Тема: Словосочетание
( урок-экскурсия по осеннему парку)
Цель: закрепление понятия о словосочетании
Задачи:
- научиться составлять и находить в тексте словосочетания;
- развивать умение определять смысловую и грамматическую связь в словосочетании; определять главное и зависимое слово;
- развивать творческие способности учащихся;
- прививать любовь к родному языку, к родной природе.
Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; на доске – эпиграф к уроку; проектор и экран для показа слайдов.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Обращаю на ваше внимание, что у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь. Мы покажем себя с хорошей стороны, и у нас с вами все получится. Тихо садимся, открываем тетради, запишем дату, классная работа, тема нашего урока «Словосочетание» (закрепим понятие о словосочетании, научимся их составлять и находить в тексте)
- Что было задано на дом? (из предложенных словосочетаний (золотая осень, отличная погода, бордовые листья) нужно было написать мини-сочинение, нарисовать картину на тему «Осень»)
Проверяем домашнее задание
А теперь мы с вами знаем, что сейчас у нас будет речевая разминка
СЛАЙД 1
Наш урок я начну с музыки Петра Ильича Чайковского.
Прослушайте фрагмент музыки и ответьте на вопрос:
- Какие мысли и чувства у вас возникли при прослушивании музыки?
- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти, печали?
( У П.И. Чайковского есть музыкальные произведения, которые посвящены каждому месяцу, именно эта музыка называется «Октябрь», и она своей грустной тональностью соответствует этому месяцу)
3. Сообщение темы и целей урока.
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе.
4. Работа с эпиграфом. СЛАЙД 2
Обратите внимание на эпиграф урока, давайте запишем его.
Люблю я пышное
природы увяданье.
А.С.Пушкин
- Какое время года любил А.С.Пушкин? (Он любил осень и часто описывал в стихах именно это время года, т.к считал, что в осени есть особое очарование. Осень вдохновляла его)
- Ребята, что значит пышное природы увяданье? ( Осенняя природа утрачивает силу)
5. Орфографическая разминка. СЛАЙД 3
Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».
Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.
1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
КАРТОФЕЛЬ
2. Сто одежек и все без застежек. КАПУСТА
3. Маленький, горький, луку брат.
ЧЕСНОК
4. Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей.
ОГУРЕЦ
5. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.
АРБУЗ
6. Лежит хрюшка –
Желтое брюшко.
КАБАЧОК
7. В поле тычинка –
Золотая вершинка.
РОЖЬ
8. Сама в земле, а коса на улице.
МОРКОВЬ
9. Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щечки,
На косе – листочки.
ЯБЛОКО
10. Красна в землю вросла.
СВЁКЛА
5. Работа над словом.
Ребята, обратите внимание на слово свёкла.
Мы сейчас с вами поработаем над этим словом с точки зрения орфоэпии и лексики. А вы знаете, что такое «Орфоэпия», «Лексика»?
- Как мы произносим это слово?
- А как наши бабушки называют свёклу? (буряк)
- А вы любите кушать свёклу?
Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.
А так же свёкла очищает организм, защищает от рака.
Осень – ещё и грибная пора.
6. Синтаксическая разминка.
СЛАЙД 4
Подберезовики и опята красовались на полянке.
- Ребята, а в чем синтаксическая особенность этого предложения?
Нарисуем схему этого предложения.
7. Физ.разминка.
СЛАЙД 5
8. Повторение и закрепление изученного материала.
- Вспомните, что вы знаете о словосочетании? (сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Из каких частей оно состоит? (из главного и зависимого слова)
- Все ли сочетания слов можно назвать словосоч-ми? (грамм.основа не явл. словосоч.)
Какие словосоч. мы бы выписали из этого предложения?
На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Задание по рядам.
( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
- Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?
- Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства? (эпитеты)
10. Итог урока.
- Ребята, вернемся к нашему эпиграфу и посмотрим на это предложение с точки зрения синтаксиса. Назовите грамм.основу предложения и выпишите словосочетание (люблю увяданье, увяданье природы, пышное увяданье)
Таким образом, делаем основные выводы по теме сегодняшнего урока.
- Так что же такое словосочетание?
- Из каких частей оно состоит?
- Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?
11. Домашнее задание: упр.132 стр.55
Оценки за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мини-сочинение Кузнецовой Тамары
Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали жёлтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво!
Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами.
Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!»
Мини-сочинение Гарипова Динара
Наступает золотая осень.
Дни становятся короче, и всё реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковёр.
Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. В небе я увидел косяк уток, которые летели в далекие края.