МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании МО воспитателей ГПД МБОУ «Рыльская СОШ №4» Протокол №____ от «____» августа 2022г. | Принято решением педагогического совета Протокол №___ от «____» августа 2022г. | Утверждено Приказом №______ по МБОУ «Рыльская СОШ №4» от «____» августа 2022 г. Директор ____________________ (Пехов С.И.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы продленного дня
1 – 4 классов
Составитель:
Валькова Наталья Викторовна
воспитатель ГПД,
первая квалификационная категория
Рыльск, 2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по ГПД составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 № 196 (с изменениями от 10.03. 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
Конвенция ООН о правах ребенка.- Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
Учебный план МБОУ «РСОШ №4»;
Положение о разработке и утверждении рабочей программы МБОУ «РСОШ №4»;
Положение о группе продленного дня МБОУ «РСОШ №4»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка
Программа ГПД предназначена для обучающихся 1- 4 классов. Её актуальность заключается в том, что она создаёт благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к развитию, учёбе и творчеству.
Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный досуг. Зачастую дети большую часть времени предоставлены сами себе. Поэтому в помощь детям и родителям в школе созданы ГПД для присмотра, социализации, индивидуальной коррекции и разностороннего развития ребёнка.
Задача воспитателя ГПД сформировать такой коллектив, в котором каждый ребёнок чувствовал бы себя комфортно, смог раскрыть свои способности. Воспитатель организует деятельность по сплочению учащихся ГПД и формированию детского школьного коллектива, а также по изучению норм поведения в школе, семье, общественных местах. Среди учащихся проводится профилактическая работа с целью предупреждения нарушения правил для учащихся, правил безопасности в школе, дома, на улице и в общественных местах. Для этого используются различные формы работы: беседы, игры, игровые и развивающие занятия, конкурсы рисунков и поделок, инструктажи, занятия по ПДД и ППБ, викторины и др. Воспитатель систематически развивает у детей чувство бережного отношения к природе, школьному имуществу, уважения к людям любой профессии, воспитывает желание трудиться самому и уважать результаты чужого труда. Работа, организуемая педагогом направлена на развитие ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях. При этом используются беседы, прогулки, экскурсии, конкурсы рисунков и поделок, чтение детской художественной литературы и др.
Вся деятельность в ГПД проводится с учётом работы учителя в классе в первой половине дня и составляется на основе единых требований к учащимся. Совместные действия учителя и воспитателя ведут к более успешной и эффективной работе с детьми, в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и навыков взаимодействия в коллективе. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процессы развития индивидуальных особенностей детей, создаёт условия для самореализации каждого ребёнка.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего; формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Задачи:
• Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время.
• Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• Создать оптимальные условия для проведения познавательной деятельности, для развития творческих способностей ребенка, чтобы на всех занятиях осуществлялся личностно- ориентированный подход к учащимся.
• Обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеоусловиях.
• Укреплять здоровье учащихся и прививать им навыки личной гигиены.
• Следовать установленному режиму дня в ГПД.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование ценностей многонационального российского общества.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
Участвовать в решении проблемных вопросов,
Высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Готовность слушать собеседника и участвовать в диалоге.
Включаться в групповую работу.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
выполнять правила поведения в школе в общественных местах, правила дорожного движения, - участвовать в играх, викторинах по ПДД, ЗОЖ, конкурсах рисунков;
воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, выполнять правила бережного отношения к природе, к школьному имуществу, к личным вещам;
развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры;
поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир (принимать участие в конкурсах рисунков, уроках творчества);
выполнять условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни;
знать и выполнять правила личной гигиены младших школьников;
формировать убеждение в важности и красоте физической культуры.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
1. Системность.
2. Доступность.
3. Научность.
4. Создание развивающей ситуации.
5. Занимательность.
6. Сознательность и активность.
7. Наглядность.
8. Связь теории с практикой.
Основные направления деятельности
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня по данной программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
Научно – познавательное
Цель:
-развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
Расширение кругозора.
Развивающие:
Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
Развитие психических познавательных процессов.
Воспитательные:
Воспитание творческой, самостоятельной личности.
Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.
Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Спортивно – оздоровительное
Цель:
-создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи:
-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-профилактика вредных привычек;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов;
-повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды;
- повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;
-воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-знакомство с различными подвижными играми: в помещении и на свежем воздухе.
Духовно – нравственное
Цель:
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Общественно – полезное
Цель:
-вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия
Задачи:
- осознание воспитанниками о необходимости общественно – полезной деятельности;
- воспитание мотивов общественно – полезной деятельности;
- формирование трудовых умений и навыков.
Общеинтеллектуальное
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
воспитание личности обучающегося;
развитие их индивидуальных и интеллектуальных качеств;
привитие навыков культуры поведения, речи, общения, правовой культуры;
организация работы с семьей, изучение семейных традиций.
Общекультурное
Цель: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
развитие речевой культуры;
развитие эстетического вкуса.
воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Планируемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
В деятельности воспитателя используются различные методы и формы организации воспитательной работы: экскурсии, викторины, конкурсы, прогулки, беседы о здоровом образе жизни, правилах поведения на дороге, в общественных местах и базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.
Важнейшим фактором здоровья и воспитания детей является режим дня.
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятие на воздухе и занятие в помещении
Режим дня в группе продленного дня
(1 класс)
12:00 – 12:20 – сбор детей в группу
12:20 – 12:50 – отдых, игры на свежем воздухе
12:50 – 13:20 – подготовка к обеду, обед
13:20 – 14:20 – спортивный час, прогулка
14:20 – 14:50 – общеразвивающее занятие, кружковая работа
14:50 – 15:00 – полдник
15:00 – 16:00 – час творческого развития
16:00 – 17:00 – индивидуальная работа, занятия по интересам
17:00 – 17:12 – уборка класса, уход детей домой
Режим дня в группе продленного дня
(2 – 4 класс)
12:00 – 12:40 – методическая работа
12:40 – 13:10 – сбор детей в группу, подготовка к обеду
13:10 – 13:30 – обед
13:30 – 14:30 – занятие на свежем воздухе
14:30 – 15:00 – общеразвивающее занятие, кружковая работа
15:00 – 15:10 – полдник
15:10 – 16:40 – самоподготовка
16:40 – 17:00 – индивидуальная работа, занятия по интересам
17:00 – 17:12 – уборка класса, уход детей домой
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу | Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. |
Отдых и деятельность на воздухе | Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. |
Обед. Полдник. | Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. |
Переключение на умственную деятельность | Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны. |
Самоподготовка | Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. |
Общеразвивающее занятие | Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт. |
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. |
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы ГПД является самоподготовка.
Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога – воспитателя.
Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы.
Основными этапами самоподготовки являются:
подготовка детей к работе (организационный этап);
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
Основные дидактические требования к самоподготовке:
занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно и тоже время; занятия должны иметь определенную продолжительность;
задание ученики выполняют самостоятельно;
проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;
первичная поэтапная оценка выполненной работы;
индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;
объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.
При организации самоподготовки необходимо учитывать:
уровень общеучебных умений и навыков, формирование УУД;
уровень навыков самостоятельной работы;
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Организационный момент: начало самоподготовки занимает 1-2 минуты. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить им подготовить свое рабочее место. В начале учебного года учащимся можно предложить памятку по организации рабочего места («Памятку по подготовке уроков»).
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Данная программа разработана для проведения воспитательной работы в группе продленного дня с 1 - 4 класс. Для 1 класса рассчитана на 33 учебные недели. Общее количество часов – 165.
Для 2 - 4 классов рассчитана на 34 учебные недели. Общее количество часов – 170.
Список литературы:
1. Е.Ю. Пиглицина Энциклопедия детских праздников. – М.: “Рипол классик”, 2001. –
320 с.
2. Г.И. Куценко, И.Ф.Коротков Режим дня школьника.
3. С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки.
4. И.М. Коротков Подвижные игры во дворе. Серия “Физкультура и спорт”.
5. Л.С. Бескровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин Второклассники любят праздники … Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. – Серия “Школа радости” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.
6. Журналы “Педсовет”
7.Группа продленного дня: Сборник нормативных документов и инструктивно-методических писем. М., 1984.
8.Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. М., 1989.
9.Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М.: Айрис-пресс, 2003.
10.Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И.Ромашковой. М., Сфера, 2002.
11.Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД: М., 1989.
12.Планирование воспитательной роботы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2000.
13.Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. М., 2002.
14.Продленный день в школе: режим и организация досуга. М., 1991.
15. М. Кривкин и О. Ольгин “Школа пешехода”. Изд-во “Малыш”, 1989.
16. И.Г. Сухин Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
17.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178-02. М., 2002.
18.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
19.Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня / Под ред. Г.Г.Манке, М., 1988.
20.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии. М., 2003.
21.Шмаков С.А. Нестандартные праздники в школе. М., 1997.
22.И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова «Организация и содержание работы группы продленного дня»
23.Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с.
24. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163