СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Простые вещества"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение  теоретическими знаниями в области форм существования химического элемента неметалла (атом, простое вещество), их физических свойств и использование этого знания для доказательства относительного деления веществ на металлы и неметаллы.

Развитие логического мышления через сравнение простых веществ металлов и неметаллов, а также развитие познавательной самостоятельности учащихся путем создания проблемной ситуации. Формирование понимания границ того, «что я знаю» и того, «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Простые вещества"»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Агафонова Ирина Александровна


Район

г.о.г. Бор


Место работы

МАОУ Кантауровская СШ


Должность

Учитель химии и биологии



Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

8 класс


Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская учебная программа О.С. Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа, 2012.

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.

Тема учебного занятия

Простые вещества


Тема урока

Простые вещества - неметаллы. Аллотропия. Лабораторный опыт № 7 «Ознакомление с коллекцией неметаллов»

Место урока в структуре учебного занятия

Урок № 2 в теме «Простые вещества»

Учебная задача


Овладение теоретическими знаниями в области форм существования химического элемента неметалла (атом, простое вещество), их физических свойств и использование этого знания для доказательства относительного деления веществ на металлы и неметаллы.

Развитие логического мышления через сравнение простых веществ металлов и неметаллов, а также развитие познавательной самостоятельности учащихся путем создания проблемной ситуации. Формирование понимания границ того, «что я знаю» и того, «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.







Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты


Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)


Цель – предмет (предметный результат)

Учащиеся будут знать определения понятий «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения или модификации», способ определения принадлежности неорганических веществ к одному из изученных классов (металлы и неметаллы). Научатся описывать положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах – неметаллах; объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия; наблюдать за свойствами веществ и явлениями; описывать химический эксперимент с помощью естественного языка и языка химии; делать выводы по результатам проведённого эксперимента.


Учащиеся получат возможность грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.


Цель – способ (метапредметный результат)

Учащиеся научатся выполнять полное комплексное сравнение и осуществлять сравнение по аналогии, самостоятельно использовать непосредственное наблюдение; самостоятельно оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Учащиеся получат возможность организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение


Цель – ценность (личностный результат)

Учащиеся убедятся в необходимости принимать решения с учётом позиций всех участников; осознают готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; проявят готовность к сотрудничеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, вести диалог на основе равноправных отношений; выполнят корригирующую самооценку.




Учащиеся получат возможность объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах


Исходное состояние учащихся


Могут описывать состав и строение атомов.

Могут определять тип химической связи по формуле вещества.

Могут характеризовать механизмы образования ковалентной неполярной и металлической связи.

Могут устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи.

Могут составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера.

Могут использовать такой вид мысленного моделирования, как знаковое моделирование на примере составления схем образования химической связи.

Могут определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов.

Могут выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле процесса изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии.


Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат


Дидактические карточки по теме «Металлы. Их физические свойства»

Заполнение таблицы верные – неверные утверждения по теме «Неметаллы. Их физические свойства»

Задание на сравнение.

Работа с текстом учебника.

Создание экспрессивно-эмоциональной ситуации (экспрессивный повтор для усиления эмоционального восприятия). Например, «А он всё думал и думал…» (акцентирует длительность, интенсивность действия)


Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Габриелян О.С Учебник. Химия

8 класс. - М.: Дрофа, 2013



Габриелян О.С., Остроумов И.Г.

Настольная книга для учителя. Химия 8 класс. - М.: Дрофа, 2002


Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.


Врублевский А.И., Баоковский Е.В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.

Издательство “Просвещение”: http://www.prosv.ru/


“Просвещение-МЕДИА”: http://www.pmedia.ru/ru


Оборудование к уроку

Коллекция металлов и неметаллов на парту.






















Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества


Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями.

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Форма обучения: индивидуальная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: практические (упражнение)

- по характеру познавательной деятельности: репродуктивная

- по дидактической цели: закрепление и проверка знаний и умений.


Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Форма обучения: фронтально-коллективная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: словесные (проблемно-диалогический)

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

- по дидактической цели: приобретение новых знаний


Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Форма обучения: фронтально-коллективная, работа в парах

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: словесные (проблемно-диалогический); практический (упражнение)

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

- по дидактической цели: приобретение новых знаний

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта (закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Форма обучения: фронтальная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: словесные (проблемно-диалогический)

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

- по дидактической цели: приобретение новых знаний

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Форма обучения: работа в парах/мини-группах; фронтально-коллективная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: практические (лабораторная работа); словесные (проблемно-диалогический)

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

- по дидактической цели: приобретение новых знаний, формирование умений и навыков


Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

Форма обучения: индивидуальная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: словесные (работа с учебником)

- по характеру познавательной деятельности: репродуктивные

- по дидактической цели: применение и коррекция знаний


В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Форма обучения: фронтально-коллективная

Методы обучения:

- по источнику получения знаний: словесные (беседа)

- по дидактической цели: коррекция знаний


Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Форма обучения: индивидуальная

Методы обучения:

- по дидактической цели: самоконтроль за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения


















Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

(1 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность

учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, отвечают на организационные

вопросы.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся (6 мин)

Организует проверку домашнего задания.

- Определите вид химической связи в молекуле кислорода О2 (сероводорода Н2S) и запишите механизмы их образования.

- Индивидуальная работа на карточках (№ 1).

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.                            
2.  У всех металлов имеется  ……………… блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию ……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят ……………………………
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7.  Определите тип химической связи: Н2,  Na,  KCl, HCl

Проявляют умение оценить выполненные задания.

- одновременно выполняют задание 4 ученика: двое у доски, двое - в тетрадях. Осуществляют взаимоконтроль.

- выполняют задания, сверяют их с ответами учителя.


1.3. Создание проблемной ситуации

(2 мин)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.


Давным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ.

- Чем по свойствам порошок отличался от металла?

- О каком явлении, на ваш взгляд, идёт речь?



- Мнение одно. Нам предстоит доказать: верное оно или нет.

Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её.


























- Не имеет металлического блеска


- В данном случае наблюдалось протекание химической реакции, в результате которой образовалось новое вещество.









2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование.

(10 мин)

Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Организует подводящий диалог.






Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать.

- Внимательно посмотрите на ряд: он у вас не вызывает сомнений?

- Каждому элементу-металлу соответствует соединение или простое вещество?

- Исключите, пожалуйста, лишний элемент.

- А этому элементу соответствует простое вещество или соединение?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какова цель нашего урока?




Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания.


- Попробуем выяснить, что вам известно о неметаллах. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если не согласны,  в графе «В начале урока» (карточка №2). Работа в парах.

Утверждение

В начале

урока

В конце урока

Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов



Неметаллы проводят тепло и электрический ток



Белый фосфор ядовит.




Кислород образует 2 газа: О2  и О3.



Инертные газы в реакции не вступают



«Оловянная чума» - заболевание.



Для живых организмов особое значение имеет кислород.



При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы.



Химических элементов-неметаллов насчитывается 22, а простых веществ, образованных ими – гораздо больше.




Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                    

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.


Делают записи в тетради, а один из учащихся - на обратной стороне доски.

Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg









- Только шесть химических элементов - металлов.


- Простое вещество.


- Сера. Она относится к неметаллам.

- Простое вещество.


- Простые вещества-неметаллы.

- Изучить физические свойства простых веществ неметаллов в сравнении со свойствами простых веществ металлов. И выявить причину их различий.


Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                        


- Выполняют работу по заполнению графы «В начале урока» в парах.





























2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации.

(2 мин)

Учитель организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.


- Как можно отличить неметалл от металла?


Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Высказывают свои предположения (гипотезы)


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа.

(10 мин)

Учитель формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре/мини-группах.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Оказывает консультативную помощь.   


Лабораторный опыт.

  1. Рассмотрите выданные вам образцы.

  2. Разделите их на металлы и неметаллы.

  3. Сравните простые вещества – металлы и неметаллы по плану:

  • Агрегатное состояние

  • Металлический блеск

  • Электро- и теплопроводность

  • Пластичность

  1. Приготовьте устный отчет о физических свойствах неметаллов.


- Объясните причину того, почему металлы проявляют сходные свойства.

- Почему физические свойства простых веществ неметаллов отличаются от физических свойств металлов?

- Докажите мне, что деление простых веществ на металлы и неметаллы относительно.


- Позволяют ли полученные вами знания решить проблемную ситуацию, возникшую в начале урока?


- В природе существует такое явление, как аллотропия (дать определение и привести примеры аллотропной модификации кислорода и озона).

Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.  Выполняют упражнения.
















- Они образуют металлическую связь.


- Между атомами возникает ковалентная неполярная связь.


- Графит и кремний являются неметаллами, но обладают одним из свойств металлов - проводят электрический ток

- Нет.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий.

(9 мин)

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.


Работа с текстом параграфа:

  1. Заполнить таблицу.

Признаки


кислород

озон

Формула


О2

О3

Агрегатное состояние

газ

газ

Запах

нет


свежести

Mr

32

48

Биологическое значение

дыхание

защита от УФ-излучения


  1. Найти в учебнике ещё примеры аллотропных модификаций.

  2. Позволяют ли полученные вами знания решить проблемную ситуацию, возникшую в начале урока?

  3. Вернитесь к заданию «утверждения» и заполните оставшуюся незаполненной колонку.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                  

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).      В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.

Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий.

(3 мин)

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог.


Методика "Незаконченное предложение"


На уроке я работал...

Своей работой на уроке я...

Я узнал...

Я хотел бы узнать...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение...

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

(2 мин)

Обсуждение качества выполнения классной работы.  Устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету.


- Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы – это оценка «5». Эти ребята дома попробуют обосновать поставленный «+» или «-» в задании «Верное или неверное утверждение».

§ 14 читать, выучить понятия

в. 3 письменно

Обсуждение качества выполнения классной работы. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!