элементов - металлов. - Простое вещество. - Сера. Она относится к неметаллам. - Простое вещество. - Простые вещества-неметаллы. - Изучить физические свойства простых веществ неметаллов в сравнении со свойствами простых веществ металлов. И выявить причину их различий. Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. - Выполняют работу по заполнению графы «В начале урока» в парах. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации. (2 мин) | Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. - Как можно отличить неметалл от металла? | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Высказывают свои предположения (гипотезы) |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа. (10 мин) | Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре/мини-группах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Лабораторный опыт. Рассмотрите выданные вам образцы. Разделите их на металлы и неметаллы. Сравните простые вещества – металлы и неметаллы по плану: Приготовьте устный отчет о физических свойствах неметаллов. - Объясните причину того, почему металлы проявляют сходные свойства. - Почему физические свойства простых веществ неметаллов отличаются от физических свойств металлов? - Докажите мне, что деление простых веществ на металлы и неметаллы относительно. - Позволяют ли полученные вами знания решить проблемную ситуацию, возникшую в начале урока? - В природе существует такое явление, как аллотропия (дать определение и привести примеры аллотропной модификации кислорода и озона). | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения. - Они образуют металлическую связь. - Между атомами возникает ковалентная неполярная связь. - Графит и кремний являются неметаллами, но обладают одним из свойств металлов - проводят электрический ток - Нет. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий. (9 мин) | Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Работа с текстом параграфа: Заполнить таблицу. Признаки | кислород | озон | Формула | О2 | О3 | Агрегатное состояние | газ | газ | Запах | нет | свежести | Mr | 32 | 48 | Биологическое значение | дыхание | защита от УФ-излучения | Найти в учебнике ещё примеры аллотропных модификаций. Позволяют ли полученные вами знания решить проблемную ситуацию, возникшую в начале урока? Вернитесь к заданию «утверждения» и заполните оставшуюся незаполненной колонку. | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий. (3 мин) | Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. Методика "Незаконченное предложение" На уроке я работал... Своей работой на уроке я... Я узнал... Я хотел бы узнать... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение... | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов (2 мин) | Обсуждение качества выполнения классной работы. Устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету. - Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы – это оценка «5». Эти ребята дома попробуют обосновать поставленный «+» или «-» в задании «Верное или неверное утверждение». § 14 читать, выучить понятия в. 3 письменно | Обсуждение качества выполнения классной работы. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. |