10 класс
Деятельность - единственный путь к знаниям. Б.Шоу
Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.
«Деятельность — форма существования
человеческого общества; проявление активности
субъекта, выражающейся в целесообразном
изменении окружающего мира, а также в
преобразовании человеком самого себя».
«Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
(создание искусственной
среды существования).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
РАЗУМНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
путём перестройки
собственного организма.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ИНСТИНКТ
Приведите примеры, когда поведение животных похоже
на деятельность людей?
Деятельность
форма взаимодействия с окружающим миром
Продуктивный
характер
Общественный
характер
Преобразующий
характер
Сознательный
характер
ставит цель,
предвидит
получение
результата,
продукта
изменение
окружающего
мира и самого
себя
вступает в
различные
межличностные
отношения
результат
Удовлетворение потребностей
Результат
итог, продукт
Средства
достижения
( предметы труда, орудия труда, технологии)
Цель
образ
результата
Основная схема деятельности
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
Объект - то, на что направлена деятельность.
Определите, объекты и субъекты деятельности?
Вопросы:
1. Каковы были цели помещика?
2. Какие он выбрал средства для их достижения?
3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?
Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности?
Прочитайте притчу:
«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей».
О чем притча?
Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.
Что движет деятельностью?
Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
( Биологические потребности, социальные потребности, идеальные потребности )
Убеждения, интересы, идеалы, влечения.
К каким группам потребностей относятся данные высказывания?
- Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».
- Г.Белль: « Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».
- Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием».
Идеальные
Биологические
Социальные
По характеру отношений к окружающему миру:
По общественным сферам:
- Экономическая
- Духовная
- Социальная
- Политическая
По направленности хода истории:
- Прогрессивная
- Реакционная
В зависимости от ценностей и социальных норм:
- Законная – незаконная,
- Моральная - аморальная
По количеству участников:
- Коллективная
- Массовая
- Индивидуальная
По новаторству:
- Инновационная
- Изобретательская
- Творческая
- Рутинная
Деятельность
форма взаимодействия с окружающим миром
Учёба
Общение
Труд
Игра
ребёнок
взрослые
школьник
Игра – деятельность, мотив
Учёба – деятельность по овладению
Общение – взаимные деловые или
Труд – деятельность, в процессе
которой заключается
не в результате, а в процессе.
знаниями, умениями, навыками.
дружеские отношения.
которой создаёт продукты, необходимые
для удовлетворения потребностей.
Словарь:
Самореализация – воплощение в действительности планов, жизненных целей.
Домашнее задание:
- § 5, составить план С 28.