СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Азбука гражданина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы – помочь обучающимся овладеть практическими знаниями о правовом статусе гражданина России, его политических, социально-экономических правах, об устройстве государства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Азбука гражданина»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова



ПРИНЯТО

решением педагогического совета школы

протокол № _____ от _______2018г.



Рабочая программа учебного курса

«Азбука гражданина»







2018г. Составитель:

Учитель: Ю.Н.Парфенова




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Азбука гражданина» разработана на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  4. В.О. Мушинский «Азбука гражданина» учебник для основной школы 3- изд., переработанное рекомендован главным управлением развития среднего общего образования Министерства образования Российской Федерации Москва «Международные отношения» «Центр гуманитарного образования» 2001г., lSBN -7133-0921-5 368с.

  5. В.О.Мушинский «Основы правоведения» учебник для основной школы. Рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве пробного учебника. Москва «Международный отношения» Центр гуманитарного образования 1996г., 248 -с.

Данная программа курса реализуется на ступени основного общего образования.

Курс рассчитан на 36 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.


Курс «Азбука гражданина» призван расширить представления обучающихся в вопросах правоведения; обеспечить преемственность преподавания обществоведческих курсов в средней школе; углубить знания обучающихся об основах гражданского и частично обществоведческого образования обучающихся подросткового возраста. Основным содержанием курса является правовой материал, так как исключение курсов права из учебного плана в школе не позволяет в достаточной мере подготовить молодых людей к созданию в нашей стране гражданского общества и правового государства.

Цель данной программы – помочь обучающимся овладеть практическими знаниями о правовом статусе гражданина России, его политических, социально-экономических правах, об устройстве государства.

Задачи:

  1. воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  2. освоение правовых знаний, их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  3. овладение умениями работать с различными источниками правовой информации;

  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с правовыми нормами;

  5. применение знаний и представлений о правовых нормах для жизни в обществе, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа факультативного курса ориентирована на конкретные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается обучающийся в повседневной жизни, что обеспечивает воспитательную направленность курса. Программа рассчитана на 34 часа. При работе целесообразно использовать творческие способности обучающихся, уделяя внимание решению проблемных и практических задач и ситуаций, а также источники и документы.



Содержание программы

  1. Гражданин.

Основные значения понятия «гражданин». Достойные граждане Отечества. Защитник Родины. Гражданский поступок. Гражданин и благо Отечества. Понятие высокой гражданственности.

  1. Человек и общество.

Связь человека с обществом. Влияние общества на самочувствие человека. Терпимое отношение к другим людям. Взаимоотношения в семье. Роль избирателя в изменении общественной жизни.

  1. Что такое власть?

Родительская власть. Власть армии. Право распоряжаться подчинёнными. Рычаги власти: авторитет, сила, финансы.

  1. Демократия.

Естественное стремление человека к свободе. Свобода и порядок. Демократия – власть народа. Порядок, основанный на законах. Выборы органов власти. Законы в демократическом государстве.

  1. Современная семья.

Рождение человека в семье. Семьи полные и неполные. Семьи благополучные и неблагополучные. Причины разводов. Счастливая семья.

  1. Что такое обязанности, и какие они у детей.

Основные обязанности детей. Ответственность.

  1. Что такое закон.

Закон – фиксированная норма поведения. Возможность наступления ответственности по закону. Правовая норма. Разнообразие видов законов.

  1. Конституция – основной закон.

Конституция РФ. На пути к Конституции. Закон высшей юридической силы. Смысл и значение Конституции. Структура Конституции.

  1. Что такое государство?

Значение понятия «государство». Признаки государства.

  1. Основные права граждан РФ.

Конституция РФ о правах и свободах гражданина. Гражданские, политические, экономические социальные и культурные права.

  1. Юридическая ответственность.

Многообразие форм юридической ответственности. Материальная ответственность.

  1. Конфликты в мире.

Технический прогресс и современное вооружение. Оружие в руках агрессора. ООН против агрессора.

  1. Защита Отечества. Армия.

Защита Родины от агрессора. Военная служба как часть обороны страны. Призыв на военную службу, отсрочка или освобождение от призыва.

  1. Международное гуманитарное право.

Сущность МГП. Основные нормы. Дети и война. Защита детей во время военных конфликтов. Ответственность за нарушения.

  1. Экология и порядок.

Закон о земле. Частная собственность на землю. Земля в собственности физических и юридических лиц. Отношение землевладельца к земле.

  1. Забота о здоровье.

Почему о здоровье надо заботиться? Как укреплять здоровье?

  1. Что мешает укреплению здоровья?

Детская заболеваемость. Подражание взрослым. Курение – удар по здоровью. Алкоголь и здоровье. Наркотики.

  1. Защита прав ребёнка.

Положение детей в современном мире. Почему необходимо защищать детство. Трудности реализации прав ребёнка.

  1. Международные документы о правах ребёнка.

Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.

  1. Права ребёнка в современной России.

Права детей на жизнь, на имя, гражданство. Сохранение своей индивидуальности. Право на выражение своих взглядов, свободу мыслей, совести, доступа к информации.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса «Азбука гражданина».


Предметные результаты:

- умения оперировать правовыми терминами, выявлять последовательность правовых событий и явлений;

- умения связно пересказывать текст Конституции, отделяя глав­ное от второстепенного;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия правовых явлений и событий.

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами права, морали, понимание их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, права в жизни человека и общества.



8 класс


Предметные

Б

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленными в СМИ. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов и детей. Характеризовать власть и политику как социальные явления. Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Объяснять разные взгляды на политику, кто может манипулировать сознанием и поведением людей. Сущность абсентеизма. Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Объяснить на конкретных примерах обязанности ребенка. Познакомить несовершеннолетних как пользоваться правами в соответствии с обязанностями. Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом. Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является. Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать

юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). Объяснять причины конфликтов, виды, признаки конфликтных ситуаций. Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правона­рушения. Природо­охранные и природно-ресурсные нормы Альтернативные способы решения конфликтов разного уровня. Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление». Объяснять какие права имеет собственник земельного участка. Называть причины бережного отношения к земле. Объяснять что здоровье  населения — основной показатель социального благополучия страны. Показывать на примерах, что охрана здоровья записана в Конституции РФ и реализуется государственными учреждениями. Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. Сущность международного, гуманитарного права по защите прав ребенка. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту ребёнка. Основные международные документы о правах ребенка, объяснять из значение. Понимать сущность Конвенции по правам ребенка, Декларации по правам ребенка. Характеризовать что относится к СМИ. Роль СМИ в современном обществе. Право гражданина на информацию.


П

Выпускник получит возможность:

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведение и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; построению жизненных планов во временной перспективе; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; основам саморегуляции эмоциональных состояний.


Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение правовых норм и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


8 класс


Личностные

Б

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

П

Выпускник получит возможность для формирования:


внутренней позиции обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению, по­нимания необходимости учения, выраженного в преоблада­нии учебно-познавательных мотивов и предпочтении соци­ального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности и не успешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнения на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение.


8 класс


Коммуникативные

Б

Уметь выражать свои мысли, договариваться, вести дискуссию. Уметь слушать и слышать партнера. Уважать в общение сотрудничества партнера и самого себя. Согласованно выполнять совместную деятельность. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

П

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • * понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Сотрудничать в совместном решении проблемы. уметь вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Участвовать в диспутах и слушать собеседника.



8 класс


Регулятивные

Б

Работать по предложенному учителем плану. Понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Понимать значение добра и зла. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

П

Выпускник получит возможность для формирования:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

преобразовывать практическую задачу в познава­тельную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Получат возможность научится оценивать нравственные нормы на примерах из жизни.




8 класс


Познавательные

Б

Поиск и отбор необходимой информации по темам. Построение логической цепи рассуждений. Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

П

Выпускник получит возможность для формирования:

  • анализировать жизненные ситуации;

  • выбирать нравственные формы поведения;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;




Тематический планирование


№ п/п

Раздел, глава, тема

Характеристика основных видов деятельности ученика правоведение

1

Понятие гражданин.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленными в СМИ.

2

Гражданин и благо Отечества.

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий и способов действий): составление плана разработки проекта, поэтапное исследование проблемы, обсуждение проблемных вопросов. Проектирование выполнение домашнего задания.

3

Связь человека с обществом.

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

4

Взаимоотношения в семье.

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа с проектом «Семья и семейные ценности» с последующей проверкой выполнения задания и самопрезентациией проекта. Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов и детей.

5

Что такое власть?

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

6

Демократия.

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

7

Выборы органов власти.

Объяснять разные взгляды на политику, кто может манипулировать сознанием и поведением людей. Сущность абсентеизма.

8

Современная семья.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

9

Что такое обязанности, и какие они у детей.

Объяснить на конкретных примерах обязанности ребенка. Познакомить несовершеннолетних как пользоваться правами в соответствии с обязанностями.

10

Что такое закон.

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

11

Конституция – основной закон.

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи конституции.


12

Конституция – основной закон.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

13

Что такое государство?

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства

14

Основные права граждан РФ. Гражданские, политические.

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

15

Основные права граждан РФ. Социально-экономические и культурные права.

Называть основные социальные, экономические, культурные права человека. Раскрыть понятие «социальное государство». На конкретных примерах рассмотреть основные направления социальной политики нашего государства

16

Юридическая ответственность

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать

юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности

17

Конфликты в мире.

Объяснять причины конфликтов, виды, признаки конфликтных ситуаций. Альтернативные способы решения конфликтов разного уровня

18

Защита Отечества. Армия

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.

19

Международное гуманитарное право.

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия

«военное преступление»

20

Защита детей во время военных конфликтов. Ответственность за нарушения.

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

21

Экология и порядок.

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правона­рушения. Природо­охранные и природно-ресурсные нормы

22

Отношение землевладельца к земле.

Объяснять какие права имеет собственник земельного участка. Называть причины бережного отношения к земле

23

Забота о здоровье.

Объяснять что здоровье  населения — основной показатель социального благополучия страны. Показывать на примерах, что охрана здоровья записана в Конституции РФ и реализуется государственными учреждениями

24

Что мешает укреплению здоровья?

Раскрывать значение в современном праве, право на здоровье (как и право на жизнь) – является высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Называть причины, факторы мешающие укреплению здоровью.

25

Курение – удар по здоровью.

Характеризовать причины курения, виды курения, последствия курения для человека, общества

26

Алкоголь и здоровье. Наркотики.

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

27

Защита прав ребёнка.

Объяснять сущность международного, гуманитарного права по защите прав ребенка. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту ребёнка


28

Международные документы о правах ребёнка

Характеризовать основные международные документы о правах ребенка, объяснять из значение. Понимать сущность Конвенции по правам ребенка, Декларации по правам ребенка

29

Права ребёнка в современной России. Право детей на жизнь.

Характеризовать права ребенка, документы где законодательно закреплены права ребенка

30

Права ребёнка в современной России. Право детей на жизнь.

Раскрывать сущность как  в Российском законодательстве по правам ребенка осуществляются права несовершеннолетних

31

Права детей на имя, гражданство.

Объяснять что значит индивидуальный, семейный знак, где происходит регистрация имени, фамилии, отчества и почему.

32

Право на сохранение своей индивидуальности.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

33

Право на выражение своих взглядов, свободу мыслей.

Объяснять смысл свобода слова, свобода совести. Использовать право на выражение своих взглядов, мнения. Практическая работа с документом

34

Право на свободу совести.

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.

35

Право на доступ к информации.

Характеризовать что относится к СМИ. Роль СМИ в современном обществе. Право гражданина на информацию

36

Итоговое повторение по курсу «Основы правоведения».

Повторить основные понятия по курсу

осознание своей идентичности как гражданина страны

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией





























Календарно-тематическое планирование учебного курса «Азбука гражданина», 8 класс


урока


тема

урока

виды деятельности

планируемые результаты

Учебно –методического и материально- технического обеспечения


Форма организации урока

Сроки

предметные

личностные

метапредметные

1

Первая неделя сентября

Понятие гражданин.

Конспект. Лекция

понять сущность гражданина

воспитание в себе гражданственности

уметь давать определение гражданина

Энциклопедия

Урок открытия новых знаний

2

Вторая неделя сентября

Гражданин и благо Отечества.

Самостоятельные тематические сообщения по выбору. диспут

понять связь гражданина и Отечества

воспитание в себе гражданственности

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер, проектор

Урок рефлексии

3

Третья неделя сентября

Связь человека с обществом.

Беседа

понять связь человека с обществом

воспитание в себе гражданственности

уметь объяснить связь человека с обществом

Энциклопедия

Урок открытия новых знаний

4

Четвертая неделя сентября

Взаимоотношения в семье.

Диспут

.

воспитание семьянина

уметь называть проблемы в семье

Фотографии, компьютер, проектор

Урок систематизации знаний

5

Первая неделя октября

Что такое власть?

Конспект. Лекция

понятие власти

воспитание уважения к власти

уметь различать виды власти

Компьютер. Проектор, презентация «Виды власти»

Урок открытия новых знаний

6

Вторая неделя октября

Демократия.

Диспут

понимать что такое демократия

воспитание уважения к власти

уметь объяснить происхождение и виды демократии

Энциклопедия

Урок систематизации знаний

7


Выборы органов власти.

Защита рефератов

выяснить как проходят выборы

воспитание уважения к власти

уметь рассказать о выборах

Энциклопедия

Урок развивающего контроля

8

Третья неделя октября

Современная семья.

Диспут

выяснить отличия современной семьи

воспитание семьянина

уметь вести дискуссию

Компьютер. Проектор, презентация «Моя семья»

Урок систематизации знаний

9

Четвертая неделя октября

Что такое обязанности, и какие они у детей.

Конспект. Л екция

выяснить обязанности граждан РФ

воспитание в себе гражданственности

уметь называть обязанности

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ

Урок открытия новых знаний

10

Вторая неделя ноября

Что такое закон.

Практическая работа с отрывком правового документа

понятие закона

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры законов

Конституция РФ

Урок рефлексии

11

Третья неделя ноября

Конституция – основной закон.

Практическая работа с отрывком правового документа

понятие Конституции

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры отрывков из Конституции

Конституция РФ

Урок рефлексии

12

Четвертая неделя ноября

Конституция – основной закон.

Практическая работа с отрывком правового документа

понятие Конституции

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры отрывков из Конституции

Конституция РФ, презентация

Урок рефлексии

13

Первая неделя декабря

Что такое государство?

Творческий отчёт (презентация)

понятие государства

воспитание уважения к государству

называть виды государств

Компьютер, проектор, презентация

Урок развивающего контроля зачёт

14

Вторая неделя декабря

Основные права граждан РФ. Гражданские, политические

Практическая работа с отрывком правового документа

выяснить гражданские и политически права

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры прав

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ

Урок рефлексии

15

Третья неделя декабря

Основные права граждан РФ. Социально-экономические и культурные права.

Практическая работа с отрывком правового документа

выяснить социально-экономические и культурные права

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры прав

Конституция РФ, Компьютер, проектор, презентация

Урок рефлексии

16

Четвертая неделя декабря

Юридическая ответственность

Лекция

выяснить что такое юридическая ответственность

воспитание уважения к закону

уметь приводить примеры ответственности

Уголовный кодекс РФ

Урок открытия новых знаний

17

Вторая неделя января

Конфликты в мире.

Лекция

понять что такое конфликт

воспитание в себе гражданственности

уметь приводить примеры конфликтов

Компьютер, проектор, презентация

Урок открытия новых знаний

18

Третья неделя января

Защита Отечества. Армия

Беседа

понять зачем защищать Отечество

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер, проектор, презентация, КРФ

Урок открытия новых знаний

19


Международное гуманитарное право.

Практическая работа с отрывком правового документа

понять что такое МГП

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Энциклопедия, проектор, компьютер, презентация «Международное гуманитарное право»

Урок рефлексии

20

Четвертая неделя января

Защита детей во время военных конфликтов. Ответственность за нарушения.

Лекция

понять что такое защита детей в конфликтах

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Проектор, компьютер, презентация «Гражданское население во время военных конфликтов»

Урок открытия новых знаний

21

Первая неделя февраля

Экология и порядок.

Творческий проект (презентация)

понятие экологии

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь порядка и экологии

Компьютер, проектор, презентация «Экология – наш дом»

Урок развивающего контроля

22

Вторая неделя февраля

Отношение землевладельца к земле.

Лекция

понятие землевладение

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь закона и землевладения

Энциклопедия

Урок открытия новых знаний

23

Третья неделя февраля

Забота о здоровье.

Лекция

понятие здоровья

воспитание ЗОЖ

уметь заботиться о здоровье

Компьютер, проектор, презентация «Факторы здоровья человека»

Урок открытия новых знаний

24

Четвертая неделя февраля

Что мешает укреплению здоровья?

Устный опрос

понятие укрепление здоровья

воспитание ЗОЖ

уметь укреплять здоровье

Компьютер, проектор, презентация «Отклоняющееся поведения , вредные привычки»

Урок развивающего контроля

25

Первая неделя марта

Курение – удар по здоровью.

Устный опрос

понятие удар по здоровью

воспитание ЗОЖ

уметь заботиться о здоровье

Компьютер, проектор, презентация, сообщения

Урок развивающего контроля

26

Вторая неделя марта

Алкоголь и здоровье. Наркотики.

Диспут

понятие удар по здоровью

воспитание ЗОЖ

уметь заботиться о здоровье

Компьютер, проектор, презентация, сообщения

Урок систематизации знаний

27

Третья неделя марта

Защита прав ребёнка.

Лекция

понять что такое защита прав детей

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и закона

КРФ, Гражданский кодекс РФ, Конвенция по правам ребенка

Урок открытия новых знаний

28

Первая неделя апреля

Международные документы о правах ребёнка

Практическая работа с отрывком правового документа

выяснить основные документы о правах ребёнка

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Конвенция по правам ребенка, Декларация по правам ребенка, КРФ

Урок рефлексии

29

Вторая неделя апреля

Права ребёнка в современной России. Право детей на жизнь.

Лекция

понять что такое право детей на жизнь

воспитание уважения к закону

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер, проектор, презентация, сообщения

Урок открытия новых знаний

30

Третья неделя апреля

Права ребёнка в современной России. Право детей на жизнь.

Лекция

понять что такое право детей на жизнь

воспитание уважения к закону

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер, проектор, презентация, сообщения

Урок открытия новых знаний

31

Четвертая неделя апреля

Права детей на имя, гражданство.

Лекция

понять что такое гражданство

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер, проектор, презентация «Тайна имени твоего», сообщения

Урок открытия новых знаний

32

Первая неделя мая

Право на сохранение своей индивидуальности.

Практическая работа с отрывком правового документа

понять что такое индивидуальность

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Энциклопедия

Урок рефлексии

33


Право на выражение своих взглядов, свободу мыслей.

Практическая работа с отрывком правового документа

понять что такое свобода мыслей

воспитание уважения к закону

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер проектор, презентация «СМИ в современном обществе»

Урок рефлексии

34

Вторая неделя мая

Право на свободу совести.

Практическая работа с отрывком правового документа

понять что такое свобода совести

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять связь гражданина и Отечества

Компьютер проектор, презентация «СМИ в современном обществе»

Урок рефлексии

35

Третья неделя мая

Право на доступ к информации

Итоговая контрольная работа

понять что такое доступ к информации

воспитание любви к Отечеству

уметь объяснять виды доступа

Компьютер проектор, презентация «СМИ в современном обществе»

Урок развивающего контроля


36

Четвертая неделя мая

Итоговое повторение по курсу « Азбука гражданина»

Устный опрос

повторить основные понятия по курсу

осознание своей идентичности как гражданина страны

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Устный опрос

Урок развивающего контроля




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!