I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Азбука права» составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» и используется для обучения учащихся МБОУ СОШ № 1 по программе основной общеобразовательной школы в 8 классах.
Преподавание учебного предмета ведется по учебникам:
Обществознание. Боголюбов Л.Н., М.: Просвещение,2017-2019г.
Дополнительно используются учебники:
О.Б.Соболева, В.Н..Медведева «Обществознание» - М.: Вентана- Граф, 2012г.;
С.И. Володина и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)» - М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010г.
Целью является развитие личности, направленное на формирование у подростка мотивации к осознанному законопослушному поведению, правовой культуры, посредством ознакомления учащихся с их основными правами и обязанностями.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержанием учебного курса «Азбука права»;
- развитие представлений восьмиклассников о значении государства и права в жизни человека и общества;
- выработка и закрепление у учащихся установок на осознанное правомерное поведение;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека;
- формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
- формировать умения защищать окружающую природу;
- формирование умения анализировать правовые источники и работа с текстом.
Методы преподавания данного учебного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссий и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации. Поэтому будут использованы такие формы проведения занятий:
- лекция
- беседа
- дискуссия
- семинар с использованием видеоматериалов, презентаций, фильмов
- ролевые игры
- викторина.
Учебный курс «Азбука права» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю).
В основной школе учебный курс «Азбука права» ориентирован на обучающихся 8 класса. Учебный план составляет 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
4. выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
5. выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Изучение учебного курса обеспечивает:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении учебного курса общественно-научной направленности задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача социализации).
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
Предметные результаты изучения учебного курса отражают:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
3) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
4) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
5) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание учебного предмета, курса
I | Право и государство |
| Что такое право? Как устроено право? |
| Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон? |
| Правоотношения |
| Правонарушения. Юридическая ответственность |
| Государство: понятие и признаки |
| Правовое государство и гражданское общество |
II | Основы конституционного права РФ |
| Конституция - основной закон государства. Федеративное устройство |
| Организация государственной власти. Органы местного самоуправления |
| Судебная власть и судебная система |
| «Тихо, идет судебное заседание» |
| Правоохранительные органы РФ |
| Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие. |
III | Правовой статус личности |
| Права и свободы человека и гражданина РФ |
| Международная система защиты прав и свобод человека |
| Права несовершеннолетних |
| Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка |
| Гражданство РФ. Право избирать и быть избранным Общественные объединения |
| Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность |
| Могут ли права быть без обязанностей? |
IV | Правовое регулирование в различных отраслях права |
| Гражданское право |
| Семейное право |
| Административное право |
| Трудовое право |
| Уголовное право |
| Экологическое право |
| «Сам себе юрист» интеллектуальная игра |
| Роль права в жизни человека, общества и государства |
IV. Тематическое планирование
1) Учебный план
№ раздела | Название раздела | Всего часов | Теоретические | Практические | Контроль |
I | Право и государство | 10 | 6 | 4 | |
II | Основы конституционного права РФ | 8 | 4 | 3 | 1 |
III | Правовой статус личности | 8 | 5 | 3 | |
IV | Правовое регулирование в различных отраслях права | 8 | 6 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 21 | 11 | 2 |
2) Тематическое планирование
№ | Темы | Кол-во часов | Теоретические | Практические | Контроль |
I | Право и государство | 10 | 6,5 | 3,5 | 0 |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | | |
2 | Что такое право? Как устроено право? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3-4 | Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон? | 2 | 1 | 1 | |
5 | Правоотношения | 1 | 1 | | |
6-7 | Правонарушения. Юридическая ответственность | 2 | 1 | 1 | |
8 | Государство: понятие и признаки | 1 | 1 | | |
9-10 | Правовое государство и гражданское общество | 2 | 1 | 1 | |
II | Основы конституционного права РФ | 8 | 4 | 3 | 1 |
11-12 | Конституция - основной закон государства. Федеративное устройство | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Организация государственной власти. Органы местного самоуправления | 2 | 1 | 1 | |
15 | Судебная власть и судебная система | 1 | 1 | | |
16 | Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание» | 1 | | | 1 |
17 | Правоохранительные органы РФ | 1 | 1 | | |
18 | Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие. | 1 | | 1 | |
III | Правовой статус личности | 8 | 4 | 4 | 0 |
19 | Права и свободы человека и гражданина РФ | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Международная система защиты прав и свобод человека | 1 | 1 | | |
21 | Права несовершеннолетних | 1 | 1 | | |
22 | Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка | 1 | | 1 | |
23-24 | Гражданство РФ. Право избирать и быть избранным Общественные объединения | 2 | 1 | 1 | |
25 | Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Могут ли права быть без обязанностей? | 1 | | 1 | |
IV | Правовое регулирование в различных отраслях права | 8 | 3 | 4 | 1 |
27 | Гражданское право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Семейное право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Административное право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Трудовое право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Уголовное право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Экологическое право | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | Итоговый контроль «Сам себе юрист» (проведение интеллектуальной игры) | 1 | | | 1 |
34 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | | | |
3) Практическая часть программы ( контроль):
№ | Вид контроля, тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание» « | | | | | |
2 | Итоговый контроль «Сам себе юрист» (проведение интеллектуальной игры) | | | | | |
| Итого: | | | | | |
4) Учебная программа
№ | Раздел, темы | Всего часов | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
I. Право и государство (10 часов) |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ | | Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания. | Будет сформировано осознанное отношение к учебному курсу «Право», умение высказывать свое мнение. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
2 | Что такое право? Как устроено право? | | Научатся раскрывать значение терминов: Право, норма права, источник права, система и отрасли права. Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания. | Будет сформировано осознанное отношение к учебному курсу «Право», умение высказывать свое мнение. Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать право. Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий. |
3-4 | Нормативно-правовой акт. | | Научатся раскрывать значение терминов: нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт. Смогут сравнить виды нормативно-правовых актов. | Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Смогут аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам права. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
5 | Система законодательства. Как найти нужный закон? | | Смогут устанавливать иерархию нормативно-правовых актов, решать элементарные юридические задач. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий. Научатся ориентироваться в нормативно-правовых актах. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
6 | Правоотношения | | Научатся раскрывать значение термина: правоотношения, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения. | Выражают устойчивую учебно - познавательную мотивацию учения. Научатся характеризовать некоторые общественные процессы; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам права. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. |
7-8 | Правонарушения. Юридическая ответственность. | | Научатся раскрывать значение терминов: правонарушение, юридическая ответственность. Научатся определять признаки правонарушений и их виды. Узнают виды юридической ответственности. Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека | Научаться давать собственную оценку своим поступкам и поступкам правонарушителей. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
9 | Государство: понятие и признаки. | | Научатся раскрывать значение термина: государство. Узнают признаки государства, а также формы государственного устройства. | Научатся давать собственную оценку формам государственного устройства. Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). |
10 | Правовое государство и гражданское общество | | Научатся раскрывать значение термина: гражданское общество. Научатся, характеризовать особенности правового государства, демократии, гражданского общества. Узнают принципы на которых строится демократия, признаки правового государства. | Смогут оценить значение гражданского общества, демократии, правового государства и научатся давать им собственную оценку. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
II. Основы конституционного права РФ (8 часов) |
11-12 | Конституция - основной закон государства. Федеративное устройство. | | Узнают какие бывают Конституции. Научатся анализировать текст Конституции РФ и Конституции УР. Узнают основные положения Конституции РФ и УР. Смогут устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, классифицировать конституции России разных периодов и сравнивать их, анализировать исторические события в обществоведческих целях. Устанавливать межпредметные связи с географией и курсом обществознания, устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие, анализировать факты общественной жизни по теме, сравнивать права субъектов, работать с политической картой. | Смогут оценить значение конституции в разные периоды истории России. Определяет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. |
13-14 | Организация государственной власти. Органы местного самоуправления. | | Устанавливать связи с курсом обществознания, применять знания современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, имитировать законотворческий процесс в группе, анализировать статистические данные, извлекать информацию из Конституции РФ, соотносить компетенции органов власти, сравнивать правовые ситуации, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную юридическую информацию в интернет-источниках, выявлять региональные особенности по теме. | Научатся высказывать свое мнение о значении органов государственной власти, органов местного самоуправления. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса для чего нужны органы местного самоуправления на примере РФ. Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
15 | Судебная власть и судебная система | | Научатся раскрывать значение терминов: законопроект, государственный аппарат, закон, законность, законодательная инициатива. Сравнивать полномочия различных видов судов, оценивать значимость суда присяжных и мировых судей, использовать кино в познавательных целях, анализировать интервью, решать юридические задачи, получать жизненно важную информацию по теме, осознавать собственный уровень социальной ответственности | Смогут оценить значение судебной системы и научатся давать ей собственную оценку. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
16 | Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание» | | Должны решить поставленную юридическую задачу. Смогут имитировать ролевую игру о защите собственных прав | Будет сформировано осознанное отношение к судебному процессу. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
17 | Правоохранительные органы РФ | | Смогут разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач Смогут объяснить новые понятия: правоохранительные органы, должностное лицо. | Смогут высказать свое мнение о необходимости правоохранительных органов, аргументируя свое мнение. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
18 | Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие | | Обучающиеся узнают как подростку необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами, как избежать конфликтов. | Смогут высказать свое мнение о необходимости взаимодействия с правоохранительными органами и недопустимости конфликтов. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
III. Правовой статус личности (8 часов) |
19 | Права и свободы человека и гражданина РФ | | Обучающиеся смогут объяснить значение: правовой статус личности, права и свободы гражданина, обязанности гражданина, гражданин. | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
20 | Международная система защиты прав и свобод человека | | Смогут охарактеризовать основные международные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека. Узнают виды международных преступлений и правонарушений. | Понимают значение знаний для человека и принимают его. Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
21 | Права несовершеннолетних | | Определять собственную дееспособность в разном возрасте, анализировать ситуации из личного опыта по теме, выполнять проблемно-познавательные задания | Понимает значение знаний для человека и принимает его; развивает способность к самооценке. Анализирует; делает выводы, дает нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществляет поиск дополнительных сведений в СМИ. Смогут сравнить права взрослых и права детей | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
22 | Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка | | Смогут познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка. Узнают правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет. | Смогут высказывать суждения о необходимости Конвенции о правах ребенка для всего мирового сообщества. Научатся сравнивать положения Конвенции с другими н-п актами защищающие права детей. Смогут высказать и аргументировать свое мнение. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
23-24 | Гражданство РФ. Право избирать и быть избранным Общественные объединения | | Научатся давать определения понятиям: гражданин, избиратель, кандидат, политика, политическая партия, гражданство. Узнают как проходят выборы в РФ их принципы. Кто может воспользоваться правом избирать и быть избранным. Рассмотрят какие бывают общественные объединения. | Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Научится строить свои взаимоотношения с другими людьми. Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение по заданной теме | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
25 | Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность | | Смогут изучить и проанализировать Конституционные обязанности человека и гражданина, права налогоплательщика. Узнают, кто является участником налоговых правоотношений. Рассмотрят варианты альтернативной гражданской службы. | Научатся уважению прав и свобод человека и гражданина. Смогут объяснить, почему так важно соблюдать законы. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса | Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
26 | Могут ли права быть без обязанностей? | | Смогут выразить предположения, почему права не могут быть без обязанностей? | Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
IV. Правовое регулирование в различных отраслях права (8 часов) |
27 | Гражданское право | | Научатся давать определения понятиям: Гражданское право, правоспособность, дееспособность. Смогут охарактеризовать гражданское право как отрасль права. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам гражданского права. Будет сформирован познавательный интерес к гражданскому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать гражданское право. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
28 | Семейное право | | Научатся давать определение понятию: семейное право. Узнают задачи семейного права, его источники. Рассмотрят возраст вступления в брачные отношения в различных субъектах РФ. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам семейного права. Будет сформирован познавательный интерес к семейному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать семейное право. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
29 | Административное право | | Научатся давать определение понятию: административное право. Смогут охарактеризовать административные отношения и административную ответственность. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам административного права. Будет сформирован познавательный интерес к административному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать административное право. Убеждённость в неотвратимости наказания. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
30 | Трудовое право | | Научиться раскрывать значение терминов: трудовое право, трудовой договор. Смогут углубить знания о праве несовершеннолетних на труд. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам трудового права. Будет сформирован познавательный интерес к трудовому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать трудовое право. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
31 | Уголовное право | | Научатся давать определения понятиям: уголовное право, преступление, наказание, вина. Узнают виды уголовной ответственности несовершеннолетних. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам уголовного права. Будет сформирован познавательный интерес к уголовному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать уголовное право. Убеждённость в неотвратимости наказания. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). |
32 | Экологическое право | | Научатся давать определения понятиям: экологическое право. Смогут познакомиться с правовыми основами охраны окружающей среды. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам экологического права. Будет сформирован познавательный интерес к экологическому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать экологическое право. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
33 | «Сам себе юрист» интеллектуальная игра | | Решение тестовых заданий про пройденным темам. | Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Смогут охарактеризовать основные положения учебного курса. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. |
34 | Роль права в жизни человека, общества и государства | | Обучающиеся смогут обобщить весь изученный материал. | Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам учебного курса «Право». Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса. Смогут охарактеризовать основные положения учебного курса. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
Приложение
Методический инструментарий оценки достижения предметных результатов обучающихся
Шкала оценивания:
Оценка за контроль выставляется в форме зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении 70% заданий.